«Фантастическое путешествие «Вокруг света»

Оценить
В декабре 2015 года волгоградское издательство «ПринТерра-Дизайн» открыло новую книжную серию «Как издавали фантастику в СССР».

В декабре 2015 года волгоградское издательство «ПринТерра-Дизайн» открыло новую книжную серию «Как издавали фантастику в СССР». Автором стал липецкий исследователь фантастики Алексей Караваев, а первый том, «4 истории», был посвящен популярным сериям «БПНФ» («рамка») и «ЗФ», а также фантастике «Техники – молодежи» и жанру научно-фантастического очерка. Жанр своей книги Караваев определил как «визуальные очерки», и это не случайно: том увеличенного формата был напечатан на глянцевой бумаге, позволяющей помещать на каждой странице качественные цветные иллюстрации.

И вот в январе 2018 года вышла вторая книга серии – «Фантастическое путешествие «Вокруг света», в таком же увеличенном форме и с такими же красочными иллюстрациями на всех полосах. Формально речь здесь идет только об одном журнале, но на самом деле – о нескольких (а ведь с начала 60-х существовало еще и приложение «Искатель», и о нем будет тоже рассказано).

Первый «ВС» просуществовал всего семь лет (1861–1868), а второй, издаваемый братьями Вернерами (1885–1891), был не похож на первый, а третий, «сытинский» (1891–1917), уже мало походил на «вернеровский». В дореволюционные годы фантастики в журналах было мало, однако когда журнал, уже в 1927 году, был вновь возрожден (причем поначалу даже «в двойном размере» – и в Москве, и в Ленинграде), фантастическая литература становится частым гостем на страницах «Вокруг света».

Примечательно, что Александр Беляев – самый популярный советский фантаст – печатает свои произведения как в московском, так и в ленинградском изданиях: выходят романы «Человек-амфибия», «Продавец воздуха», множество рассказов; в 1936 году Беляев даже занимал штатную должность завотделом фантастики... Об этих и других периодах жизни журнала, вплоть до 1991 года, и о месте фантастики в каждый из них рассказано очень обстоятельно. Мы видим, как НФ иногда вообще на год-полтора исчезает с журнальных полос, как потом сливается то с чисто «географическим» очерком, то с газетной передовицей, то с научно-популярной лекцией, то с политическим памфлетом на «зарубежном материале».

Караваев не скрывает, что качество литературы на страницах журнала в иные времена оставляло желать лучшего – особенно в те годы, когда все тексты были пропитаны идеологией, а иллюстрации только подчеркивают идеологический посыл произведений. Автор проделал огромную работу: исследовал каждый из вышедших в СССР номеров, прочел ВСЮ фантастику, там опубликованную, и подробно рассказал о том, как она менялась и, главное, как метаморфозы были связаны с различными этапами жизни страны: ведь чем меньше в фантастике «художественного» и чем больше в ней агитпропа, тем любопытнее она с точки зрения истории жанра и социологии...