О чём говорят таксисты

Оценить
Работники саратовских такси готовы на крайние меры, если к ним не прислушаются. Вот их краткие тезисы

В 2017 году таксисты Саратова неоднократно устраивали акции протеста против операторских компаний. Так, в марте они организовали забастовку с призывом не выходить на заказы, а в апреле митинговали в сквере Первой учительницы. На минувшей неделе Поволжский профсоюз работников такси заявил, что если к требованиям водителей не прислушаются, они готовы создать проблемы на дорогах. Корреспондент «Газеты недели» побывал на пресс-конференции профсоюза и обобщил тезисы выступавших (один из них перепутал гайд-парки с гей-парками).

Объектом протеста является ценовая политика операторских компаний («Такси Везёт», «Яндекс.Такси» и пр.). Протестующие считают, что операторы устанавливают слишком низкие расценки на проезд, из-за чего страдают доходы водителей. При этом операторы не обладают собственным таксопарком, а фактически выполняют функцию диспетчеров, принимая заказы от клиентов и передавая их водителям через приложение для смартфонов. Благодаря низким ценам операторские компании смогли занять доминирующее положение на рынке, поэтому водители вынуждены соглашаться на их условия (подробнее – «Такси не везёт» в номере от 04.04.2017).

Цену проезда за километр пути надо поднять на 80 процентов

По словам членов профсоюза, сегодня цена проезда в такси составляет примерно 9 рублей за км. За эти деньги водитель не может содержать ни себя, ни транспортное средство в исправном состоянии. Таксисты просят вернуть цены четырёхлетней давности – 15–17 рублей за км. При этом они отмечают, что даже такие расценки – минимальны. Со ссылкой на расчёты разных организаций проф союз утверждает, что в городе с населением меньше миллиона человек стоимость проезда должна составлять 25–29 рублей за км.

Ещё цене нужна предсказуемость: не может быть так, чтобы водитель выполнил один заказ за 60 рублей, а другой по тому же маршруту – за 180 рублей (в операторской программе цена рассчитывается на основе загруженности дорог, количества свободных водителей и пр.).

Сложившаяся ситуация угрожает безопасности пассажиров

Получаемый доход не позволяет владельцу адекватно ухаживать за автомобилем, который изнашивается от частого использования. Фактически водитель работает в ущерб своей машине, однако часто этого не осознает, потому что не может подсчитать экономический ущерб. 70 процентов таксистов в Саратове – «подработчики», для которых эта работа не является основной. Вследствие постоянного износа автомобиля безопасность поездки падает, а это чревато авариями.

Машинам такси необходим ежедневный предрейсовый техосмотр, ведь они совершают гораздо больший пробег, чем обычные авто. Однако операторские компании, по словам членов профсоюза, такой техосмотр надлежащим образом не проводят. В такси вообще можно устроиться онлайн, просто отправив фото автомобиля. «Если завтра в Саратове за один день ударятся 20 таксистов – знаете, какой будет шорох? – предостерегли в профсоюзе. – По шапкам сразу надают всем и сразу наведут полный порядок в диспетчерских службах». Водители пытаются заблаговременно донести эту проблему до чиновников.

Власти плохо решают проблему

Протестующие недовольны работой местных властей. Председателя Общественной палаты Саратовской области Александра Ландо они назвали «беспонтовым областным деятелем». Водители вспомнили, что ранее Ландо и депутат Саратовской областной думы Андрей Беликов («Единая Россия») говорили, что у них есть «рычаги воздействия» на операторские компании, однако на деле применять эти рычаги почему-то не стали. Не забыли таксисты и случай, когда депутат Саратовской городской думы Анатолий Серебряков («Единая Россия») во время протестной акции предложил им проследовать в Дом офицеров и обсудить проблему там, однако внутрь здания людей не пустили. Тогда участники митинга сделали вывод, что их просто обманули, чтобы сорвать акцию.

Не помогли водителям ни обращения к губернатору Саратовской области Валерию Радаеву, ни письма в прокуратуру. В связи с этим они напомнили, что, например, во Франции после забастовок таксистов был запрещён операторский сервис UberPop. Похожие примеры есть и в России: несколько операторских компаний (включая «Такси Везёт») были закрыты в Вологде и Череповце. В Саратове проблема не решается, потому что здесь, как предполагают члены проф союза, операторы «нашли, кому дать взятку».

Протестные акции будут продолжаться

Таксисты будут добиваться, чтобы власти их услышали и решили проблему. Если же их «доведут», готовы на крайние меры: «У нас господин Радаев запретил эти гей-парки, как они там... (имелись в виду гайд-парки, где можно проводить публичные акции до 100 человек без предварительного уведомления властей. В 2017 году в Саратове гайд-парки перенесли ближе к окраинам. – Прим. ред.). Не вопрос». Водители пояснили, что могут перекрыть улицу Московскую или просто создать в городе невыносимые условия для движения: «Поставим по 50 машин, будем ехать по 3 км/час». Было отмечено, что перед лицом общей угрозы работники такси становятся всё дружнее.

На данный момент в профсоюзе состоит около 300 членов, всего в Саратове насчитывается примерно 10 тысяч таксистов.