Или делите деньги, или забирайте ответственность

Оценить
Депутаты поставили ультиматум администрации города Саратова

Вы видели, как благоустраивается нынешним летом Усть-Курдюмское шоссе? Вот и депутатов Саратовской городской думы начал волновать этот броский и радостный каскад клумб и цветочных горок. Нет, конечно, не сами цветы и даже не семейка пластиковых кабанчиков, которые то вытягиваются в линеечку, то выстраиваются в кружок вокруг корытца с песком. Депутатов беспокоят расходы. А ещё точнее – волнуются они, кто заказчик этого саратовского благолепия в Волжском районе города?

Там ведь не только цветочки-лепесточки нынешним летом появились. Там теперь самый высокий фонтан стреляет струями в небо. И лесополосы вдоль выезда из города вычищены так любовно и художественно, как будто они – бульвар, или сквер, или парк.

Времена, понятно, сейчас не те. И вот так прямо спросить у господина градоначальника, кто дал добро на такой стриптиз в отдельно взятом районе города, равносильно фронде и самооговору. Но депутаты все-таки нашли способ поставить вопрос ребром. Для этого пришлось вытащить на свет божий решение Саратовской городской думы «О порядке распределения расходов на мероприятия по благоустройству территории муниципального образования «Город Саратов». И задать справедливый вопрос: почему оно не исполняется? Чиновники от такой депутатской дерзости расстроились. Заместитель главы города по экономике даже умудрился поскандалить, перейдя на личности.

Дело не в деньгах, а в справедливости

Порядок распределения расходов между районами Саратова был создан в далеком 2008 году. Тогда были придуманы формулы и разработаны нормативы, по которым деньги на благоустройство из городского бюджета выделялись районным администрациям в зависимости от протяженности дорог, площади зеленых насаждений, числа мероприятий, размеров свалок и много чего еще. А потом формулами перестали пользоваться. И депутаты Саратовской городской думы решили собрать рабочую группу, чтобы выяснить у чиновников, нужны сейчас эти нормативы или нет. Если нужны, то приспособить их к сегодняшним реалиям. Если нет, значит, нужно то решение городской думы отменять, одновременно снимая ответственность за благоустройство с районной власти. Первое заседание группы уже состоялось. Следующее отложено до окончания сентябрьских выборных хлопот.

Чиновникам разговор сразу не понравился. Они попытались убедить депутатов, что говорить, собственно, не о чем. В год, когда создавались правила, между городскими районами распределялось 800 миллионов рублей. А сейчас распределяется в десять раз меньше. Ведь содержание дорог и тротуаров забрал под себя в 2012 году городской комитет дорожного хозяйства (КДХ). И с тех пор все выделяемые на ремонт, подметание, чистку дорог и тротуаров сотни миллионов идут через эту структуру городской администрации.

Депутаты упрямо настаивали на том, что даже урезанные районам миллионы хорошо бы распределять понятно и прозрачно. Потому что кроме дорог в зоне ответственности районов осталось еще много чего. И оплачивать содержание всего этого хозяйства стало дороже из-за растущей стоимости топлива, электричества, инвентаря и материалов. Да и новые зеленые объекты появились.

Депутат Александр Янклович спросил, есть ли у города вообще финансовая стратегия развития городского благоустройства? Как городская администрация намерена тратить на него деньги? Если централизованно, через КДХ, то пусть председатель этого комитета Геннадий Свиридов забирает себе и ответственность у районных администраций, сокращая там должности замов по благоустройству.

– Нет-нет-нет, – не согласился депутат Дмитрий Кудинов. Даже если исполнитель и распорядитель бюджетных средств будет один, депутатам хорошо бы еще на стадии формирования бюджета понимать, сколько денег городские чиновники потратят на каждый городской район.

Постарайтесь представить

Знаете, сколько денег потратят в 2018 году на благоустройство муниципальные районы Москвы? 10 миллиардов рублей. Не спешите завидовать – это крохи по сравнению с теми деньгами, что мэрия оставляет себе. Только в первом полугодии нынешнего года по статье «благоустройство» московские власти истратили более 90 миллиардов рублей. Там на реконструкцию парков легко выделяется 50 миллиардов...

Пожарный проезд чей?

Городские чиновники согласились, что всё, что сказано в документе про нормативы распределения средств на содержание дорог для районов, правильнее убрать, если деньги эти всё равно не выделяются уже пять лет. Но напрасно они думали, что этим дело и ограничится. Евгений Чернов, как всегда, немножко сыграв в молодого, наивного народного избранника, уточнил на всякий случай: «Совсем не осталось дорог на балансе районных администраций?».

Ему ответили, что нет. И напрасно поторопились. Потому что кроме Чернова в работе группы принимал участие матерый депутатище Александр Янклович. И он напомнил чиновникам про пожарные проезды между домами. Кто должен следить за их состоянием? Это ведь дороги, а районным администрациям на них деньги не выделяют. Между тем, если объект никому не принадлежит, то по действующим законам его обслуживает районная администрация. Вот он, депутат Янклович, лично занимался пожарным проездом между 7-й гимназией и домом на Федоровской, 1. И выяснил, что он никому не принадлежит. Депутат напомнил работникам администрации, что прокуратура не будет разбираться, почему у пожарных проездов не было хозяина, если начнут гореть дома.

Заместитель главы администрации по экономическим вопросам Алексей Никитин подтвердил, что дороги – это специально выделенная отдельная строка бюджетных расходов. И к районному благоустройству она отношения не имеет. Районным администрациям запрещено брать с неё деньги на обустройство пожарных проездов.

Представитель Фрунзенской администрации предложила в таком случае забрать пожарные проезды с балансов районов на баланс КДХ. Депутат Кудинов предложение поддержал. И вообще попросил чиновников быть честными и черным по белому где-то записать, что к районным администрациям по дорогам (ни по большим, ни по маленьким) никаких претензий быть не должно вообще – потому что за все дороги отвечает городская администрация. Урны, вазоны с цветами, ограничители движения на маленьких дорогах и в тупиковых проездах пусть тоже обслуживает комитет дорожного хозяйства. Не хочет – пусть убирает их совсем. А районы не должны их содержать, подправлять, обновлять. И уж если забрали дороги в КДХ, то нужно забирать и тротуары как элемент дорожного строительства. И уборка этих тротуаров тогда тоже должна относиться к зоне ответственности КДХ, а не районных администраций.

Кому вершки, а кому корешки

Депутаты долго выясняли у чиновников городской администрации, в чьей зоне ответственности в настоящее время относится спуск к ротонде. Почему район кивает на КДХ, а КДХ кивает на район? Оказалось, что за дорогу и тротуар отвечает комитет городской администрации, а лестница закреплена за районным уровнем власти. И именно райадминистрация должна найти деньги, чтобы сделать на лестнице перила.

Вылезала на свет какая-то казуистика. Всё, на что городской власти не хотелось тратить деньги, – «вешалось», по крайней мере, с 2012 года, на районную власть. Присутствующие на заседании рабочей группы чиновники понимали вскрытую постыдность ситуации. Замглавы по экономике Алексей Никитин попросил депутатов вернуться к обсуждению после выборов, когда улягутся всякие политические страсти. Но депутаты хотели приводить примеры именно сейчас, и чтобы в этой кавалерийской атаке на исполнительную власть активно участвовали и приглашенные специалисты районных администраций, которым еще лучше известны адреса подходов, тропинок, площадок и тротуаров, которые им не на что ремонтировать. Вот, например, Октябрьский район Саратова получил по статье «благоустройство» всего 4 миллиона рублей на нынешний год. Вроде и деньги, а по сути – издевательство.

Постарайтесь запомнить

Благоустройство Детского парка закреплено за чиновниками районной администрации. И если он приходит в запустение, то значит, району не выделили денег на детский парк. Потому что красить лавки и урны можно только на рубли, предназначенные для благоустройства.

Про Усть-Курдюмское шоссе лучше не надо

Перейдя к обсуждению значимости зеленых насаждений для распределения по районам бюджетных средств, депутаты выпытывали у чиновников, почему одни зеленые насаждения они поместили в казну районов, а другие в казну города? Как одни деревья отличаются от других при выборе хозяина? Геннадий Свиридов ответил, что деревья, высаженные вдоль улиц, – зона ответственности КДХ. Кроме Волжского района, там за них отвечает районная администрация. И тут депутат от Волжского района Янклович спросил, на какие деньги нынешним летом проводилась обрезка деревьев и кустов вдоль Усть-Курдюмского шоссе.

– Зачем вы этот вопрос задаете? – рассердился Алексей Никитин.

Янклович пояснил, что ему непонятно, откуда в администрации Волжского района на это деньги. Получил ответ, что именно эти насаждения закреплены за городской, а не за районной администрацией. Янклович попросил полную ясность про зеленые насаждения, за которые отвечает Волжская администрация. Замглавы города еще раз попросил время на подготовку ответов, потому что городская администрация, по его словам, еще не определилась концептуально, как что будет на следующий год, а про нынешний что уж говорить.

Депутат Янклович сказал Никитину, что у них неразбериха не только с парками и скверами. В городе есть тротуары, где часть принадлежит комитету, а часть – ТСЖ, ЖСК или управляющей компании. И каждый из них должен ремонтировать свою часть тротуара, а ремонтировать весь – нет права.

Алексей Никитин переадресовал эти вопросы комитету по имуществу. Это их недоработки, и именно они должны думать, как всё в городе разграничить, чтобы не провоцировать нецелевое использование бюджетных средств. Депутаты ему на это сказали, что жителям города, по большому счету, наплевать, кто на дорогах должен огромные ямы заделывать. Но ведь если их заделают районы, то к ним придут прокуроры с обвинениями в незаконности действий.

Постарайтесь не удивляться

Напротив школы № 9 сгорел дом. Развалины облюбовали бомжи. То есть напротив школы теперь созданы условия для совершения преступлений. По действующим законам и правилам заколотить окна должен собственник дома и земли под ним. Но собственник погиб. Если районная администрация возьмется заколотить окна и двери, то она будет отвечать перед прокуратурой за нецелевое использование средств. Для того чтобы избежать обвинения, районной администрации нужен резервный фонд. Но у районных администраций таких фондов нет. А у городской есть. Но не для этого.

Направление с дорогой врозь

Больше всего чиновники удивили депутатов рассказами о том, что не все дороги в городе на самом деле дороги. И что не всякая улица, по которой ходят и едут, дорога. Это может быть просто направление. Например, дороги в коттеджных поселках – это направления. И за них городская администрация не отвечает, хотя проектировала их.

Представитель Фрунзенского района еще раз предложила городской власти провести инвентаризацию всех этих спорных направлений, забрав себе все бесхозные дороги, как бы они ни назывались. И с районов спрашивать только за то, что официально передано в их казну. Алексей Никитин от такой наглости рядового специалиста вышел из себя. «Девушка, вы из какого района? – закричал он. – Вы с главой переговорите сначала. А то какая-то непонятная несогласованность мнений идет». Очень было неприятно Никитину, что кто-то незначительный указывает, что делать большим городским начальникам.

– Что вам не понравилось? Что надо провести инвентаризацию дорог?

Замглавы администрации так посмотрел на эту участницу дискуссии, что наконец она всё поняла. И больше не задала уже ни одного вопроса. И даже фамилию свою отказалась называть. Так и осталась безымянным героем.

Постарайтесь понять

Замглавы города несколько раз повторил депутатам, что «бремя использования бюджетных средств на содержание и ремонт несет собственник имущества». При этом комитет дорожного хозяйства собственностью считает только то, что внесено в казну города. А на то, чтобы сформировать достоверную казну районов, у города нет денег. Поэтому по факту решено, что город отвечает за то, что у него в казне, а районы – за всё остальное. Вот против этой странной логики и возмутились городские депутаты и представители районных администраций.