Резервация для ремесла

Оценить
Резервация для ремесла
Фото Анна Недочетова
Творческие мастерские на прошлой неделе презентовала «Палата ремесел»

Пятьдесят пять станков разной степени сложности – от миксера для жидкой глины до 3D-принтера, от токарного станка до станка лазерно-гравировального должны стать доступными для мастеров-ремесленников и для предпринимателей из этой же сферы. Первыми – «вот буквально вчера закончили установку последних станков» – в мастерские пустили прессу и блогеров.

Ремесло + новые технологии

Часть оборудования расположена непосредственно в здании Торгово-промышленной палаты. Здесь швейный цех, кожевенная мастерская Андрея Голубцова и тонкое умное оборудование – 3D-сканер и два 3D-принтера. В одном из них как раз сейчас идет печать: желтая кошка в черных пятнах (наверное, это маленький леопард) почти готова – принтер отпечатывает последнюю деталь – котовое ухо, маленькое и изящное. Рядом в сканере стоит керамическая игрушка – мужичок. Его вылепил из глины мастер, а умная машина считала размеры и спроецировала изображение на экран компьютера. Задай программу, и принтер напечатает пару десятков таких мужичков.

Соединяются ремесло и новые технологии и непосредственно в цеху. Там стоит лазерно-гравировальный станок, который вырезает самые разные изделия и делает гравировки на самых разных материалах: дерево, стекло, камень, пластик, кожа. Работа мастера первична – он воплощает свою идею, создает эскиз, а программа помогает выполнить работу быстро и просто.

Чья кожа дороже?

В комнате, где работает 3D-принтер, располагаются остатки выставки участников конкурса «Ремесленник года». На стенах развешаны причудливые маски из грубой кожи – особенно привлекает внимание одна, с длинным клювом вместо носа. «Противочумная» – проносится в голове. Автор шедевров работает за стеной, в соседней комнате.

Мастерская по изготовлению художественных изделий из кожи Андрея Голубцова – узкая комнатка с огромным столом и наспех собранными стеллажами, вся завалена самой разнообразной кожей. В углу стоит швейная машинка, а на столе – специальный пресс. Этот станок – дорогой, он стоит 12–15 тыс рублей, поскольку избавляет мастера от лишнего напряжения. Пресс-дырокол можно приобрести намного дешевле. Но тогда работать придется только силой собственных мышц.

Андрей прежде всего художник, поэтому все свои работы он делает для души, а потом уже ищет рынки сбыта.

– В соседнем зале вы видели на стене маски, это реконструкция масок скоморохов, – объясняет Голубцов. – В дохристианский период на Руси были различные тотемные животные, в маски которых наряжались скоморохи. К сожалению, до нашего времени «дожили» только антропоморфные маски. А зооморфные мне приходится восстанавливать по сохранившимся спискам с лубочных картинок.

Кожу для работы мастер заказывает в Москве, хотя признается, что и в Саратове есть хорошие магазины. Просто доставка крупных партий из столицы выходит дешевле. Различить кожу по стране-производителю нетрудно – одежный ассортимент и перчаточная кожа – это, скорее всего, Италия или Турция. А вот Россия производит грубую ременную кожу. Материалы из-за границы обходятся дешевле, чем кожа российского производства. Может быть, это потому, что в России кожевенных заводов осталось очень мало.

Липка...

Основной цех мастерских «Палаты ремесел» находится чуть ниже здания ТПП по ул. Шелковичной – в доме № 178. Это производственные помещения одного из саратовских предприятий. Там нет лоска и блеска, а есть высокие потолки, не очень чистые, зато надежные бетонные полы. И целый столярный цех, где, несмотря на наличие специального «пылесоса», собирающего в пакет опилки прямо в процессе работы, всё равно валяется стружка и пахнет деревом.

Мастер Александр Осокин, которого нам рекомендуют как человека, который руками по дереву может всё, показывает помещение, где он обживается: вот тут токарный станок, здесь ленточная пила. У стены стоят липовые доски.

– Вот этих лошадок можно вырезать за три минуты, – говорит мастер и берет толстый брус, на котором карандашом нарисованы контуры будущих игрушек. Он запускает ленточную пилу, и работа пошла. Смотреть страшно – лезвие входит в брус, как нож в масло, а вдруг по пальцам? Но мастер осторожен. И через три минуты в его руках две грубые коняшки, которые еще требуют обработки напильником и наждачкой.

– Эти игрушки выполнены в русской северной традиции, – объясняет Александр. – Просто раньше их ножом и топором между делом зимними вечерами вырубал грозный северный мужчина.

В основном цехе масса разнообразного оборудования: для художественной сварки, для резки по металлу, для размешивания глины, есть свой гончарный круг, муфельные печи для обжига керамики, смальтокол для работы с мозаикой, тот самый лазерно-гравировальный станок и т.д.

...и лепка

Наталья Макарова, которая уже 17 лет трудится дизайнером интерьеров, имеет свою керамическую мастерскую и знает о глине всё: например, для крупных изделий, используемых в садовых интерьерах, нужна глина с грубой шамотной крошкой – она армирует изделие и не позволяет ему оседать и менять форму. Для мелкой пластики подходит красная глина. «КамАЗа» глины керамической мастерской хватает всего на полгода, так что «накопать в лесу самостоятельно» для профессионала не вариант.

– Что получится из этой затеи, пока не очень понятно, – говорит Наталья. Но вообще такая штука, как эти мастерские, есть в Москве, и это очень удобно. Кто-то приехал из другого города, кто-то хочет просто попробовать – пойдет у него работа с керамикой, не пойдет. И есть возможность арендовать оборудование, не заводя собственной мастерской.

Найти помещение под керамическую мастерскую – целая проблема. Печи для обжига требуют специальных условий: электропроводка, бетонные или металлические полы.

Роскошное искусство для души

Художники Вадим Руфанов и Ирина Толкачева проводят мастер-класс по изготовлению мозаичного панно. Всем желающим розданы квадратные фанерки, на которой Ирина маркером рисует первый пришедший в голову рисунок: сердце, солнце. Перед тобой разноцветные кусочки смальты – в основном снятые с основы мозаичной кафельной плитки – такие продают в строительных магазинах. А еще специальные ножницы, которыми эти квадратики можно раскалывать так, как нужно. И специальный клей в тюбиках из-под ПВА. На стене цеха висит работа мастеров – мозаичный герб Саратовской области.

Пока Ирина возится с «учениками», Вадим доделывает портрет женщины по фотографии, попутно объясняя особенности своего ремесла.

– Конечно, это больше для души. Это же не вещь первой необходимости. Мозаичное панно предмет роскоши, а сейчас людям не до роскоши.

У мозаичников тоже проблема с материалами: раньше смальту можно было купить в любом строительном магазине. Были поставщики из Китая и России. Сейчас российский производитель умер. А смальта из магазинов пропала.

Вадим говорит, что мастерские «Палаты ремесел» вполне могут пригодиться мастерам: во-первых, «Палата ремесел» приобрела смальтокол, который лично ему не по карману. А потом, она позволяет наладить взаимодействие между мастерами, получить продукт совместной работы. Например, собрать детский набор мозаики: мастер на лазерно-гравировальном станке вырезает необходимую заготовку (скажем, слоненка), художник подбирает смальту, которая заполнит эту заготовку. Такие несложные наборы можно продавать.


[Кстати сказать]

Сергей Леонов, директор АНО «Палата ремесел Саратовской области»:

СОХРАНИТЬ УМИРАЮЩЕЕ ИСКУССТВО

– Проект этот рассчитан на десять лет, вне зависимости от того, будет ли у нас государственная поддержка или нет. Сейчас она есть.

Перед нами стоит несколько задач: во-первых, поддерживать малый и средний бизнес, дать возможность ремесленникам выйти из тени. Вопрос с легализацией очень непростой. Ремесленник – это широкое понятие. В вопросе налогообложения мы балансируем на грани искусства. Искусства, защищенного авторским правом, и собственно ремесла. Например, картины из смальты – это ремесло или искусство? Для многих ремесленников их дело – это хобби, которое приносит какой-то минимальный доход. Для кого-то это основной вид заработка. Но показываться боятся и те, и другие. Мы можем помочь, объяснить, что можно работать открыто и при этом не спускать весь свой доход на налоги. В Саратовской области, например, введены налоговые каникулы для ряда ремесленных отраслей.

Во-вторых, это брендирование Саратовской области. У нас ведь огромное количество ремесленников, которых в Японии знают лучше, чем в Саратове.

В-третьих, это сохранение некоторых почти утраченных видов ремесла. Знаете, какой средний возраст мастеров у нас? 55 лет! Они уйдут, и мы всё это уникальное ремесло просто потеряем. Например, дядя Вася лапотник, который живет в Калмантае – он единственный мастер в Саратовской области, который плетет лапти из настоящего липового лыка.

Пока мы экономику не просчитывали. Но, конечно, каких-то минимальных денег аренда этого оборудования будет стоить: муфельные печи потребляют колоссальное количество энергии, так же, как и лазерный станок.

Автономное некоммерческое общество «Палата ремесел Саратовской области»

Совместное детище министерства экономического развития региона и областной ТПП. Работает с сентября 2016 года.

Саратовская область – единственный регион России, который в 2016 году получил государственную поддержку в рамках программы «Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона до 2020 года» на создание подобного объекта инфраструктуры. Всего в 2016 году на работу АНО «Палата ремесел» было выделено 5 миллионов рублей, из которых 250 тыс. – это деньги регионального бюджета, а 4 млн 750 тыс. – федерального.

В ноябре буквально за месяц «Палата ремесел» организовала и провела конкурс «Ремесленник года», в котором участвовали около 70 мастеров со всей области. Также на эти средства было закуплено оборудование для творческих мастерских.