Принуждение к общественному транспорту

Оценить
В 2018 году в Сингапуре людям не разрешат покупать автомобили

В Москве хотят сделать платным въезд автомобилей в центр города. В Саратове этой мерой для ограничения числа легковых авто на дорогах тоже уже грозили. Число автомобилей в областном центре росло в последние годы такими темпами, что для них уже не хватает проезжей части наших нешироких улиц. Обещанные ограничительные меры огорчают владельцев частного автотранспорта. Между тем есть на свете город-государство Сингапур, где, чтобы уйти от пробок, в 1990 году был сделан выбор в пользу общественного транспорта. В 2018 году сингапурские власти вообще хотят запретить своим гражданам покупать автомобили. Возможно, запрет будет продлён на несколько лет.

Эти запретительные меры вряд ли вызовут недовольство сингапурского населения. К запретительным мерам в отношении частного автотранспорта здесь привыкали с 1990 года. У темпов роста автомобилей давно есть годовые квоты. Были годы, когда рост числа личных авто не должен был превышать 3 процентов, потом потолок сдвинули до отметки в 0,25 процента в год. В итоге в Сингапуре почти на 6 млн населения приходится всего 600 тысяч автомобилей. (Для сравнения: в Саратове на 843 тысячи жителей зарегистрировано более 300 тысяч единиц легкового транспорта).

Обойти запретительные меры в Сингапуре нельзя, потому что они экономические. Власти постарались, чтобы автомобиль для населения этой очень богатой страны превратился в предмет роскоши. Хочешь иметь его – плати за своё желание государству сумму, сопоставимую со стоимостью трёх автомобилей. Платить в государственную казну человек начинает, как только подаёт заявку на тендер, где разыгрываются сертификаты на право владения машиной. Сертификат стоит $37000 и продаётся на 10 лет. После этого право на автомобиль снова придётся покупать, как правило, вместе с новым автомобилем. Старый оказывается никому не нужным и продаётся за границу на запчасти.

На регистрацию транспортного средства отводится не больше полугода. Проходя её, придется заплатить два сбора, один из которых зафиксирован в тысячах долларов, а другой составляет 140 процентов от рыночной стоимости автомобиля. При этом надо иметь в виду, что рыночная стоимость импортного автомобиля уже подскочила более чем на треть при пересечении сингапурской границы.

Ну а дальше начинаются текущие траты, связанные с долгожданным владением автомобилем, каждый из которых в обязательном порядке оборудован средством электронной оплаты. Деньги автоматически списываются со счета автолюбителя за поездку по центру города, за выезд на дороги в час пик, за пользование стоянками. Полицейских на улицах нет. Но за движением следят многочисленные камеры. И все штрафы опять же списываются со счёта автовладельца автоматически. Неуплата дорожного налога в Сингапуре и вовсе считается преступлением. Причём заплатить дорожный налог можно только при наличии справки о техосмотре.

Драконовские меры компенсируются колоссальными усилиями власти по развитию общественного транспорта. В эту отрасль экономики вкладываются десятки миллиардов долларов. Во-первых, в Сингапуре есть два вида метро. Наземное перемещает людей с окраин города к станциям центрального подземного метро. Поезда метро ездят без машинистов, и их движение отлажено современным компьютерным обеспечением. Во-вторых, в городе много автобусов, плата за проезд в которых считывается с карты в зависимости от времени, проведённого в поездке. В-третьих, в Сингапуре есть плавучие такси и просто такси. Ну и отличные дороги – само собой.