Не везущие. Невостребованные. Нерентабельные

Оценить
Как решается проблема транспортного сообщения между отдаленными поселками Саратовской области

С начала февраля в Саратовской области отменили сразу 18 автобусных маршрутов. В основном пригородного, межмуниципального и межпоселкового сообщения. Но в региональном минтрансе заверили, что волноваться не о чем. Без транспорта население области не останется.

С 1 февраля 2018 года перестали ходить автобусы от Саратова до посёлков Александровка, Динамовский, Учреждение, Романовка, села Красный Яр и станции Сенная (№№ 217, 218, 410, 662, 682, 636-1). Отменили постоянные маршруты до Саратова из Турков, Золотого, Дубовки, Горного через Б. Кушум и из поселка Камышово через Дергачи (№№ 501, 657к, 658, 665А, 801). В Балаково не будут больше ходить автобусы из Озинок и из Базарного Карабулака (№№ 581 и 737). Ликвидированы маршруты от Александрова Гая до Лукова Кордона (№ 103), от Екатериновки до Ртищева и до Балашова (№№ 519 и 667), от Новоузенска до посёлка Основной (№ 620) и от Энгельса до Кривого Яра (№ 706).

По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, некоторыми из этих маршрутов сами пассажиры уже не пользовались на протяжении нескольких последних лет. Остальные оказались дублирующими вновь открытые маршруты. В ведомстве уверены, что их отмена не повлияет на уровень транспортного обслуживания жителей региона.

Как поясняет Михаил Колчин, начальник отдела транспортного обслуживания населения областной «Дирекции транспорта и дорожного хозяйства», маршрутная сеть регулярных перевозок постоянно претерпевает изменения. И это нормально. Против закрытых сегодня 18 межмуниципальных маршрутов, по его словам, за последние два года в Саратовской области открыли 30 новых – пять пригородных и 25 междугородных. В их числе, например, маршрут от Саратова до Сбродовки (ч/з Константиновку, № 291-А) и до Турков через Балашов (№ 500), от Хвалынска до Саратова через Вольск (№ 502) и от Балтая до Балакова через Базарный Карабулак (№ 806) и ещё многие другие.

Можно приспособиться...

Чем дальше населённый пункт от основных транспортных артерий, тем сложнее там с автобусами. Расстояние в несколько километров может оказаться настоящим испытанием на наших дорогах, когда съезжаешь с трассы, направляясь пусть даже не в столь отдаленное село. Если же расстояние от райцентра до поселка – несколько десятков километров по бездорожью, то это уже богом забытый уголок. Тем не менее, люди, живущие здесь, сумели приспособиться и к этому неудобству.

Татьяна, педагог, жительница села Моховое Ершовского района, в 12 км от райцентра:

– Автобус в Моховое уже несколько лет не ходит. Три раза в неделю в наше село заходит автобус по пути из Ершова в Орлов Гай и обратно. От Мохового до асфальтированной дороги примерно три километра. Местные жители складывались деньгами, засыпали 300 метров проезжей части села обычными стройматериалами и разравнивали всё это. В непогоду автобус не заходит в Моховое. Недавно долго простояла на остановке, замерзла, автобус не пришел, вернулась домой.

Если необходимо съездить в Ершов по работе, руководство решает вопрос с транспортом. У нас есть помещение для ФАПа, но нет медработников, поэтому если нужна помощь врача, вызываем скорую или едем в Ершов. Кто-то – на собственных машинах, кто-то договаривается с сельчанами или нанимает за деньги тех, кто занимается извозом, особенно зимой, когда нет другой работы. Съездить в Ершов по делам туда и обратно (водитель подождет, сколько надо) стоит 400 рублей. Мы уже привыкли.

Ольга Севостьянова, бухгалтер, жительница Воронцовки Екатериновского района в 60 км от райцентра:

– К нам ходил общественный транспорт один-два раза в неделю, но когда это было, никто уже не помнит. Село расположено в 210 километрах от Саратова, а в 25 километрах – Сердобск. Поэтому в поликлиники и больницы мы ездим в соседнюю область. Руководитель нашего сельхозпредприятия Волков чистит снег зимой. Такси в Сердобск стоит 1000 рублей в хорошую погоду по грунтовке. В распутицу по объездной – 2000 рублей. До Екатериновки – 1,5 тысячи. Но таксисты ехать к нам отказываются. Так что мы договариваемся с теми, у кого есть машины, ездим в основном в Сердобск. Сложнее, конечно, когда нужно везти отчетность в райцентр или в Саратов.

Ольга Богомолова, жительница Альшанки Екатериновского района в 27 км от райцентра:

– Несколько лет назад в Альшанку ходил автобус. А сейчас четыре дня в неделю заезжает проходящий из Саратова в Бакуры и обратно. Сотрудница из Екатериновки иногда добирается в Альшанку на работу больше часа – такая разбитая к нам дорога. А до Бакур люди едут от нас еще 25 километров. Эти годы даже ямочного ремонта не делают. Буквально 3–4 месяца в году мы можем относительно спокойно ездить по грунтовке, поэтому ждём всегда с нетерпением теплого времени года.

...и к пассажирам тоже

В свое время в каждом райцентре пассажирскими перевозками занимались муниципальные автотранспортные предприятия. К настоящему моменту многие из них обанкротились, уступив место на рынке частным предприятиям. Но и они вынуждены приспосабливаться – и к пассажирам, и чтобы выжить.

По словам Александра Картенёва, директора АО «Балаковский пассажирский автокомбинат», обслуживающего 25 маршрутов по Балаковскому району, охватывающих «почти все сёла района», на многих направлениях число льготников превышает половину от общего количества пассажиров.

«Потери от перевоза граждан, относящихся к льготным категориям, уже с учетом компенсации составляют в среднем 20 процентов, – говорит Картенёв. – Их мы восполняем на маршрутах с большим пассажиропотоком. У нас есть проходящие маршруты».

Перевозчик из Ртищева Павел Зверев (ИП) обслуживает 8 сельских маршрутов и до 7 городских (в Саратов и заказные маршруты). Говорит, что за 13 лет его работы в сфере пассажироперевозок количество маршрутов по району не менялось. Хотя, по его словам, автобусные маршруты в сельской местности не рентабельны и для закрытия многих из них есть веские основания:

«Снижается численность сельского населения, которое, к тому же, несмотря на экономические сложности, приобретает личный транспорт. С каждым годом состояние наших дорог всё хуже. И самое главное, компенсации за льготников мы получаем не в полном объёме и с двухмесячной задержкой. Например, за билет льготника стоимостью 150 рублей нам возвращают лишь 66 рублей, – рассказывает Зверев. – Мы не разорились и не закрыли сельские маршруты только благодаря тому, что сохраняем городские».