Радищевская неделя

Оценить
Главный художественный музей не дает заглохнуть культуре

Год 2017-й пока не богат на культурные события. Вот и минувшая неделя прошла бы совсем скучно, если бы не Радищевский музей, который, кажется, работает днем и ночью, чтобы саратовская интеллигенция не заскучала. Именно он и представил публике самое громкое культурное событие недели – выставку эротической графики Пабло Пикассо. Кстати, ее возрастной рейтинг – «18+» – красуется совсем не для привлечения внимания.

Папа на горшке и вуайеристы

Выставка «Пабло Пикассо. Искушение» открылась в пятницу, 10 февраля. В ее основе – самый масштабный и откровенный графический цикл художника – «Suite 347». Цифра в его названии выбрана совсем не случайно – именно столько работ в период с 16 марта по 5 октября 1968 года выполнил живой классик (Пикассо на тот момент было уже 86 лет). В экспозиции музея оказались не все они, а только 105 наиболее откровенных литографий, сделанных в 1990–1992 годах братьями Кроммелинк с разрешения потомков авангардиста.

Как и в случае с выставкой «Роковая встреча. Ван Гог и Гоген», открывшейся в конце прошлого года, проведение новой выставки стало возможно благодаря московской компании «Артгид», которая тогда удивила не только действительно хорошими литографиями и ксилографиями, но и интересным подходом к оформлению: в залах были расставлены искусственные подсолнухи – один из самых узнаваемых атрибутов картин Ван Гога. Не обошлось без подобного ноу-хау и в этот раз – помимо литографий на посетителей выставки взирали манекены в роскошных платьях. Но то ли из-за того, что к подобному приему зритель успел привыкнуть, то ли потому, что более взрывным был эффект от самих работ, в этот раз антураж уже так не сработал – костюмы смотрелись органично, но скорее вносили толику приличия в общую весьма фривольную атмосферу.

Радищевская неделяПо большому счету, даже вызвавшая ажиотаж в конце прошлого года «Ню» в галерее «Эстетика» и близко не стоит по степени свободы с экспонируемыми работами Пикассо, которые трудно назвать эротикой – такими работами не проиллюстрируешь фоторепортаж. Банально приведем названия: «Возбужденный актер в сцене стиля барокко», «Художник в возбужденном состоянии и ласкающая себя модель», «Папа на горшке, рассматривающий пару, занимающуюся любовью».

Безнравственно!

Если в прошлый раз выставочный проект презентовали представители «Артгида», то в этот раз музей обошелся своими силами. Елена Слухаева, заместитель гендиректора по экспозиционно-выставочной работе, упирала на то, что эротика здесь – это всего лишь прикрытие, поскольку серия полна отсылок как к более раннему периоду самого Пикассо, так и к культуре античности и великих предшественников испанца. Кроме того, здесь разработаны темы цирка и отношений художника и натурщицы, продолжения жизни и радости от нее. В общем, смотрите глубже, товарищи!

На то же упирала на экскурсии и Лидия Красноперова, старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства, по пути замечая, что для российского зрителя выставка может оказаться особенно вызывающей, ведь мы воспитывались в другом обществе.

И всё же, несмотря на все предостережения и пояснения, нашлись бабушки-морализаторы, которым работы не понравились. Судя по всему, они повелись только на имя художника, и их не смутила возрастная маркировка выставки, но они пришли и «внезапно» убедились в том, что, оказывается, работы-то безнравственные. Именно на это слово упирала одна из таких ценительниц искусства в споре с экскурсоводом, постоянно подчеркивая, что считает эту серию не пошлой, а именно безнравственной, нигилистической. Лидия Петровна была вынуждена парировать ее выпады, но женщина уже вошла во вкус: зачем нам это, мы воспитывались в другом обществе, для чего немолодому уже Пикассо было браться за такую тему – не мальчик же уже, которому надо пустить пыль в глаза? Красноперова поначалу пыталась отвечать, но потом просто обреченно сказала: «Я не хочу с вами спорить».

Короткой строкой

Выставка «Пабло Пикассо. Искушение» стала не единственным мероприятием музея Радищева, который особенно активизировался на выходных, проводя лекцию за лекцией (а некоторые и вовсе параллельно). Одним из сюрпризов, подготовленных, но неоцененных жителями нашего города, мог бы стать квест «В поисках самой счастливой пары влюбленных», который планировалось провести в субботу и воскресенье. Но, видимо, день святого Валентина у влюбленных ассоциируется не с квестами в музее.

С лекциями ситуация была лучше. Сразу после открытия выставки Пикассо можно было попасть на последнюю лекцию из цикла «Встреча с реставраторами», проводящуюся в рамках выставки «Русское религиозное искусство XVIII – начала XX веков в собрании Радищевского музея». Лекция была посвящена «Восстановлению предметов облачения». Реставратор Людмила Арсланова недолго (40 минут), но информативно рассказала о том, как сотрудниками ведется работа по восстановлению тканей. Впрочем, для человека, который этой темой специально не интересуется, встреча наверняка показалась бы скучной.

Радищевская неделя

Рассчитанной на более широкого зрителя была воскресная лекция заведующей методическим сектором музея Александры Жуковой. Она рассказала об образе Христа в русской живописи XIX века. А он трактовался по-разному: от неземного богочеловеческого, полного сил, до условно символического и, напротив, предельно земного, почти раздавленного, как на картинах Ге. Увы, оценили это замечательную лекцию немногие.


[Кстати сказать]

Замороженная музыка – увы, не по Мюнхгаузену

Даже на фоне относительного затишья главных ньюсмейкеров в сфере культуры мало для кого прошла замеченной новость про заморозку проекта SIM (Saratov Independent Music).

SIM – это ежегодно издающийся сборник песен местных музыкантов, преимущественно рокеров, хотя строгой жанровой цензуры у него нет. Сборник выходит на двух CD и содержит, как правило, почти 40 композиций – по одной от группы. Кроме того, его презентация всегда сопровождается двумя концертами местных коллективов. До недавнего времени гала-концерт всегда проводился в январе в рок-клубе «Варьете», но в 2016 году его не стало. В этом же году, впервые за десятилетнюю историю, сборник был выпущен не на CD, а просто слит в интернет организаторами. Причина скучна и банальна – на физический тираж не хватало денег, а брать их с музыкантов, как это делалось ранее, не захотели. Популярный ныне способ сбора средств – краудфандинг – тоже не помог. Однако сборник издали, а концерты провели.

И вот на минувшей неделе организаторы SIM написали в соцсетях, что работать вполсилы они не хотят, а заниматься этим делом как раньше уже не получится. Поэтому проект замораживается.

К чему вся эта история? К тому, что, к сожалению, «мы ленивы и нелюбопытны». Насколько SIM был нужен саратовскому меломану – вопрос открытый. На самом деле, сейчас в почете даже не гастролеры, а кавер-бенды, которые зарабатывают на хлеб исполнением всем известных и порядком набивших оскомину хитов. Понятное дело, им нечего присылать для сборника, да и стимула нет. Прослушивание же десятков местных артистов, из которых, справедливости ради, далеко не каждый обладает своим лицом – дело на любителя. И всё же SIM себя всегда оправдывал как артефакт – по нему спустя годы можно будет понять, что творилось в местной музыке в начале XXI века, также, например, как по кино­хроникам судят о прошлом региона (вернее, судили, поскольку ситуация с кино в Саратове примерно та же). Найдутся ли музыкальные краеведы спустя полвека – тоже вопрос риторический. Зато очевидно, что проблемы SIM очень хорошо вписываются в общую удручающую ситуацию с саратовской музыкой: закрываются клубы, народ гораздо реже ходит на концерты, а ставший привычным фестиваль «Желтая гора» становится нерегулярным.