СредствА и лифтЫ

Оценить
Депутаты Саратовской городской думы не ругали Шойгу, а вот Медведева помянули недобрым словом

Заседания комиссии по вопросам ЖКХ в Саратовской городской думе всегда долгие и интересные. Депутаты не пропускают их, разговаривают заинтересованно и умеют вовлечь чиновников в обсуждение. Помогает и то, что разговор ведется на одном языке. Практически все считают, что правильно произносить средствА и лифтЫ с таким ударением.

Шойгу дырявит бюджет города Саратова

Министерство обороны РФ задолжало саратовским МУПам. И не хочет отдавать. И вряд ли вообще отдаст.

В этой истории прекрасно всё. Но особенно умиляет тот факт, что нищий бюджет города Саратова объемом 15 миллиардов рублей эти задолженности заместит своими деньгами. То есть саратовская власть окажется более платежеспособной, чем самое грозное и сильное в России министерство, у которого только засекреченные расходы составляют триллион рублей.

Но давайте по порядку. В конце марта 2017 года появилось сообщение о том, что АО «ГУ ЖКХ» прекратило обслуживание коммунальных объектов министерства обороны России. Поставщики водных и теплоресурсов от этой новости взвыли. Они поняли, что на возврат долгов от ГУ ЖКХ теперь вообще нет шансов.

ГУ ЖКХ – это целиком и полностью детище министра обороны Сергея Шойгу. Летом 2014 года именно он анонсировал реформу холдинга «Оборонсервис», из-за коррупционных скандалов в котором был отправлен в отставку предыдущий министр Анатолий Сердюков. В сердюковском «Оборонсервисе» было несколько организаций, отвечающих за коммунальное обслуживание военных. «Славянка» поставляла холодную воду и занималась канализацией, «Оборонэнерго» управляло электросетевым хозяйством, Ремонтно-эксплуатационное управление (РЭУ) заведовало трубопроводами, по которым к объектам шло тепло. Сергей Шойгу решил все эти синекуры реорганизовать в одно предприятие. Президент Владимир Путин в ноябре 2014 года его поддержал. Так вместо «Оборонсервиса» появилась структура «Гарнизон», а вместо «Славянки», «Оборонэнерго» и РЭУ – АО «ГУ ЖКХ». Ну а с 2015 года заработала схема: военные заключали контракты с ГУ ЖКХ, ГУ ЖКХ – с гражданскими поставщиками. Причем поставщики (сплошь государственные и муниципальные предприятия) достаточно легко начали отпускать ресурсы новой структуре в долг, уверенные, что когда-никогда, но богатейшее минобороны обязательно же расплатится. Но неплатежи зашкаливали за разумные размеры и сроки.

Некоторые поставщики пошли на крайние меры. Например, ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» в конце февраля 2017 года отключило несколько зданий военных, состоящих на обслуживании АО «ГУ ЖКХ», из-за долга в 295 млн рублей. В Саратове примерно в это же время о претензиях к компании заявил Саратовводоканал. И тоже приостановил водоснабжение военных объектов. Долг ГУ ЖКХ перед Саратовводоканалом составил к началу 2017 года более 4 млн рублей.

Руководство Саратовского водоканала смущал тот факт, что самарским филиалом ГУ ЖКХ руководил человек, который ранее возглавлял обанкроченное Шойгу оборонсервисное РЭУ. А РЭУ-то тоже было должно Саратовводоканалу и не отдало деньги. «Нет ни оплат, ни даже желания урегулировать сложившуюся ситуацию», – прокомментировал для СМИ ситуацию Дмитрий Самойлов, заместитель генерального директора МУПП «Саратовводоканал» по сбыту, заверяя журналистов, что муниципальное предприятие намерено добиться полного погашения суммы задолженности. Но в администрации города Саратова уверены, что федеральное ведомство в данном случае – безнадежный должник. И про его деньги лучше забыть и закрыть эту финансовую дыру из собственного бюджета.

В ходе заседания комиссии по проблемам ЖКХ в Саратовской городской думе был заслушан отчет о финансово-хозяйственной деятельности МУП «Саратовский коммунальный комплекс». Это муниципальное учреждение было создано летом 2015 года. «Во времена Федотова», – говорит депутат городской думы Елена Злобнова. Она была противницей рождения этого МУПа, считая, что переданные ему объекты нужно было отдать существующим ресурсоснабжающим организациям. Однако именно этому МУПу поручили содержать теплотрассы и котельные в поселках Увек, Солнечный, Юнгеровка, Лесопильный и др. Ну и бюджетных денег дали, конечно, чтобы подремонтировать водо– и теплопроводы. И вот руководству этого МУПа вновь нужно около 7 миллионов рублей, чтобы закрыть финансовую дыру в хозяйственной деятельности.

Елена Злобнова напомнила директору предприятия Виталию Иванникову, что он обещал больше за деньгами к депутатам не ходить.

– Вы говорили, что тариф покроет все издержки и вы будете собирать 100 процентов платежей. Получается, что вы обманывали, когда показывали нам свои оптимистичные планы?

– Спрогнозировать, что министерство обороны не будет платить, как-то сложно было, – ответил Злобновой вместо Иванникова руководитель комитета по ЖКХ администрации города Виталий Карпов.

– Никогда не звучало министерство обороны в потребителях, – гнула свою линию депутат.

– Но если бы минобороны платило, вопросов не было бы, – осмелился вступить в разговор и Иванников. Он утверждал, что с населения (ТСЖ «Правобережное» и ТСЖ «Техстрой») шанс взыскать долги есть. – Это в наших силах вести с населением претенциозную работу. И это наша обязанность. Но основная сумма долга у нас за предприятием минобороны.

АО «ГУ ЖКХ» должно МУПу «СКК» 5,3 млн рублей. На эти деньги уже есть судебное решение. Но предприятие оборонного ведомства ушло в процедуру банкротства. И в списке кредиторов, кроме саратовских поставщиков, есть, как минимум, еще и питерские. Так что дойдет до Саратова очередь на погашение долгов или нет, большой вопрос.

МУП «Саратовский коммунальный комплекс» продолжает, с ведома городской администрации, фактически бесплатно обслуживать военные объекты. Такие вот в саратовской городской власти то ли патриоты, то ли трусы работают.

Жителям первых-вторых этажей будет особенно обидно

Всё идет к тому, что платить за замену лифтов в многоквартирных домах придется все-таки собственникам квартир. Они по совместительству являются собственниками общего имущества дома. А лифты, согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, с 2006 года, по постановлению правительства РФ № 491, включены в его состав. При этом Жилищный кодекс говорит, что собственники должны нести бремя расходов на содержание имущества.

Чиновники администрации города Саратова понимают, что в старых домах, где стоят отработавшие свой срок лифты (а таких в Саратове почти 2,5 тысячи), живут малообеспеченные люди, большую часть которых составляют пенсионеры. Но эти же чиновники говорят, что средств в городском бюджете нет, и значит, при любой программе будут использоваться минимальные объемы бюджетных субсидий. А основные деньги нужно все-таки собирать с населения. «Если даже человек на первом этаже живет и не пользуется лифтом, он также должен нести бремя за содержание своего имущества. Никакой инвестор не придет и не отремонтирует лифт», – подчеркнул депутат Евгений Чернов. Он убежден, что нужно как можно скорее и как можно серьезнее доводить до саратовцев эту важную информацию, чтобы они привыкли к самой мысли о будущих тратах. Ну и деньги начали собирать, конечно. Потому что, если откладывать этот разговор до бесконечности, «лифтЫ остановятся».

Руководитель комитета по ЖКХ Виталий Карпов смягчил такое жесткое черновское заявление заверением, что в Саратове 12 организаций занимаются эксплуатацией лифтового хозяйства за 4 тысячи с одного лифта в месяц, и Роспотребнадзор подтверждает, что, несмотря на истекший срок эксплуатации, оно в исправном состоянии.

– А сколько приблизительно с квадратного метра придется платить? – поинтересовался депутат Александр Анидалов.

– Порядка 100 рублей с квадратного метра, – ответил Карпов. Не уточнив, что в месяц. Целый год. И по итогам этот сбор за лифт составит за год с самой маленькой квартиры в 25 кв. метров 30 тысяч рублей. А собственники квартиры в 50 метров отдадут уже 60 тысяч рублей.

Депутат Сергей Сурменев сказал, что такие расходы населения нереальны. Депутат Анидалов подтвердил, что «мнение, что можно собрать такие деньги с населения, – иллюзия». «У людей просто нет денег. Если не будет федеральной программы, то никакой город, никакая область эту программу по замене лифтов не потащит», – убеждал он.

Сурменев предложил подумать, как можно снизить платежи для людей. По его словам, замена старого лифта на новый импортный обходится в 1,5 млн рублей. Общественник Владилен Поляничкин предложил тогда использовать саратовские лифты, которые стоят всего 900 тысяч рублей. Но депутат Сурменев скорректировал эти расчеты на монтаж и демонтаж, которые обойдутся еще в 600 тысяч рублей. И сказал, что проблема настолько серьезная, что он уже написал письмо Олегу Грищенко в надежде, может, он убедит Государственную думу в том, что людям в регионах жизненно необходима помощь федерального бюджета.

Напомним, что наша газета писала о том, что федеральный центр уже предлагает как минимум два варианта решения лифтовой проблемы. Первый предполагает устанавливать лифты за счет заемных средств, по которым не придется платить проценты и которые можно возвращать банкам с доходных счетов, на которых размещены средства регионального оператора фонда капремонта. Чиновников правительства Саратовской области этот вариант не устраивает, потому что предельная стоимость замены лифта по данной программе составляет 1,5 млн рублей (а у нас она будет в лучшем случае на полмиллиона дороже) и лифт нужно купить не саратовский.

По второму варианту условий, которым нужно соответствовать, еще больше. Дом должен быть не старше 60 лет, в нем должны быть установлены приборы учета по теплу и электроэнергии, а снятие их показаний должно проводиться не менее года и показывать энергосбережение. Михаил Жуковский, который возглавляет ассоциацию УК, сказал, что выполнить требования к домам по энергоэффективности нереально.

Так что для Саратова единственно приемлемым на сегодняшний день остается вариант Виталия Карпова. Он сказал, что Саратовский лифтовый завод готов прямо сейчас устанавливать лифты в кредит, при условии, что он будет погашен за один-два года. Есть еще ряд организаций-кредиторов, которым эти условия также подходят. Но, по его словам, «люди не готовы брать кредит на установку лифтов».

– Пусть Медведев выделит из своих собственных денег Саратову на лифтЫ, – предложил депутат Геннадий Турунтаев. Но все отлично понимали, что замена лифтового хозяйства произойдет по региональной схеме, которую уже начали разрабатывать. И от оплаты за лифтЫ никуда не деться не Медведеву с Путиным, а именно саратовцам. Поставят перед фактом и заставят платить.