Вишенка и безвкусный торт

Оценить
Канал ОТР, «Леонид Млечин. Вспомнить всё»

В конце 2014 года известный журналист Леонид Млечин возглавил Дирекцию историко-публицистических программ телеканала «ОТР». Впрочем, он не только рулит этим сегментом канала, но еще и ведет некоторые передачи: «Киноправда?!» и «Вспомнить всё» (а до этого были «Пять минут для размышлений»).

К ОТР и его контенту принято относиться с некоторой иронией: мол, неплохо, иногда даже любопытно, но не более того. Тем не менее, интересные материалы все-таки выходят. Можно ли к ним отнести программу «Вспомнить всё», в которой рассказывается «о подоплеке исторических проблем, влияющих на наши сегодняшние реалии» и показываются «внутренние пружины конфликтов» и «истинные мотивы политиков»? Ведь «прошлое присутствует в настоящем, а исторические дискуссии воспринимаются как спор о дне сегодняшнем». Многообещающее заявление. А что же на деле?

Формат программы прослеживается не совсем четко: сюжет про Муссолини – типичный документальный фильм с закадровым голосом, а предпоследний рассказ – про действия КГБ в 1991 году – скорее спецрепортаж со множеством спикеров. Самый же последний сюжет сосредотачивается на одном человеке. Впрочем, фигура бывшего генерального директора ИТАР-ТАСС Виталия Игнатенко настолько любопытна, что ей не грех посвятить весь выпуск целиком.

Млечин за кадром долго рассказывает о том, какой важной фигурой Игнатенко был при Брежневе и Горбачеве, какое было сложное время. А потом случается диссонанс, и Игнатенко говорит о том, как хорошо, когда можно по-человечески поговорить с руководителем страны, и что ему было приятно, когда Путин положил свою ладонь на его и по-товарищески спросил: «Чем я могу вам помочь?». Думаете, потом идет разговор о друзьях Виталия Никитича или о роли Путина в жизни России? Нет, Млечин вспоминает, что неплохо бы поговорить о том, с чего всё начиналось. Бег по кругу? Непонятно.

После этого повествование все-таки становится линейным: разговор о родном городе – о работе с Брежневым – о переходе в «Новое время» – о том, что Игнатенко зла не держит на своих врагов и сравнивает их с хорьками, добавляя, что у него возникает ощущение, будто у них проблемы с прямой кишкой.

«Красноречием» Виталий Никитич блещет и потом: он подтрунивает над теми, кто выступает на совещаниях, замечая, что там собираются далеко не Сократы и что их можно слушать «только под общим наркозом», «почему-то сохраняется форма совещания по-советски». Это всё скучно и нудно, зато так выясняется, кто из заскучавших хорошо рисует. Оказывается, Константин Эрнст.

Затем разговор об увлечении теннисом, о том, как портятся отношения с коллегами, как они улучшаются, потом о семье... Я в конце концов не выдерживаю и лезу в Википедию посмотреть, когда родился Виталий Никитич. 19 апреля. Странно, вроде не день рождения. Смотрю в анонс видео: «Разговор о принципах журналистики и о взаимоотношениях с властью, о том, как добиваться успеха и уметь дружить с Виталием Игнатенко». И снова развожу руками: не сказать, чтобы эти темы не возникали в программе, но всё настолько потонуло в каких-то рассуждениях...

А под конец Игнатенко говорит сакраментальную фразу, что хороший журналист продается только один раз в своей жизни – профессии. Красивая вишенка на этом безвкусном, но правильно сделанном торте.