Вся жизнь – театр

Оценить
Но областная дума – не всегда профессиональный

Когда то, очень давно, на заре становления новейшего саратовского парламентаризма, на заседания Саратовской областной думы можно было продавать билеты. Каждая сессия была захватывающим эмоциональным спектаклем, где кипели страсти, были свои комики, трагики, Пьеро и Арлекины. Понятно, были статисты, были герои второго плана. Но, в общем и целом, каждый спектакль был уникальным. И наверняка собирал бы аншлаги.

Вторая дума была не столь интересной и аншлаги не собрала бы. Более того, она часто проваливала бы кассу. Это уже ближе к завершению сезона, то есть созыва, страсти накалились, и зрительский интерес мог бы пойти по нарастающей.

В третьей думе до какого-то времени всё было профессионально отрежиссировано. На публику выносился качественный продукт с правильно расставленными акцентами.

А потом режиссеров и артистов зритель интересовать перестал. Работать они стали для себя, любимых. Ну и для одного, Главного Человека, который на спектакли не ходил никогда, но иногда слушал или читал рецензии.

Так и продолжается до сих пор. Но за многие годы квалификация и актеров, и режиссеров сошла почти на нет. Впрочем, иногда кто-нибудь выступает с дебютами, премьерами, моноспекаклями или антрепризами.

 

Первое действие

На заседании комитета по госстроительству перед собравшимися был разыгран целый спектакль. Вполне прилично срежиссированный и достойно исполненный. Впрочем, одна роль была прописана или сыграна неубедительно, но этот мелкий недостаток с лихвой компенсировал главный герой.

А главным героем в комитете по государственному строительству и местному самоуправлению, как правило, является Сергей Курихин. Он же, по совместительству, режиссер спектакля.

Председатель комитета Александр Сундеев здесь играет исключительно отведенную ему роль ведущего. Роли второго плана в конкретно этом спектакле исполнили депутаты Галина Комкова и Сергей Афанасьев. Задействованы были и три кандидата на одно место в квалификационную коллегию судей. Все остальные депутаты довольствовались ролью статистов.

Надо сказать, что Сергей Курихин выступает в роли примы только тогда, когда спектакль ему интересен. В противном случае он или игнорирует заседания, или отдает главную роль председателю. К сожалению, комитеты с Сундеевым в главной роли скучны и унылы.

Но приступим к рецензии. Для разминки Курихин потроллил заместителя председателя областного суда Евгения Шепелина, который представлял будущих мировых судей. Дело в том, что один из претендентов, Константин Егоров, не служил срочную службу в армии – получил отсрочку. Этот факт позволил Курихину поинтересоваться у Шепелина, работают ли мировыми судьями уклонисты в других регионах. И вообще, в органы прокуратуры не рекомендуют брать мужчин, не служивших в армии.

Господин Шепелин подачу отбил плохо. Не проигнорировал издевку, а начал было оправдываться. Но потом спохватился и сухо сообщил, что аналогичного положения для судей нет.

Николай Кузнецов – всегда в главной роли

Кульминация

А дальше началось основное действо под названием «О кандидатуре для назначения представителя общественности в квалификационную коллегию судей».

Претендента было три – коммунист Владимир Звягинцев, бывший прокурор Александр Пономарев и депутат из представительного собрания ЗАТО Светлый Алексей Трибунский.

Владимир Звягинцев уже рассказывал о своем видении работы в ККС, и депутаты, в большинстве своем единороссы, им не заинтересовались. Не помогла даже ремарка депутата-коммуниста Сергея Афанасьева о том, что номинант в армии служил.

Зато сцена с Пономаревым была отыграна по всем правилам драматургии. Ведущий Сундеев сообщил, что Александр Иванович – ветеран прокуратуры, работал прокурором Кировского района Саратова, заместителем прокурора Саратовской области, прокурором Воронежской области, вновь заместителем прокурора Саратовской области. Сейчас – советник гендиректора завода имени Орджоникидзе. Затем ведущий, как ему и отведено в сценарии, предложил задавать вопросы.

И тут вступил главный герой. Сергей Курихин, лучась доброжелательной улыбкой, спросил у претендента, зачем ему, бывшему прокурору, это надо? Александр Иванович начал отвечать... «Я после первого заседания задал себе этот вопрос. На совете ветеранов поговорили, и сейчас достаточно часто в СМИ говорится о судебной системе. Хотелось бы, чтобы судебная система была чистой, с честью, совестью и действовала на основе закона».

Но Сергей Георгиевич не успокаивался, ведь Александр Иванович всю жизнь был на троне обвинения. А тут «вы стали более гуманны?». Пономарев продолжил говорить про честь, совесть и огромное удовлетворение, которое он дважды в жизни испытал, когда по вновь открывшимся обстоятельствам преступник был оправдан.

С одной стороны, было ясно, что именно Александр Пономарев – будущий член квалификационной коллегии судей. С другой – видно было, что не все роли в сценарии тщательно прописаны. Или актеры плохо выучили свои тексты.

Дальше пошли статисты – депутат представительного собрания Алексей Трибунский был совсем невнятен, с трудом вспоминал этапы своего трудового пути. И когда Галина Комкова спросила, предпочтет ли он своей депутатской деятельности работу в ККС, Трибунский совсем смешался. А уж когда Сергей Курихин (как без него?) попросил Трибунского не бросать своих избирателей, претендент и вовсе отозвал свою кандидатуру.

Как и ожидалось, за Пономарева проголосовало подавляющее большинство членов комитета, и на ближайшем заседании думы он станет полноправным членом ККС.

На этом главная часть нашего спектакля закончилась. Пошла обязательная и скучная обязательная программа. Самым занимательным в ней было утверждение границ избирательных округов к грядущим выборам депутатов областной думы. По словам председателя регионального избиркома Павла Точилкина, границы округов изменились незначительно. Причины сдвига – новостройки или объединение муниципальных округов.

 Леонид Писной – прима облдумы

Чёс

Зачастую заседания комитетов напоминают гастроли-чёс местечковых артистов по заштатным городкам. Быстро, без нерва, оттарабанили текст без эмоций и особого перевоплощения, и всё. Заседание комитета по жилищной, строительной и коммунальной политике было именно таким. И это при том, что главной примой не только в этом комитете, но и во всей думе считается депутат Леонид Писной, который свою роль депутата, народного избранника и прочая играет не только старательно, но и талантливо. Самое забавное, что членом комитета по ЖКХ и строительству лучший профессионал в этих отраслях Писной не является. Когда-то Леонида Александровича оскорбил факт назначения на этот пост Сергея Нестерова, который, мягко говоря, не специалист.

С тех пор утекло много воды, Писной с Нестеровым сработались, Сергей Анатольевич великодушно взял на себя роль второй скрипки в возглавляемом им комитете, а Леонид Александрович не стал бегать туда-сюда и просто солирует.

На минувшем заседании Леонид Писной представил три (из трех) законопроекта и одну законодательную инициативу по внесению изменений в Жилищный кодекс. Все законопроекты имеют отношение к капитальному ремонту и предлагаются для принятия или к рассмотрению, или в первом чтении. Потому на них не задержались. Что касается новаций для ЖК, то тут речь идет об ужесточении системы лицензирования для управляющих компаний.

В комитете по аграрным вопросам одна звезда, его председатель Николай Кузнецов. В отсутствие Николая Ивановича заседания комитетов проходят, как правило, вяло и быстро. Впрочем, своей харизмой солиста Кузнецов зачастую глушит всякие инициативы, и ему приходится отдуваться соло. На минувшем заседании Николай Иванович отсутствовал, потому даже важная тема – отчет министра сельского хозяйства Татьяны Кравцевой о подготовке к посевной кампании и продемонстрированный фильм публику не расшевелили. Исходя из доклада и фильма выходило, что и с грядущей посевной, и с перспективами на урожай всё хорошо. Даже отлично. Семена готовы, влаги достаточно, техника отремонтирована или закуплена, с удобрениями и кадрами тоже все окей.

Сергей Нестеров согласился на роль второго плана

Ситуацию пытался спасти депутат Николай Семенец, который на правах опытнейшего играет вторую скрипку на заседаниях аграрного комитета. Николай Иванович поинтересовался ситуацией со страхованием посевов, с затягиванием выдачи краткосрочных кредитов и тем, есть ли проблемы с перемещением зерна из-за зараженных АЧС территорий. Татьяна Кравцева – нисколько не солистка. Вопросы про страхование и кредиты она пропустила. А по поводу перемещения зерна сказала, что законодательно это не запрещено.

Заседания комитета по социальной политике уже давно превратились в формальное отбывание программы. И тут спектакль пытаются делать уже актеры второго плана, которым, вероятно, стыдно за свою солистку – председателя комитета Татьяну Ерохину, которая, став лидером местных партийцев от ЕР, совсем потеряла интерес к депутатской работе.

На этот раз Татьяны Петровны на заседании комитета и вовсе не было. За нее отдувался заместитель примы, тишайший депутат Анатолий Ципящук. Он, надо сказать, попал в очень щекотливую ситуацию, потому как ему пришлось принимать отчет у собственного начальника – министра здравоохранения Владимира Шульдякова. Министр рассказывал о том, как органы местного самоуправления создают условия для оказания медицинской помощи населению.

По логике, вопрос этот странен, потому как все медицинские учреждения передали в ведение регионального минздрава. Но это никого не смутило, и Шульдяков зачитал пространный и очень формальный доклад. Слушали его невнимательно. Вопрос министру осмелился задать только Владимир Капкаев, член комитета и председатель заксобрания. Владимира Васильевича интересовала ситуация с обеспеченностью медицинскими кадрами в муниципалитетах. Министр тихонько сказал, что он не очень в курсе, спикер так же шепотом посоветовал поинтересоваться. У министра были еще содокладчики – заместители глав по соцсфере из Балаковского и Пугачевского районов. Но их уже не слушали совсем. Впрочем, даме из Пугачева повезло, потому как курирующий район Семенец поинтересовался, когда в Пугаческой ЦРБ появится томограф. И министр пообещал осчастливить Пугачев в самом ближайшем будущем.

 Татьяна Ерохина потеряла интерес

Конфетка

После того как руководить комитетом по культуре, общественным отношениям и много еще чему было поручено Алле Лосиной, заседания депутатов стали если не интересными и захватывающими, то занимательными и не пресными. Судя по всему, сценарии здесь прописывает сама Лосина, которая и ведет первую скрипку.

Конечно, из имеющейся фактуры слепить шикарный трюфель или птичье молоко не удается, но вполне достойные карамельки Лосина изобретает.

На этот раз депутаты узнали о поддержке районных печатных изданий. Заместитель министра информации и печати Светлана Бакал подробно рассказала о ситуации с районками, которым в нынешних условиях совсем сложно, но партия и правительство делают всё возможное и невозможное, чтобы не допустить исчезновения местной прессы. Потому как, во-первых, районные газеты печатают местные нормативные акты, во-вторых, и это главное, они максимально близки к народу и им, народом, востребованы.

По словам Бакал, министерство информации и печати выбило для районок дополнительные дотации, которые составили в среднем 192 тысячи рублей, во многих муниципалитетах долги перед изданиями были закрыты, в остальных – сокращены. Правительство старается изо всех сил, дабы не сократить тиражи районных газет, «Почта России» предоставляет им тридцатипроцентную скидку, увеличивается доля альтернативной доставки, розничная продажа. Из-за того, что тарифы «Почты России» растут очень сильно, подписка здесь сильно сокращается.

Алла Лосина делает конфетку из подручного материала

Тему «Почты России» подхватила председатель регионального отделения Союза журналистов Лидия Златогорская. Лидия Николаевна сообщила, что начиная с 2015 года «Почта России» – основная проблема для всех. Тарифы растут стремительно. Никто не объясняет, почему. По словам Златогорской, есть у районных редакций проблемы и с обанкротившейся Роспечатью. Организация эта должна многим, но долги не выплачиваются. И вообще, заключила Лидия Златогорская, районкам сейчас приходится очень тяжело. Если раньше в типовой редакции работали 14 человек, то сейчас штат сокращен до 8, а то и до двух-трех человек. А от этого страдает качество изданий.

Понятно, в хорошем сценарии не может обойтись без обсуждения. И в диалог вступил депутат Александр Сидоренко, который поддержал политику партии и правительства и озаботился положением районных изданий вообще и поведением «Почты России» в частности.

Некоторые комментарии по поводу «Почты» дала Светлана Бакал, которая рассказала, что министерство организовывало встречу представителей «Почты» с редакторами, где журналистам была предъявлена формула расчета тарифов – сложная и непрозрачная. Но, согласно действующему законодательству, тарифы на услуги «Почты России» – нерегулируемые. Но почта обязалась увеличить подписку на 5 процентов (при росте тарифов на 30 процентов).

Алла Лосина вспомнила об аркадакской газете, которая практически полностью отказалась от услуг монополиста и развозит свое издание читателям самостоятельно. Златогорская добавила, что аналогичная ситуация у «Балаковских вестей».

В качестве заключительного аккорда этого печально-познавательного спектакля было соло депутата Сидоренко, который сильно озаботился состоянием бывшего туберкулезного диспансера, памятника федерального значения, разрушающегося по адресу Советская, 1. Доктор Анатолий Ципящук пояснил коллегам, что из-за бессмертной палочки Коха, которая наверняка есть в здании, его можно приспособить только под узкопрофильное медицинское учреждение. А на это, увы, денег нет.