Судьба рекордного урожая

Оценить
Как Саратовская область справляется с перепроизводством зерна

В этом году саратовские сельхозтоваропроизводители собрали зерна даже больше, чем планировали. Рассчитывали на урожай в 4,5 млн тонн, потом в процессе поняли, что и 5 млн легко поднимут, а по окончании всех уборочных работ насчитали аж 6 миллионов тонн зерновых и зернобобовых. С одной стороны, конечно, гордость (особенно она распирала губернатора Валерия Радаева), с другой – вопрос: куда девать это добро и сколько оно теперь будет стоить?

Дело в том, что с урожаем в этом году «повезло» не только Саратовской области, но и многим другим областям, и теперь у всех зерна в избытке – в целом по стране намолотили 135 миллионов тонн. Скептически настроенные эксперты и аналитики запричитали, что из-за нехватки элеваторных мощностей весь саратовский урожай «погниет под открытым небом». Иные специалисты и вовсе заподозрили, что никакого «рекордного урожая» у нас на самом деле не было и нет. Это, мол, региональное правительство с губернатором во главе всё навыдумывали.

Чего бы собрал, соседям раздал

Россельхознадзор на минувшей неделе подтвердил, что урожай в Саратовской области все-таки был, и действительно рекордный – свыше 6 миллионов тонн. С этим результатом Саратовская область вошла в десятку ведущих регионов страны по производству зерна.

Вместе с тем ведомство сообщило, что под его контролем из Саратовского региона было вывезено уже около миллиона тонн пшеницы, ржи и ячменя, что на треть больше, чем в прошлом году. Еженедельно вывозится более 65 тысяч тонн. При этом за пределы Российской Федерации вывезено 710 тысяч тонн саратовского зерна. Это на 50 процентов больше, чем в 2016 году. В основном за рубеж отправляют пшеницу (408 тыс. тонн), ячмень, рожь, нут, сафлор, лён, чечевицу и подсолнечник. Саратовское зерно экспортировали уже более чем в 20 стран. В том числе в Израиль, Арабские Эмираты, Венгрию, Ливан, Сербию, Чехию, Грузию, Бельгию, Нидерланды, Польшу, Италию и др.

Однако самым крупным покупателем саратовских зерновых оказался Азербайджан, приобретший половину всего экспортного объёма – 354,5 тыс. тонн. А также Латвия (111 тыс. тонн), Иран (98 тыс. тонн), Турция (48 тыс. тонн) и Казахстан (11 тыс. тонн).

Небольшую партию зерна – 68 тысяч тонн – региональное управление Россельхознадзора вообще изъяло из оборота. При проведении карантинной экспертизы в 60 партиях продукции (77 тыс. тонн), вывозимых за пределы области, были найдены различные сорняки (горчак ползучий, повилика). Около 9 тысяч тонн удалось очистить от этого сора, а вот остальное спасти было невозможно.

В Россельхознадзоре уверены, что в обозримом будущем (примерно до следующего лета) на экспорт из Саратовской области будет уходить до 100 тысяч тонн зерна ежемесячно. На внутреннем рынке, по прогнозам ведомства, основными потребителями саратовской пшеницы станут Ленинградская, Калининградская, Вологодская, Пермская области, а также Удмуртия, Мордовия и Башкирия. Рожь пойдет в Тамбовский и Воронежский регионы.


[кстати сказать]

Тенденция к росту зерноперевозок

Эксперты «Объединенной Вагонной Компании», изучив тенденции в грузоперевозках, наметившиеся этой осенью, заключили, что если текущая ситуация на мировом рынке сохранится, то экспорт российского зерна будет расти.

Дело в том, что из-за засухи и метелей урожай пшеницы в США сократился на четверть по отношению к прошлому году. По оценке Минсельхоза США, американская пшеница упадет до 15 процентов от мирового экспорта, а урожай РФ в этом сезоне будет вдвое больше, чем в Соединенных Штатах. Кроме того, США закрыли торговое представительство «Пшеничной ассоциации» в Египте. А значит, Россия стала главным поставщиком зерна на египетский рынок. В прошлом году доля российских компаний в структуре поставщиков на рынок Египта составляла около 70 процентов. И у России, по оценкам экспертов, есть все шансы сохранить лидерство на рынке этой страны. Этому способствуют еще как минимум два момента: доставка украинского зерна сейчас обходится дороже, а Румыния и Франция сами отказались от участия в последних египетских тендерах.

Кроме того, эксперты «Объединенной Вагонной Компании» отмечают, что только в октябре текущего года экспорт зерна вырос сразу на 90 процентов. В основном за счёт роста поставок как раз-таки в Египет (в 4,5 раза) и Саудовскую Аравию (в 4 раза).

Росту перевозок зерновых грузов призвана содействовать и специальная скидка ОАО «РЖД». С 1 октября 2017 года до 30 июня 2018 года тариф на экспортные перевозки зерна из ряда регионов, удаленных от морских портов, снижен примерно на 10 процентов (РЖД за это получит из бюджета около 20 миллиардов рублей). Скидка действует на отправку грузов со станций Воронежской, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Омской, Курской, Липецкой, Пензенской, Самарской, Ульяновской и Курганской областей.

Лучше вывезти, а то складывать некуда

Отправка части урожая за пределы региона в какой-то степени решает проблему хранения зерна внутри региона. А проблема эта оказалась очень актуальной и стала очевидной лишь тогда, когда зерно посыпалось в закрома и из закромов начало высыпаться обратно. Гигантский урожай, как его ни вожделели, оказался полной неожиданностью, и к нему всерьёз не готовились. Элеваторные мощности Саратовской области на чрезмерно большие урожаи не рассчитаны.

В областном минсельхозе объясняли, что региональная система элеваторов и зернохранилищ сильно пострадала в постперестроечное время. Восстанавливать, конечно, надо, но быстро не получится. Да и денег на это не было. Но над этой проблемой, мол, думают давно, и вот уже сейчас в Саратовской области строится три зернохранилища. Но пока в нашем регионе работают 52 элеватора. Теоретически они могут вместить 3,2 миллиона тонн зерна. Еще 2,8 млн тонн можно разместить на складах самих хозяйств.

Но практически свободного места на элеваторах Саратовской области не было уже в разгар страды. Оказалось, что в каждом хранятся остатки прошлогоднего тоже богатого урожая. Впрочем, нельзя сказать, что услуги элеваторов раньше пользовались бешеной популярностью у фермеров. Многим сельхозтоваропроизводителям их услуги невыгодны, и потому фермеры предпочитают строить и расширять собственные складские помещения. Сейчас свои зернохранилища есть и у крупных, и у средних хозяйств. Кроме того, фермеры во избежание проблемы хранения урожая, как правило, стремятся реализовывать зерно ещё с полей. Однако в этом году с быстрой реализацией зерна тоже не особо заладилось.


[кстати сказать]

Высока вероятность потери

Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский считает, что из-за проблем с хранением зерна высока вероятность потери 7−8 процентов собранного урожая. «При действующих ценах хранить зерно на элеваторах во многих регионах экономически невыгодно, – отмечает он. – Многие аграрии, чтобы сэкономить на хранении, просто положили его в свои амбары, предназначенные для техники. Скорее всего, к весне заметная доля зерна будет поражена насекомыми». Но даже такие потери при текущих ценах, по словам Злочевского, будут более выгодны для производителей с экономической точки зрения, чем затраты на хранение на элеваторе.

Горе от зерна

По законам рынка, избыток предложения повлек снижение цены. Зерно рекордного урожая подешевело как минимум на треть по сравнению с прошлым годом. И это куда более страшная проблема, чем нехватка зернохранилищ.

Новосибирские фермеры, например, уже обратились к Минсельхозу РФ и региональному правительству с просьбой «ввести режим ЧС» из-за критической ситуации на рынке зерна. Они надеются, что эта мера позволит договориться с банками о пролонгации кредитов. В противном случае, мол, можно ожидать массового банкротства сельхозпроизводителей. Перспективу массовых банкротств фермерских хозяйств видят и ульяновские сельхозтоваропроизводители. И тоже из-за кредитов, расплатиться за которые фермеры рассчитывали выручкой от реализации урожая.

Саратовские фермеры пока не паникуют и никакой катастрофы не наблюдают. «Ситуация терпимая», – говорит от лица саратовских сельхотоваропроизводителей глава Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Саратовской области «Возрождение» Александр Кожин.

«Сложно, конечно, лукавить не буду. Цена на зерно упала. Но всё равно мы ищем выход из сложившегося положения. Винить в нём некого, ну сыпануло зерно, ну куда деваться. Надо продолжать работать. Потихоньку ищем партнёров, ищем трейдеров, ведем отгрузку постепенно. То есть зерно потихоньку продаётся. Никакой катастрофы», – заверил нас Александр Петрович. По его словам, на проблемах реализации урожая сейчас сосредоточено всё внимание не только самих сельхозтоваропроизводителей и ассоциации, но и областного минсельхоза: «Это совместная работа. Все мы в одной упряжке идём. И только благодаря этому почти миллион тонн отгрузили за пределы области, – говорит Кожин. – Да, немного нас подводит качество пшеницы – много фуражного зерна. Плюс АЧС у нас в регионе присутствует... Да много факторов. Но все равно это всё рабочие моменты, вполне решаемые».

Что касается отдельных прогнозов на гибель рекордного урожая под открытым небом, то, по словам Кожина, он о них наслышан и в корне не согласен. «Да, были сложности, когда мы начали убирать озимые, но все вопросы мы решили в ручном режиме. Совместными усилиями растолкали зерно по хранилищам, – говорит собеседник. – К сегодняшнему дню часть объемов уже реализовали, остальное находится на хранении. Есть партии зерна, которые хранятся не со стопроцентным соблюдением норм и требований. Но критических объемов на площадках нет. Подсолнечник, который собирается позже всего, отправляется напрямую на элеватор, под крышу».

Аркадий Злочевский из РЗС на днях тоже рассуждал о необходимости принять ситуацию такой, какая она есть. Цены упали и расти уже вряд ли будут: «Пока особых шансов на рост цен нет. С таким предложением мы можем катиться вниз до бесконечности».

А меры, которые в сложившихся обстоятельствах можно было предпринять, уже были предприняты федеральным правительством: «Все главные решения уже приняты – выделены дополнительные средства на компенсацию тарифов по вывозу зерна из отдаленных от портов регионов. Это поможет удержать закупочные цены от статического падения и зафиксировать их на приемлемом уровне».


[кстати сказать]

Ульяновские фермеры достучались до местных властей

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на прошлой неделе пообещал компенсировать их убытки от высокого урожая. Субсидировать будут тех, кто выращивает подсолнечник, сахарную свеклу, яровые зерновые и зернобобовые. На это из областного бюджета выделят дополнительно 150 миллионов рублей. Деньги крестьяне получат уже в марте, чтобы успели подготовиться к посевной кампании.

Судьба рекордного урожая