Искусство или «гарцевание психопатов»

Оценить
Можно ли то, что делает Пётр Павленский, называть творчеством? Разбираемся с помощью экспертов

На минувшей неделе российский художник-акционист Пётр Павленский поджег здание Банка Франции, после чего был задержан и отправлен в психиатрический стационар. На родине Павленский прославился не менее скандальными акциями: он поджигал дверь здания ФСБ на Лубянской площади, приколачивал свою мошонку к брусчатке на Красной площади. Значительную часть своих перформансов художник исполнял, будучи абсолютно голым.

Ночь с канистрой

9 ноября 2015 года во втором часу ночи Пётр Павленский подошёл к зданию ФСБ на Лубянской площади. Далее художник совершил действия, которые позднее суд признает порчей объектов культурного наследия (ст. 243 УК РФ): он облил бензином входную дверь и поджёг её, после чего красиво встал напротив пожара с канистрой в руках. Поступок принёс Павленскому новую порцию славы и почти миллион рублей убытков: 500 тысяч штрафа плюс 481 тысяча в качестве возмещения вреда. Хотя убытки оказались, скорее, потенциальными: в 2017 году СМИ сообщили, что художник покинул Россию, так и не оплатив штраф.

У значительной части россиян поджог двери ФСБ может вызвать непонимание, однако Павленского не зря называют художником. То, что он делает, попадает под определение «акционизм». Вот что рассказывает об этом удивительном явлении словарь искусства (цитата с сайта diclist.ru): «Представители акционизма считают, что художник должен заниматься не созданием статичных форм, а организацией событий, процессов. Истоки акционизма следует искать в деятельности футуристов, дадаистов, сюрреалистов. Движение стремится стереть грань между искусством и действительностью».

А может быть, он просто псих?

О том, можно ли увидеть в действиях Павленского признаки проблем с психикой, мы спросили главного врача Саратовской областной психиатрической больницы Святой Софии Александра Паращенко.

Александр ПаращенкоКак отметил специалист, в числе проявлений психических расстройств действительно есть такие, как пиромания (влечение к поджогам) и эксгибиционизм (прилюдная демонстрация своих половых органов и публичная мастурбация). Однако подобные поступки вовсе не означают, что человек обязательно болен: «Психически здоровые люди совершают даже больше нелепых поступков, чем больные. У больных это действительно обусловлено каким-то переживаниями, а здоровый порою лепит всё подряд, лишь бы обратить на себя внимание или продвинуть какие-то свои идеи. Ведь привлечь внимание, например, целой страны очень непросто. Вот люди и прибегают к таким вычурным поступкам».

Комментируя действия акционистов, специалист высказал мнение, что это, как правило (хоть и не всегда), «просто гарцевание психопатов». Психопатия – патология характера, которая может выражаться, в том числе, вызывающим поведением, пояснил Паращенко.

Алексей ТрубецковАлексей Трубецков, художник, член правления саратовского отделения «Творческого союза художников России»:

ОН, БЕЗУСЛОВНО, ВСКОЛЫХНУЛ РОССИЙСКУЮ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

Павленский, конечно же, не художник в том понимании, что он рисует что-то на холсте. Но он художник как человек, делающий искусство. На английском это называется «artist», в русском языке такого универсального термина нет.

Павленский – это яркая фигура. По крайней мере, в российском пространстве он реализовал себя очень сильно. Ведь самое важное для художника: создать ситуацию, которая заставит окружающих задуматься о том, кто они и как они живут. Павленский, безусловно, всколыхнул российскую общественность и, возможно, спровоцировал некоторых переосмыслить свои представления о мире. А как он это сделал – с помощью холста и красок или собственных тела и действий – абсолютно неважно. И пусть вас не смущает, что какие-то акции он совершает без одежды. Когда человек обнажается – это вовсе не всегда означает, что он хочет показать себя голым. Возможно, он просто хочет сказать, что является абсолютно незащищённым существом и не связывает себя ни с какими социальными аспектами.

Что касается произошедшего во Франции, то, по моему впечатлению, там Павленский попытался сделать повтор своей безумно удачной и мощной акции у дверей Лубянки. Но в этот раз она прозвучала не так сильно. Ведь всегда надо учитывать контекст. За последние 100 лет тема буржуазии в Европе была уже настолько обсуждена, что сейчас ею никого не удивишь. Европейские акционисты когда-то начинали с этого! Хотя если у Павленского получится стать ещё одним российским художником, повлиявшим на мир, а таких примеров немало, я буду только рад.

Алла ЛосинаАлла Лосина, депутат Саратовской областной думы («Единая Россия»), председатель комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике:

ИНТЕРЕС К СЕБЕ ЕМУ НУЖЕН И ДАЖЕ ПОЧЕМУ-ТО НЕОБХОДИМ

Я творческой деятельности Петра Павленского не знаю, хотя, насколько мне известно, он окончил знаменитую «Муху» (Мухинское училище. – Прим. ред.), где учился монументальной живописи. То есть кистью, видимо, владеет хорошо, но ему интереснее политика. Я считаю, что он занимается (очень своеобразно) именно ею. Ему интересен протест. Форма протеста.

Буквально на днях прочитала интервью Эрнста Неизвестного по поводу книги Василия Аксёнова «Таинственная страсть». Вот в протест такого человека хочется вникнуть. Цитата из его размышлений о времени, проведённом в Коктебеле: «Я не могу смотреть на закат коллективно. Я любил уединение. Слушая шум морской волны, в блокнот зарисовывать камни. Через эти камни я понял древнее искусство, понял Генри Мура». Вот это мне интересно. Да что мне! Это было интересно Хрущёву, которому Эрнст Иосифович, например, мог сказать о его аппаратчиках: «Вас же эти люди обманывают – а ну, скажите, кто из них внушил вам, что вы разбираетесь в искусстве?»

Пётр Павленский тоже, наверное, кому-то интересен. Интерес к себе ему нужен и даже почему-то необходим. И он добивается его странными, шокирующими способами.

Он протестует? Но, скажем, редактор вашей газеты, очень уважаемый мною Дмитрий Борисович Козенко, тоже постоянно находит поводы протестовать, и повторюсь, в это хочется вникнуть, хочется диалога. Зачем же зашивать рот суровой ниткой? Высказывайся! Не можешь говорить убедительно и выразительно словами – делай это посредством художественного языка. Эрнст Неизвестный так и сказал: «Дайте мне служить Родине моим гением!». Однако в данном случае надо говорить, видимо, о чем-то другом.

Избранные акции Петра Павленского и их толкование

Пётр Павленский– 2012 год, «Шов». Павленский зашил себе рот суровой ниткой и полтора часа стоял у Казанского собора в Санкт-Петербурге с плакатом: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф. 21:12–13)».

Объяснение: «Я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность. Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду»

– 2013 год, «Фиксация». Голый Павленский прибил свою мошонку гвоздём к каменной брусчатке на Красной площади в Москве.

Объяснение: «Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, – метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества».

– 2014 год, «Отделение». Голый Павленский, сидя на заборе московского института психиатрии им. Сербского, отрезал себе ножом мочку правого уха.

Объяснение: протест против использования психиатрии в политических целях. «Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого норм» .

– 2015 год, «Угроза». Павленский облил бензином и поджёг входную дверь здания ФСБ на Лубянской площади в Москве.

Объяснение: «Горящая дверь Лубянки – это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 миллионами человек».

– 2017 год, «Огонь революции». Павленский поджёг здание национального Банка Франции в Париже. У пожара художник выкрикивал: «Банкиры заняли место монархов».

Объяснение: «Поджог Банка Франции – это освещение правды, которую власти заставили нас забыть. Бастилия была разрушена взбунтовавшимся народом, народ разрушил её как символ деспотизма и власти. <...> Банк Франции занял место Бастилии, банкиры встали на место монархов».


[Кстати сказать]

Шок-контент

Акционизм как течение в искусстве зародился в Европе в 50–60-е годы прошлого столетия. И то, что творили европейские акционисты полвека назад, по своей провокационности, как минимум, не уступает современным перформансам Павленского. Например, в 1968 году художники Отто Мюль, Гюнтер Брус и Освальд Винер (венские акционисты) устроили в Венском университете теперь уже легендарную акцию «Искусство и революция». Участники публично мастурбировали, испражнялись на австрийский флаг и разбрызгивали пиво на присутствующих, при этом напевая гимн страны. Местные власти оказались не восприимчивы к новому виду искусства, и художники получили тюремные сроки за оскорбление государственной символики. В 1966 году художник Герман Нитч провёл акцию в лондонском Институте современного искусства: там зрителей поливали овечьей кровью, а на сцене обнажённые юноши и девушки топтали месиво из внутренностей животных и красного винограда и обмазывали им друг друга (мероприятие остановила полиция).

Деятельность акционистов не просто так носит вызывающий характер. Провокация – важная составляющая их творческого языка: так проще обратить на себя внимание общества. В сами же действия закладывается глубокий смысл. Например, творчество венских акционистов было реакцией на то, что они считали социальным лицемерием и политическим угнетением в своей стране. Как раз в тот период Австрия остро переживала поражение во Второй мировой войне и свою ответственность за преступления нацистов.

Русский акционизм

Пётр Павленский является не единственным российским художником-акционистом современности. Вот лишь некоторые из творений его отечественных коллег.

В 2015 году художница Катрин Ненашева месяц ходила по Москве в тюремной робе, а в последний день помощница обрила ей голову на Красной площади. Акция получила название «Не бойся» и была посвящена теме адаптации женщин после тюрьмы. В итоге сама Ненашева была задержана и арестована на трое суток.

В апреле 2007 года в день «Марша несогласных» (протестное выступление оппозиции) акцию провела арт-группа «Бомбилы»: по Москве ездила машина с закреплённой на крыше красной кроватью, на которой мужчина и женщина занимались сексом. Так художники попытались показать, что контроль над обществом равнозначен контролю над сексуальной жизнью.

Знаменитый «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя, совершённый группой Pussy Riot в 2012 году, также считается акционизмом (некоторые его участники ранее состояли в арт-группе «Война»). В ходе акции несколько девушек в масках пропели у алтаря песню, направленную против «слишком тесного общения церкви и политики». Позднее суд приговорил троих из них к двум годам лишения свободы за хулиганство по мотивам ненависти и религиозной вражды. Судебное разбирательство получило широкую огласку за пределами России, в поддержку группы выступили деятели культуры мирового уровня.