Время красивых картинок кончилось

Оценить
Новые задачи регионального минсельхоза связали с получением федеральных денег

Федеральный центр в этом году не устает менять правила работы для чиновников регионального уровня. В минувшую пятницу стали известны жесткие правила отчета по федеральным деньгам, которые будут перечислены региональному минсельхозу в 2017 году. Если не удастся нарастить экспорт продукции сельского хозяйства, если не сможем построить необходимое количество убойных цехов в Саратовской области, если не создадим 10 новых сельскохозяйственных кооперативов, то ответ придется держать рублем.

Даже в министерстве еще не все поняли новые условия работы

Министр сельского хозяйства Татьяна Кравцева дала очень строгий наказ приглашенным на заседание коллегии минсельхоза руководителям районного масштаба – выполнить все разнарядки, которые в ближайшее время до них будут доведены. Потому что те государственные средства, которые получает минсельхоз, теперь останутся в его распоряжении только при 100-процентном исполнении целевых показателей. «Иначе придется возвращать средства в федеральный бюджет, – предупредила Кравцева. – Поверьте, это очень нелегко, когда средства ушли товаропроизводителям, а потом области надо будет изыскать в своем бюджете и вернуть эти деньги. Нам никто не простит никаких оправданий. Только обстоятельства непреодолимой силы могут приниматься в расчет».

Однако четкой ответственности пока не видно на каждом рабочем месте даже в минсельхозе. На заседании коллегии состоялся занимательный разговор заместителя председателя правительства области Александра Соловьева с начальником отдела племенной работы министерства Дмитрием Ерофеевым.

Зампред из президиума пенял начальнику отдела на неудовлетворительную работу по созданию региональных центров, пробуксовку с запуском лаборатории генетической экспертизы. А начальник отдела из зала его осаживал. Дескать, да бросьте вы, Сан Саныч, всё у нас хорошо. И всё уже практически работает, просто не оформлено до конца. А без документов результаты деятельности нельзя афишировать, хотя она ведется. Лаборатория вот уже более тысячи проб по качеству молока сделала. Зампред сказал начальнику отдела, что для минсельхоза России эти доводы начальника отдела ничего не значат, и из-за его нерасторопности и безответственности всему региональному минсельхозу вместе с Соловьевым поставлена жирная двойка по этим позициям. А начальник отдела посоветовал ему не принимать оценки близко к сердцу, потому что такие двойки поставлены 40 процентам регионов.

Министр Кравцева вынуждена была поставить точку в этом споре, взяв на министерство недоработку по искусственному осеменению. По сути, что-то здесь удается сделать только отдельным районам. Среди передовиков – Ровенский, Балтайский, Энгельсский.

Отбой для «празднично, весело, интересно»

Роли злого и доброго следователя зампред и министр отыграли без сбоев на всем протяжении коллегии. Доклад заместителя министра Светланы Ундровой о проблемах в пищевой и перерабатывающей промышленности министр Кравцева назвала деликатным. По мнению министра, ее заместитель говорила много и подробно, но не донесла до районных руководителей требование о создании убойных цехов. «Ярмарки, выставки это всё хорошо – празднично, весело, интересно. Но рутинная работа по созданию убойных пунктов увеличивает нашу совместную ответственность кратно. Коллеги, если в будущем году мы не решим эту проблему, будет создаваться социальная напряженность на местах, чего мы с вами допустить не можем», – поставила Кравцева вопрос ребром. Жаль, что ей не хватило духа подчеркнуть, что вообще-то по всем остальным целевым показателям, важным для минсельхоза России, тоже в первую очередь будет отвечать именно Светлана Ундрова.

Как мог, эту недоговоренность министра исправил зампред Соловьев.

– Доклад слишком детализированный, – заметил он.

– Это мой дебют, прошу прощения, – кокетливо оправдалась заместитель министра. Но Соловьев в тот день не был настроен на шутливый лад.

Сказал, что не ясно, что делает управление, чтобы в каждом районе обеспечить доступность убойных цехов, «а требования регламента с нас никто не снимал». Подсказал, что нужна детальная картина болевых точек и конкретные решения по их устранению. Каждый район должен как можно быстрее осознать свои задачи. «С нас спрашивают исполнение целевых показателей, а не красивые разговоры и картинки», – предупредил зампред. Он поставил на вид Ундровой недоработку по заработным платам. На большинстве из 500 предприятий перерабатывающей промышленности они занижены. «Предприятия хорошие, серьезные, имеющие рынок сбыта не только на территории области, но и на международном уровне, не показывают реальную заработную плату», – говорил зампред в полной уверенности, что нет там зарплат на уровне семи тысяч рублей, как пишут в отчетности.

Но гораздо больше, чем фонд зарплаты и отчисления с нее, важные, в конце концов, в основном для районных бюджетов, Соловьева волновала недоработка подразделения Ундровой по наращиванию экспорта сельхозпродукции. Он не видит четкой детализации действий министерских работников. Между тем наращивание экспорта – это даже не только целевые показатели. Это поручение президента Путина. Так какое увеличение экспорта ожидается с территории Саратовской области? Какие новые связи между продавцами и покупателями созданы? Нет их, – считает зампред. А должны быть совместные реальные планы переговоров у министерства по увеличению экспортного потенциала для всей выпускаемой продукции. А у районных администраций – список проблем, расшить которые может помочь правительство области. В пример привел элеватор в Турках, который 20 лет не работал. Ветку железнодорожную РЖД там готовила на списание и хотела разобрать полностью. Неприятный был диалог у правительства с РЖД. Но сейчас элеватор уже дает возможность закупать по завышенным ценам внутри района у сельхозпроизводителей зерно и отправлять его на экспорт. «То же самое должно быть по экспорту и убойным цехам в каждом районе», – подытожил Соловьев.

Неприятная новость – для расчета господдержки не будут приниматься во внимание площади, занятые подсолнечником.

Много банков, хороших и разных

В ходе доклада начальника управления финансовой политики представителям районных администраций потребовалось «отложить газеты» и осознать, как изменятся условия получения господдержки у сельхозпроизводителей.

Объем поддержки в целом на область останется прежним – 2 млрд 600 млн рублей. Но нового много. Например, впервые предусматривается поддержка на возмещение прямых затрат на создание убойных цехов. Изменен и механизм льготного кредитования. Субсидии теперь будут предоставляться напрямую банкам в счет возмещения неполученных ими доходов по кредитам, выданным с 1 января 2017 года, в размере ключевой ставки ЦБ. То есть заемщик самостоятельно выбирает уполномоченный банк для получения льготного кредита, а тот ему должен предоставить его по ставке за минусом ключевой (10% на сегодняшний день). Окончательно правила еще не утверждены, но, согласно проекту, льготные краткосрочные кредиты предоставляются на срок до 1 года в размере не более 1 млрд рублей. Льготный инвестиционный кредит – на срок от 1 до 15 лет включительно в размере не более 8 млрд рублей. Заемщик, претендующий на получение льготного кредита, предоставляет в уполномоченный банк перечень документов в соответствии с требованиями банка. Проверка заемщика и целевого использования кредита производится уполномоченным банком.

Правила несвязанной поддержки тоже изменились. Одно из ужесточений – отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет. Неприятная новость – для расчета поддержки не будут приниматься во внимание площади, занятые подсолнечником. Было еще требование связать поддержку с обязательством вносить удобрения, но вроде его решили не вводить с 2017 года.

Список уполномоченных банков, где можно взять кредит

Список уполномоченных банков, где можно взять кредит

Подсолнухам сокращают место под солнцем

– Площади будут субсидироваться, за исключением подсолнечника. Это и без поддержки очень рентабельная культура, – попросила всех запомнить новое правило Татьяна Кравцева. В министерстве не просто так решили сосредоточиться на зерновом клине. Площади посевов этой культуры выглядят уже просто угрожающе для области.

Об этом в своем докладе рассказал заместитель министра сельского хозяйства Александр Зайцев.

Начиная с 90-х годов в структуре посевных площадей в Саратовской области отмечается тенденция увеличения площадей под подсолнечником. Площадь, занятая зерновыми, с 3,3 млн га сократилась до 2,1 млн га, а под подсолнечником увеличилась почти в 3,3 раза. В текущем году под зерновыми и зернобобовыми осталось 56 процентов посевных площадей, а под подсолнечником уже 32 процента. В ряде районов этот показатель и выше. Причина такого засилья подсолнечника на наших полях – экономическая и понятная. На урожай всегда есть покупатель, готовый платить за маслосемена хорошие деньги. Так что хозяйства, выбирая эту культуру, создавали оборотный капитал.

Время красивых картинок кончилось

В 2016 году подсолнечника собрали рекордное количество – 1 млн 263 тыс. тонн. Это, с одной стороны, обеспечило Саратовской области первое место в России, но с другой – поставило перед министерством, контролирующими ведомствами и учеными проблему истощения земли. Ведь рекордный объем маслосемян объясняется не урожайностью, а исключительно увеличением площадей под подсолнечником. Средняя урожайность по этой культуре составила в 2016 году только 11,3 ц/га. В Базарно-Карабулакском, Воскресенском, Краснокутском и Питерском районах она была менее 7 ц/га. И эти цифры говорят о том, что землю не щадят.

«В ряде районов площади подсолнечника превышают в разы рекомендованные наукой и практикой, говорю не о научной, а об обоснованной норме, требующей более щадящего отношения к почве за счет оптимизации площадей и посева кукурузы на зерно, зернобобовых, многолетних трав, сидератов и чередования других культур в севообороте, или хотя бы трехполки, без бессменных посевов», – убедительно показывал пагубность увлечения этой культурой Александр Зайцев. И понимал, что на самом деле эти его слова отскочат от руководителей хозяйств как от стенки горох. Потому что подсолнечник – это гарантированная финансовая состоятельность, это возможность закупить новую технику, это финансовые и товарные кредиты, легко выделяемые под эту культуру, и это близкий рынок сбыта, который после модернизации маслозаводов будет только расширяться.

Многие представители районных администраций уезжали с этого совещания, почесывая затылки. Борьбу с подсолнухоманией трудно не приветствовать, это понятно каждому здравомыслящему агроному, а именно они в основном и возглавляют районные сельхозуправления. Но люди рассчитывали на определенные объемы несвязанной поддержки весной. А сейчас получат копейки.