Неожиданные развязки

Оценить
Под конец года театралы удивляют премьерами

Обычно бум начинается под Новый год, когда каждый театр старается удивить зрителя свежей постановкой. Но в этом году активность наметилась уже в конце ноября – начиная с фестиваля студенческих театров «Театральная матрица», который проходил на минувшей неделе в Поволжском институте управления, заканчивая новыми премьерами в театре драмы и ТЮЗе. О последних подробнее.

Ящик Пандоры

Несмотря на то, что премьера семейного триллера «Женщина из прошлого» состоялась 28 ноября, саратовский зритель уже имел возможность посмотреть это произведение в виде эскиза летом во время работы творческой лаборатории «Видимоневидимо». Работу ученика Кирилла Серебренникова Александра Созонова зрители приняли с восторгом, так что нет ничего удивительного в том, что спектакль дошел до большой сцены, вернее, до малой.

По сюжету пьесы Роланда Шиммельпфенига в двери семейной пары (Франк – Игорь Баголей, Клаудиа – Любовь Воробьева) стучится странная женщина (Роми – Татьяна Родионова). Она утверждает, что двадцать лет назад Франк поклялся ей в вечной любви, и она пришла, чтобы он исполнил свое слово. Немолодая пара смущается, раздражается и явно не желает продолжать общение с дамой: мало ли кто и какие обещания давал двадцать лет назад? Поначалу кажется, что будет комедия, но с появлением на сцене молодых людей (новички театра Александр Островной и Дарья Ревина), столь же безмятежно влюбленных друг в друга, начинаешь ловить себя на мысли, что сюжет окажется куда трагичнее...

Не меньший интерес представляет сценография Алины Алимовой. Зритель не наблюдает за происходящим из зала, а оказывается прямо дома у героев – на кухне, в гостиной или спальне – в зависимости от того, куда сядет. Консервативная публика, впрочем, может остаться «за пределами» дома – в зале предусмотрены места. Чтобы у всех была возможность наблюдать за происходящим, стены дома сделаны из прозрачной пленки, к тому же в каждом из помещений висит телевизор, выхватывающий крупные планы героев.

«Женщина из прошлого», пожалуй, станет одной из жемчужин театра драмы. Спектакль необычный, интригующий и в техническом плане – новаторский как для театра, так и для города.

Режиссер щедро рассыпал ребусы по ходу действия, и зритель спокойно может запутаться в аллегориях. Но несмотря на сложные интеллектуальные игры, спектакль держит в напряжении от начала и до конца. По словам Созонова, «Женщина из прошлого» обладает потенциалом «быть трижды проданным», чтобы зритель сумел оценить все нюансы игры актеров. Насколько сбудутся его слова – покажет время.

Кто засиделся в невестах

На необычную акцию решились в ТЮЗе. Почти за месяц до сдачи спектакля «Двенадцать стульев» режиссер Алексей Логачев (он же главный режиссер театра) пригласил журналистов на открытую репетицию. Причина простая: во-первых, опробовать формат, во-вторых, сделать анонс в СМИ, ведь обзоры на спектакли часто выходят уже после премьерных показов. Тем более что постановка романа Ильфа и Петрова, как ни странно, в Саратове случается впервые. Дело ответственное.

На нынешней стадии будущий спектакль уже хорош. По задумке режиссера, это «попытка показать культовое произведение в процессе его создания, как авантюрный эксперимент двух молодых авторов, затеянный из чистого литературного азарта». Возможно, «Двенадцать стульев» Логачева не предложит каких-то неожиданных поворотов, но и в своем нынешнем виде он органичен. Радует и сценография с переполненной стульями сценой – их настолько много, что герои порой по ним чуть ли не лазают.

Раскрывать имена актеров не будем, скажем лишь, что в спектакле задействована практически вся труппа театра – 35 человек. Премьера состоится 22 декабря и 19 января. Как и предыдущая постановка, спектакль имеет возрастной ценз «16+», хотя чего-то шокирующего нам увидеть не удалось. Несмотря на изрядную продолжительность – три часа с двумя антрактами.

Зима наступила

Культурная жизнь Саратова не исчерпывается исключительно театрами. В Радищевском музее в первый день зимы – 1 декабря – открылась выставка «Аллегория времени», посвященная теме смены времен года в западноевропейской графике. Микс из работ Жана-Пьера Симона, Николя Лармессена, Франческо Бертолоцци, Альфонса Мухи и ряда других мастеров дает интернациональный взгляд не только на различия между весной и осенью, но и между отдельными месяцами. А порой, как в случае с Лармессеном, и временем суток. Примечательно, что частенько сюжет у художников строится вокруг девушек – видимо, именно с ними ассоциировалась эта тема. Иногда мы видим жанровые сцены, иногда – сложные аллегории, как в «Пещере вечности» Георга Эймарта (Младшего). Самое пристальное внимание посетителей музея, скорее всего, привлечет классик модерна Альфонс Муха – на выставке представлены четыре декоративных панно из серии «Времена года».

Экспозиция, составленная исключительно на основе фондов самого музея, представит и два уникальных экспоната – это офорты, дополненные и украшенные тканью. Правда, авторство этих работ, несмотря на усилия сотрудников, установить не удалось.