Под фанфары

Оценить
Доводилось уже писать, что жизнь обычного человека в нашей стране и действия власти – это две параллельные прямые, которые никогда не пересекаются. Как пример: станет ли лучше жизнь жителей Омской области после отставки губернатора Назарова?

Доводилось уже писать, что жизнь обычного человека в нашей стране и действия власти – это две параллельные прямые, которые никогда не пересекаются. Как пример: станет ли лучше жизнь жителей Омской области после отставки губернатора Назарова? Станет ли лучше жизнь саратовцев после назначения (как бы выборов) губернатора Радаева? Может, станет лучше, может, станет хуже – с персонами во главе регионов это никак не связано. Там, наверху – свои игры, у нас – свои. И это не единственный пример параллельных прямых в нашей жизни.

Нам представляется, что никак не пересекаются бодрые заявления экономических начальников страны и состояние экономики в целом. В конце лета и начале осени мы постоянно слышали, что экономика снова начала рост и растет невиданными доселе темпами. Самым большим оптимистом оказался спикер Государственной думы Вячеслав Володин – он, кажется, настаивал на показателе в 3,6 процента роста. Попутно нам рассказывают о нулевой инфляции. Тут секрет совсем прост: конец лета – начало осени, созрели овощи. Да сейчас кило помидоров можно купить за 40 рублей, а картофель стоит 20–25. Но пройдет короткое время, овощи и фрукты прибавят в цене, и прощай нулевая сезонная инфляция.

Но дело даже не в этом. Под бодрые возгласы о росте, окончании кризиса и свете в конце тоннеля происходят события совсем другого рода. Это и заставляет нас вспомнить о никогда не пересекающихся параллелях.

Сентябрь оказался для нашей экономики совсем не благополучным месяцем. С грохотом рухнула авиационная компания ВИМ-авиа, оставив тысячи россиян в Турции, а тысячи китайцев в Москве. Дело дошло до того, что любителей отдыха в Анталии эвакуировали самолеты президентского авиаотряда. В экстренном порядке была проведена санация двух крупнейших банков – ФК «Открытие» и Бинбанка. Их взял под свой контроль Центральный банк страны. Там говорят, что для дальнейшей перепродажи, но вот в это верится с трудом. Первый рабочий день октября начался с того, что Центробанк отозвал лицензию у московского Темпбанка. Согласно данным отчетности, по величине активов кредитная организация на 1 сентября занимала 174-е место в банковской системе России.

Похоже, стала окончательно ясной судьба еще одного авиационного гиганта – «Трансаэро». Стоимость оставшихся у авиакомпании «Трансаэро» активов недостаточна для покрытия её долгов, гласит решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

«Обязательства превышают активы должника в 143,69 раза, что свидетельствует о том, что даже в случае реализации всех активов должник не сможет погасить все имеющиеся у него обязательства в полном объеме», – говорится в документе.

Признан банкротом крупнейший машиностроительный холдинг «Тракторные заводы». В холдинг входили такие крупные предприятия, как Чебоксарский завод промышленных тракторов, Владимирский моторо-тракторный завод, Чебоксарский агрегатный завод, «ТК «Волгоградский тракторный завод», Красноярский завод комбайнов, Алтайский моторный завод.

Понятно, что у нас в области концентрация событий далеко не такая. Что объяснимо: у нас и экономика гораздо меньше. Однако под разговоры о векторе лидерства, опережающем развитии и превосходстве над соседями по Приволжскому округу происходят события совсем с другим знаком. Обанкротились «Балаковский дизель имени братьев Маминых» и завод резервуарных металлоконструкций в Саратове. Сложная ситуация на «Торэксе». В конце года ожидается банкротство «Волгомоста», некогда крупнейшей строительной организации области, работавшей и за пределами региона. В областной арбитражный суд направлено заявление Росалкогольрегулирования об аннулировании лицензии на производство алкоголя у «Первого Волжского ВВК». Это предприятие возникло на базе ликероводочного завода «Орфей». В середине предыдущего губернаторского срока мечталось, что это будет один из крупнейших плательщиков налогов в области. Не срослось. Непонятна судьба инвестиционных проектов, связанных с ВВК. Портал «Бизнес-вектор» указывает, что это «строительство комбината по глубокой переработке зерновых с применением инновационных технологий по выпуску биоэтанола. Мощность производства должна составить 300 тысяч литров биоэтанола в сутки. Также «Первый Волжский ВВК» намеревался проводить реконструкцию ликероводочного завода с увеличением площади производственных участков и строительством новых помещений. Общий объем инвестиций должен был составить 4 миллиарда рублей».

Впереди, судя по всему, лучше не будет. Недавно генеральный директор ООО «УК «ТЕСАР», городской депутат Юрий Ерофеев выступил против нерегулируемых тарифов на электроэнергию и так обрисовал ситуацию в нашей промышленности: «Энергетика съедает всю прибыль, мы не можем поднять зарплату. Министерству РФ нет до нас дела. Будем мы работать или нет – им всё равно. Могли бы честно сказать, что нам промышленный комплекс не нужен, мы бы могли перепрофилировать здания под склады, но тогда сколько людей уйдет на улицу!»

На этом фоне, конечно же, странно слышать заявления, что российская экономика с начала года растет на два с небольшим процента. Но это рост от низкой базы, из той ямы, в которую мы скатились в кризис. При этом каких-либо поводов ждать более стремительного роста нет. Санкции никуда не делись и только ужесточаются. Экономика страны как была ориентирована на продажу углеводородных ресурсов, так и осталась на нефтяной игле. Экономической свободы не видать ни малому, ни среднему, ни крупному бизнесу. И как итог: падение доходов россиян продолжается 34 месяца подряд.