Жадного взвоза не было

Оценить
Без вымыслов и фантазий

В Саратове есть три взвоза: Бабушкин, Князевский и Троицкий. Раньше, когда го-род был меньше, вся его жизнь в основном кипела у Волги. Берега тогда более круто, чем сейчас, поднимались вверх, поэтому прибывающие водой грузы не везли, а именно взвозили в город. История взвозов – история нашего города. Хотелось бы, чтобы она писалась на ос-новании документально подтвержденных фактов.

В документах городской думы есть «Дело о доставлении городскому землемеру ведомо-сти о городских зданиях», в котором имеется список 17 «взвозов при реке Волге» за 1844 год: Горный, Казанский, Исадный, Московский, Воздвиженский, Живодеровский, Покров-ский, Карповский, Полицейский, Сергиевский, Гимназический, Бабушкин, Кабановский, Больничный (он же Александровский), Ильинский и два Устиновских.

Один Устиновский взвоз позже получил название Троицко-Соборный или кратко – Тро-ицкий. Местоположение другого обозначено в документе: «мимо дома умалишенных». Кор-пус дома умалишенных и сейчас находится в числе корпусов 2-й городской клинической больницы. Но сейчас берег Волги напротив больницы застроен.

Казанский взвоз находился «позади Казанской церкви», которая стояла неподалеку от пересечения современных улиц Лермонтова и Челюскинцев.

Горный взвоз располагался напротив Казанской церкви за Глебучевым оврагом. Также «близь Казанской церкви», но вниз по течению Волги находился взвоз Исадный. Название его происходило от устаревшего слова исада (исадь, исады), которое имело несколько значе-ний: торговая пристань, торг, базар; песчаная отмель, поросшая ивняком; спуск с берега на лед и другие. В нашем случае слово взято в первом из указанных значений: торговая при-стань, торг, базар. Свидетельством тому служат строки воспоминаний Александра Николае-вича Минха «Саратов и его жизнь в 1853 году»: «Ниже Глебова оврага, через который вы-строен деревянный мост – Казанский (около которого бывает в мае весенняя ярмарка на су-дах), находятся садки с разной рыбой; стерляди здесь очень дешевы, так что летом можно иметь стерлядь более аршина за 60 или 70 копеек серебром».

С названием этого взвоза приключилась анекдотическая ис­то­­рия. Не имеющий соот-ветствующей историко-архивной подготовки к чтению старых текстов инженер Владимир Цыбин соединил отдельно написанные буквы «и» и «с» в одну букву «Ж» и породил Жад-ный взвоз. Рожденное фантазией Цыбина название повторено в книге Геннадия Иванова «Волжские взвозы старого Саратова» и широко гуляет на просторах интернета, хотя ни в до-кументах, ни в справочниках такого взвоза нет.

Саратов рос, а берег Волги застраивался, у некоторых улиц приволжская часть исчезла, у других она перестала выделяться как взвоз.

Воздвиженский взвоз – ныне исчезнувшая приволжская часть Первомайской (бывшей Крестовоздвиженской или Воздвиженской) улицы. Тоже Полицейский – часть Полицейской (ныне Октябрьской) улицы; Гимназический – часть Гимназической (ныне Некрасова) улицы. Сергиевский – часть Приютской (ныне Комсомольской) улицы. Покровский взвоз – часть нынешней улицы Григорьева, название получил по Старо-Покровской церкви, стоявшей на пересечении этой улицы с улицей Лермонтова (Покровской). Кабановский – часть улицы Радищева, название получил по находившемуся здесь дворовому месту купца Федора Степа-новича Никитина, имевшего уличное прозвище Кабанов. Дом его, двухэтажный с бельведе-ром, и сейчас стоит на правой стороне улицы Чернышевского между улицами Радищева и Провиантской.

Больничный (он же Александровский) взвоз – часть улицы Провиантской, от которой и начиналась территория Александровской больницы. Ильинский шел от Волги к Ильинской площади.

Карповский взвоз проходил где-то между улицами Григорьева и Октябрьской. Местопо-ложение его в документе обозначено так: «мимо дома Быкова». Где был дом – пока не уста-новлено.

Живодеровский взвоз находился напротив нынешнего Обуховского переулка. По поводу происхождения названия у краеведов существует версия, что взвоз был особо крутой, и ло-шади нередко погибали от перенапряжения, поэтому здесь постоянно дежурили татары, чтоб не дать пропасть туше, сразу же ее свежевать. Но думается, всё проще. В архиве сохранился составленный 30 марта 1844 года «Именной реестр», в котором перечислены подлежащие переносу с берега Волги строения. В нем значится владевший домом в 9-м лабазном квартале мещанин Жеводеров. Не по его ли домовладению и назван взвоз?