Футуристический триллер – не ново

Оценить
Netflix, сериал «Чёрное зеркало»

Мне кажется, январь – это время сериалов. В новогодние праздники от скуки начинаем смотреть что-то новое, а потом, если втянулись, досматриваем вечерами, после работы. Для меня таким сериалом стали «Карточный домик» и новый сезон «Черного зеркала». И если первый из-за сексуального скандала вокруг исполнителя главной роли Кевина Спейси временно заморожен, то со вторым, кажется, всё нормально. Или так просто кажется?

«Черное зеркало» – это сериал про то, как новые технологии влияют на жизнь людей. Несмотря на тему прогресса, по настроению он консервативный, а некоторые эпизоды и вовсе отдают технофобией. Каждая серия – новая история с новыми героями, сквозного сюжета, кроме заявленной темы, здесь нет. Даже временной промежуток непонятен – временами кажется, что это далекое будущее, временами, что близкое. Иногда понимаешь, что это уже происходит здесь и сейчас, например, прошлогодняя история про то, как «лайки» напрямую влияют на рейтинг людей в жизни.

Строго говоря, «Черное зеркало» никогда не было сериалом про технологии – это скорее киноэпопея про то, как человек оказывается не готов жить в мире безупречных, но безэмоциональных машин, которые способны разрушить даже самую успешную жизнь и испортить доброго человека.

В первом эпизоде четвертого сезона «USS Каллистер» воспроизведенные в компьютерной игре клоны реальных людей становятся заложниками коллеги-чудака, который таким специфическим образом мстит. В «Архангеле» ставится вопрос о том, как может разрушить семейные отношения система тотального слежения за детьми. В самой романтичной серии сезона – «Убить диджея» – внешне безупречный гаджет по поиску идеальной пары сковывает людей, которые могут полюбить друг друга и без идеальной совместимости. Особняком стоит серия «Крокодил», в которой новая технология становится невольным источником бед, хотя формально работает на благо – визуализатор воспоминаний, по которому можно, например, отследить виновного в аварии.

Всё бы ничего, только не покидает ощущение, что сценарист Чарли Брукер исписывается и в новом сезоне не поднимает, как прежде, важных экзистенциальных вопросов. То ли дело в том, что сериал от Channel 4 перешел к Netflix и опопсел, то ли у Брукера кризис творческих идей, то ли он просто не поспевает за трендами. Этот вариант нельзя исключать – даже передовой «Карточный домик» после победы Трампа на выборах уже не смотрится таким уж оригинальным.

2017 год преподнес так много неожиданностей, что порой кажется, будто кино не способно уследить за стремительно меняющимся миром: многие, например, знали в начале прошлого года рэпера Гнойного? А в конце года он уже судил в шоу «Успех» с Филиппом Киркоровым.

Возможно, мы слишком многого ждем – сезон «Черное зеркало» неплох, он просто развивает темы, намеченные ранее. В конце концов, как шутят, 2017-й – это реинкарнация 1990-го: фильм года – «Оно», сериал года – «Твин Пикс», а в политику вновь рвется Собчак. Да и «Черное зеркало» не про новые технологии, повторимся, а про человеческие взаимоотношения с вечными проблемами.