Страшно, аж жуть!

Оценить
Можно ли пройти квест и не стать инвалидом

Очередной несчастный случай произошел недавно в Саратове: пять девушек получили серьезные ожоги во время квеста «Портной». Проект закрылся, а его владелец исчез, уклоняясь от уголовной ответственности. Участники саратовской квест-индустрии опасаются, что из-за одного недобросовестного организатора расхлебывать последствия придется всем остальным.

Портной поджег и скрылся

«Машина заглохла прямо посреди леса. Отправившись за подмогой, вы обнаружили заброшенный дом и оказались в логове маньяка, который увлекается пошивом одежды из человеческой кожи, а из лиц жертв делает себе маски. Каждая минута может стать для вас последней...» – указывается в описании квеста «Портной». Отрубленный палец руки, окровавленная швейная машина, измученное лицо в ссадинах девушки-жертвы, загнанной в ловушку, – такие фотографии добавляют антуража.

Оказалось, что в реальности счет пошел даже не на минуты, а на секунды. Когда пять подруг решили снять стресс и отпраздновать окончание тяжелой сессии, мало кто из них догадывался, чем это обернется. В одной из комнат во время прохождения квеста актеры начали брызгать на девушек, запертых с завязанными глазами в бутафорском автомобиле, «огневой» спрей. Сначала загорелась обшивка сидений, а потом одежда героинь. Помощь никто не оказал, пожарных не вызвали. Троих девушек увезли на скорой. У одной из них обожжено 15 процентов тела – рука, спина, лицо; возможно, потребуется пересадка кожи.

Девушки написали заявление в правоохранительные органы и собираются требовать с организаторов компенсации за причиненный вред здоровью.

Сразу после того как эта информация попала в соцсети и СМИ, квест «Портной» перестал принимать заявки на проведение игр. Корреспондент «Взгляд-инфо», выехавший по адресу: ул. Аптечная, 49/53, никаких следов «развлекательной конторы» не обнаружил. Председательница ТСЖ «Светоч» Светлана Корнева заверила, что никаких юридических организаций в этом жилом доме не находится, ни с кем договоры не заключала. Возможно, помещение котельной было занято без регистрации и разрешения ТСЖ. «А теперь квест – найти организатора!» – острят саратовцы в комментариях.

Участие в квесте «Портной» стоило от двух до трех тысяч рублей в зависимости от количества человек в команде (до шести игроков). Возрастное ограничение – с 16 лет; игра проводится круглые сутки. Как пишут пользователи форумов, на этот квест действовала выгодная скидка. Более того, по информации нашего источника, девушки, пострадавшие от «Портного», в квест-индустрии не новички – некоторые из них подрабатывают на другом квесте и со скидкой по бартеру пришли получить острые ощущения от коллег по цеху.

Выжить и спасти мир

Это не первая игра, из которой выйти целым и невредимым может не получиться. В декабре 2016 года 15-летнего девятиклассника «пырнули» ножом во время квеста по мотивам голливудского фильма ужасов «Поворот не туда». Если набрать в поисковике «хоррор-квест», первые несколько десятков ссылок расскажут, что молодому москвичу на квесте «Кровавый Санта» чуть не отрубили ухо топором; в Казани у девушки на игровой площадке был сломан нос после падения на нее крышки вентиляционного люка; в Санкт-Петербурге актер замахнулся на девушку топором и ранил в ногу. Из недавних кошмаров наяву – новость о том, как 12-летняя девочка распорола себе лицо на квесте. Только, кажется, количество желающих пощекотать себе нервишки не уменьшается.

«Лесоруб», «Логово маньяка», «Кукловод», «Потрошитель», «Проклятие», «Тревожный вызов», «Франкеншейн», «Игра на выживание», «Ночь живых мертвецов» – названия квестов говорят сами за себя. В Саратове, занимающем первое место в России как город с предельной концентрацией квест-локаций на душу населения, именно жуткие хоррор-квесты являются самым популярным жанром среди молодежи. Почему?

«Помимо загадок, головоломок люди хотят получать еще и адреналин. Мы все выросли на фильмах ужасов – а тут ты сам будто герой такого фильма. Многим нравится взаимодействовать с актерами (называется «тактил» – когда, например, актер берет, тащит игрока из комнаты). Только после хоррора остаются такие незабываемые впечатления», – объясняет свою страсть саратовчанка Анастасия.

Другая квестоманка, Виктория, о причинах успеха жутких квестов говорит так: «Надоедает постоянное однообразие жизни, хочется получить большое количество эмоций и почувствовать себя героем, спасти себя и друзей. Хочется испробовать свою смелость, понять, какие у тебя есть страхи, и бороться с ними, становиться бесстрашным, выплеснуть все накопившиеся негативные эмоции».

И квесты-ужастики готовы предоставить такие острые впечатления, идя на поводу у предпочтений аудитории. Во многих квестах заранее предлагается выбрать «режим»: щадящий, средний, жесткий – в зависимости от силы вашей любви к саспенсу (правда, есть мнение, что режимы – чистой воды уловка, с помощью которой игрок придет на один и тот же квест дважды, «только в следующий раз его посильнее ударят ногой»). Одни участники готовы, что их будут бить шокерами; на других надевают светоотражающие жилеты, чтобы актер не тронул их даже в темноте. Как в БДСМ, игру можно остановить произнесением стоп-слова.

Дорогая безопасность и экстрим по дешевке

Кстати, квест «Портной», по мнению Анастасии, был самым агрессивным и небезопасным квестом в Саратове: «Я и сама посещала этот квест, и только после него у меня оставались синяки. Казалось, живой я оттуда не выйду. Всё-таки квесты – по крайней мере, на которых я была – имеют систему безопасности, и там, если и упадешь, останешься целым», – отмечает девушка.

«Когда я был на этом квесте, то дал ему оценку как самому худшему квесту города, с покупными хвалебными отзывами», – соглашается в оценках другой квестоман города, Юрий.

Но все ли хоррор-квесты одинаково опасны для здоровья и жизни?

Руководитель проекта «Внедрение» Антон Стативка считает, что есть прямая зависимость между затраченными инвестициями и уровнем безопасности объекта. «Тем людям, которые хотят приобрести у нас франшизу либо вступить в наш проект со своим квестом, мы сразу заявляем, что не берем квесты дешевле миллиона рублей. Меньше чем за миллион нормальный квест не построишь. Не все с этим согласны: кто-то думает, что за 500 тысяч можно повесить тряпки на стены, закупить баллончики, попинать игроков ногами – экономя на антураже и всем, что связано с безопасностью. Организаторы таких квестов пытаются на хайпе (шумихе) вытянуть больше острых комментариев вроде «я пришел, меня избили – было очень круто!». Такие моменты и приводят к тому, что люди на квестах горят, их там режут».

Собеседник подробно описывает, какие стандарты безопасности используются на всех 15 действующих локациях «Внедрения»: приточно-отточная вентиляция, по два датчика пожарной безопасности в каждой комнате, тревожная кнопка, связывающая с ГБР, видеонаблюдение, напряжение 12 вольт. Все углы в комнате обиты материалами или закруглены, реквизиты затуплены. Спецэффекты полностью автоматизированы, так что роль оператора ограничивается только дачей подсказок игрокам.

Еще одно условие для вхождения в сеть квестов «Внедрение» – обязательство организатора квеста оформить регистрацию в качестве ИП или ООО. «По своему опыту могу сказать, что примерно половина саратовских квест-проектов вообще не имеет юридических лиц. Если у нас на каждой локации написано: «Администратор не выдал вам чек – требуйте возврата денег», то у них такого и в помине нет. Нет никакой отчетности, норм и прочего, никто не несет перед вами ответственность», – отмечает собеседник.

«Значит, прилетало и актеру»

В целом настроение в саратовской квест-индустрии после такого резонансного случая подавленное. Очевидно, что последуют проверки надзорных органов во главе с псевдо-общественниками, упадет спрос на квесты из-за негативного информационного фона.

«Вот из-за таких «мастеров ужаса», как в «Портном», половина команд не захотят ходить на все остальные квесты. Никому ведь не объяснишь, что есть детские квесты, веселая мистика, безобидные эскейп-румы – а есть такие, как «Портной», где понаберут аниматоров с улицы, дадут им в руки зажигалки: «иди, зарабатывай». Только наших клиентов отпугивают. Мы тут, извините, миллионов не зарабатываем», – не сдерживает эмоции один из организаторов квестов, попросивший не называть его имени.

Квест-бизнес переменчив: сегодня ты нашел ту фишку, которая цепляет аудиторию, а завтра вынужден закрыть свою локацию из-за невостребованности. Конкуренция на рынке очень большая.

И задействованы в этой сфере люди, привыкшие к нестабильности доходов. Идут то «пустые дни», то очень насыщенные – зарплаты персонала квест-румов очень сильно отличаются от месяца к месяцу. Собеседник «Газеты недели» рассказывает, что 90 процентов всех аниматоров и администраторов – студенты. Потому что квесты – единственное место работы, которое можно сочетать с учебой, при этом никаких специальных компетенций не требуется.

«Я сам отработал полтора года актером с появлением первых квестов в Саратове, у самого сейчас 4 квеста и 15 студентов в подчинении. Скажу вам, работа непростая. Если игроку «прилетало» пару раз – значит, «прилетало» и актеру. В порыве эмоций и из-за инстинкта самосохранения часто люди начинают хватать, бить взаимодействующих с ними актеров. Открою вам секрет: за день аниматора пробивают пару раз с ноги в пах, пару раз с кулака по голове. Сегодня, например, одна команда честно прошла испытание, а девочка-аниматор рассекла бровь от неадекватных клиентов. Они ушли, а она получила свои 250 – вот и думайте, кому обидно и тяжело. Но она же не понесла заявление. А я знаю по своему опыту, что клиенты аниматорам и руки ломают, и избивают жестко – но вы же нас монстрами видите. Студентки выходят в ночную смену, а команды в нетрезвом виде блюют и справляют нужду прямо на локациях. Так что жертвы есть по обе стороны», – заключает источник.

Игра «борец за справедливость»

Опрошенные «Газетой недели» квестоманы и организаторы квестов в один голос подчеркивают, что квест квесту рознь, и окончательно сторониться этой забавы не стоит. Просто нужно серьезно подходить к выбору игры.

В то же время эксперты признаются: отличить хороший квест от плохого с первого взгляда весьма непросто – «придется ощутить это на своей шкуре и сделать выводы». Тем не менее, знатоки квестов советуют смотреть на рейтинг квеста и читать отзывы уже игравших. Прочитанное делить надвое – поскольку в Интернете могут быть фейковые отзывы; лучше доверять отзывам проверенных авторов, которые уже обрели известность в узких кругах саратовских квестоманов.

Также надо наводящими вопросами перед игрой поинтересоваться у организаторов, что будет на квесте, с какого возраста можно играть. Наконец, нужно оценить, насколько зарекомендовал себя проект. «Например, «Портной» – единственный квест в проекте у организатора, который открылся недавно, то есть темная лошадка на рынке квестов», – объясняет руководитель проекта «Внедрение» Антон Стативка.

Часто перед игрой просят подписать документ о том, что в случае нештатной ситуации участник не будет иметь никаких претензий к организатору. «Если какие-либо условия вас не устраивают, вы должны отказаться от подписания такого договора, сославшись на ст. 32 Закона «О защите прав потребителей». Например, в договоре не может быть указано, что ответственность за безопасность мероприятия лежит на участнике, тогда как по закону обеспечение безопасности – прерогатива исполнителя услуги», – поясняет специалист «Комитета по защите прав потребителей» Наталья Алимова.

Юрист добавляет, что согласно ст. 7 п. 2, ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя услуг, подлежит возмещению: «Нужно обязательно требовать чек. И если квесты организовываются без образования юридического лица, ни о какой ответственности речь идти не может».

Что делать, если услуга всё же была оказана некачественно?

«Далее нужно составить претензию в двух экземплярах с требованием возмещения ущерба и возврата оплаченных средств: один экземпляр – для организатора, второй остается у вас. Требуйте от организатора, чтобы на вашем экземпляре поставили печать организации и подпись лица, его принявшего, либо претензию можно направить почтой заказным письмом. На удовлетворение ваших требований исполнителю дается 10 календарных дней. Если ваши требования проигнорировали, вам прямая дорога в суд», – заключает Наталья Алимова.

Если на игре была получена травма, необходимо незамедлительно зафиксировать её в лечебном учреждении.