Илья Ильф и Евгений Петров. Собрание сочинений

Оценить
Санкт-петербургское издательство «Пальмира» появилось на горизонте сравнительно недавно, на обломках ушедшего в тень издательства «Амфора», но уже успело заявить о себе несколькими масштабными проектами, которые можно назвать культуртрегерскими.

Санкт-петербургское издательство «Пальмира» появилось на горизонте сравнительно недавно, на обломках ушедшего в тень издательства «Амфора», но уже успело заявить о себе несколькими масштабными проектами, которые можно назвать культуртрегерскими. Среди них – републикация знаменитого пятитомного собрания сочинений Ильи Ильфа и Евгения Петрова, которое не переиздавалось с 1961 года.

Это собрание было подготовлено при участии Валентина Катаева и дочери Евгения Петрова. «Авторское» содержимое томов, разумеется, осталось в неприкосновенности; все произведения публикуются в той же последовательности. Но появились современные дополнения. Во-первых, каждый том теперь сопровождается отдельным послесловием. Во-вторых, значительно расширен справочный аппарат.

Итак, в первый том вошли роман «Двенадцать стульев», сатирико-фантастическая повесть «Светлая личность» (о том, как в провинциальном городке появился Невидимка, и жителям срочно пришлось исправлять свои недостатки), а также отдельный цикл рассказов «1001 день, или Новая Шахерезада» и рассказ «Прошлое регистратора ЗАГСа» – глава, не вошедшая в окончательную версию «Двенадцати стульев». В этот же том включен очерк Константина Паустовского «Четвертая полоса» – воспоминания о работе в «Гудке» вместе с Ильей Ильфом.

Второй том собрания включает роман «Золотой теленок», рассказы и фельетоны, написанные авторам совместно (среди них, например, «Обыкновенный икс» и «Граф Средиземский»). Завершается том статьей Анатолия Луначарского, в свое время специально написанной для американского издания второго романа об Остапе Бендере.

Третий том здесь получил название «Веселящаяся единица» – по заголовку одного из фельетонов. Всего же в этом томе представлено более семи десятков рассказов и фельетонов. В последнем разделе публикуются водевиль и два киносценария, один из которых («Под куполом цирка») стал основой сценария фильма Григория Александрова «Цирк». В качестве послесловия – эссе Игоря Ильинского «Однажды летом» о его знакомстве с писателями и о совместной работе над фильмом.

Четвертый том собрания называется «Одноэтажная Америка». Кроме документального романа-путешествия в книгу включены рассказ «Тоня», очерки и письма авторов из Америки. Роль послесловия в этом томе играет очерк Юлия Олеши «Об Ильфе».

Наконец, пятый том, самый объемный, посвящен произведениям, созданным Ильфом и Петровым по отдельности. В книгу, названную «Для будущего человека», вошли также воспоминания Петрова о своем друге и соавторе, написанные к пятилетию со дня смерти Ильфа. А воспоминания Константина Симонова о самом Петрове венчают заключительный том «старо-нового» собрания сочинений.