О времена, о нравы

Оценить
Годы идут, а принципы руководства не меняются

Часто ли вам приходится слышать о том, что нравы нынче не те? «Вот были времена...» – любят повторять некоторые. И предаваться воспоминаниям о прошедших эпохах. Мол, власть тогда была благороднее и граждане величественнее и свободнее.

В середине 19 века в Балашовском уезде родилась писательница Валентина Дмитриева. Получив образование в тамбовской гимназии, она вернулась на малую родину и какое-то время работала здесь учительницей.

Скорее всего, Дмитриеву вы не знаете, в школьную программу её произведения не входят. Но её повести и рассказы пользовались успехом у читателей в дореволюционные годы. Высоко о творчестве отзывался Максим Горький. Повесть Дмитриевой «Тучки», написанную в 1904 году, считал одним из выдающихся произведений того времени Анатолий Луначарский.

Так вот про «Тучки». Исследователи пишут, что в повести угадываются Балашов конца прошлого века и нравы, царившие в его избранном обществе. Действие произведения происходит в уездном городе. Пьянство, грубость, произвол – всё это в порядке вещей здесь. Недремлющее око царских чиновников и полиции, следящее за вольнодумцами, – норма жизни. Ничего вам такой жизненный расклад не напоминает?

Героиня произведения – учительница. В земской управе на неё смотрят как на человека, который приносит один только вред, – уж больно неугомонная. Все инициативы героини, направленные на улучшение народного просвещения, тут же отклоняются. Когда активность учительницы уездному начальству надоедает, её, как дамочку неблагонадежную, увольняют. И дальнейшее трудоустройство в сфере образования ей перекрывают.

Такая же судьба, как следует из книги «Город Балашов», написанной Евгением Печуриным и Валентином Танониным, постигла и саму Дмитриеву. Будучи на малой родине, она писала в саратовские СМИ письма и мелкие рассказы. Одно из писем было отправлено в газету «Саратовский листок». Автор возмутилась полнейшей запущенностью народного образования и равнодушием по этому поводу власть имущих. Власть имущие отреагировали так: осердились, уволили, педагогической деятельностью заниматься запретили.

Прошло более ста лет, а принципы работы уездного начальства почти не изменились. Каждый раз, когда мы опрашиваем для газеты учителей, они соглашаются рассказать об особенностях системы образования только анонимно. Потому что, как призналась одна из опрошенных, «нас за правду по голове не погладят».

Не хотят светиться и родители, недовольные поборами в школах и конфликтами с преподавателями. Потому что, во-первых, это отражается потом на детях. Во-вторых, на самих родителях – администрация учебных заведений начинает вычислять комментаторов.