Потерявшийся губернатор

Оценить
Скорее всего, он просто не захотел покидать столицу

Со времени учреждения Саратовской губернии в 1780 году и до отречения Николая II от престола в феврале 1917 года на пост саратовского губернатора было назначено 30 человек. В списке их числится Анатолий Анатольевич Куломзин, которому указом царя от 31 декабря 1912 года было «всемилостивейше повелено быть саратовским губернатором» с оставлением в придворном звании камергера двора его императорского величества.

Сорокадвухлетний Куломзин имел к этому времени чин действительного статского советника и всего три месяца состоял в должности губернатора Ковенской губернии. А до этого с 1893 года Анатолий Анатольевич в качестве чиновника особых поручений министерства внутренних дел находился в длительных командировках в Приамурье и в районы Черноморского побережья для организации системы управления. В годы русско-японской войны Куломзин по линии Красного Креста заведовал северо-восточным районом действующей армии, за что получил «право ношения высочайше установленного 24 июня 1899 года знака Красного Креста», а также серебряную медаль Красного Креста.

В начале декабря 1912 года в саратовских газетах появились сообщения о том, что назначенный в январе предыдущего года губернатор Петр Петрович Стремоухов, находившийся в Петербурге, заявил там о своем желании перевестись в другую губернию. В местной прессе стали выдвигаться догадки, кто займет освободившееся место. Называлась и кандидатура Куломзина. 30 декабря «Саратовский листок» оповестил: «Вчера приехала из Петербурга супруга губернатора С.А. Стремоухова. Возвращение П.П. Стремоухова ожидается на днях. Назначение его в Кострому состоялось. Новым саратовским губернатором продолжают называть камергера Куломзина».

В январе 1913 года Стремоухов сдал дела вице-губернатору П.М. Боярскому и отбыл в Кострому. И Саратов стал ждать нового губернатора. Газеты время от времени извещали о дате предполагавшегося приезда: 17 января, 20 января, 4 февраля, 10 февраля... Но губернатор всё не приезжал. Появилось сообщение, что 1 февраля Куломзин в качестве саратовского губернатора представлялся царю. Но вскоре стало известно, что приезд в Саратов откладывается на неопределенное время в связи с кончиной тестя Куломзина.

Куломзин был женат на Татьяне Арсеньевне Голенищевой-Кутузовой. Графский и дворянский род Голенищевых-Кутузовых вел свое начало с XIII века. К одной из ветвей этого рода принадлежал фельдмаршал, герой Отечественной войны 1812 года, князь Михаил Илларионович Кутузов.

Сам Куломзин принадлежал к дворянскому роду менее древнему. Но его отец, Анатолий Николаевич Куломзин, занимал высокие посты в центральных ведомствах, был членом, а в 1915–1916 годах председателем Государственного Совета. Одной из его заслуг стала организация разработки залежей фосфоритов.

Наконец, 21 февраля «Саратовский листок» известил, что губернатором назначен князь Андрей Александрович Ширинский-Шихматов, который прибыл в Саратов 12 марта. Так и не приступивший к исполнению губернаторских обязанностей Куломзин 4 марта получил новое назначение. В царском указе говорилось: «Саратовскому губернатору, двора нашего в звании камергера действительному статскому советнику Куломзину всемилостивейше повелеваем быть заведующим Канцелярией Её Величества государыни императрицы Марии Фёдоровны и Секретарём Её Величества, с оставлением в придворном звании».

В этой должности Куломзин прослужил до 22 марта 1918 года, когда управляемую им канцелярию упразднил Народный Комиссариат имуществ.

Почему Анатолий Анатольевич так и не прибыл в Саратов? Скорее всего, он просто не хотел покидать столицу. Тем более что высокое положение отца давало ему надежду на получение хорошего места при дворе.

Как бы ни была эта история похожа на анекдот, в течение трех месяцев Куломзин считался саратовским губернатором. Свидетельство тому – «Формулярный список о службе саратовского губернатора в звании камергера Высочайшего двора, действительного статского советника Куломзина», хранящийся в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге.