Саратов. Ноябрь 1916 года

Оценить
В трех-четырех верстах от города на большой проезжей дороге по шоссе, ведущем от Солдатской слободки в деревню Есиповку, против усадьбы быв. Деконской после 5–6 часов вечера орудует шайка грабителей.

16 ноября. В трех-четырех верстах от города на большой проезжей дороге по шоссе, ведущем от Солдатской слободки в деревню Есиповку, против усадьбы быв. Деконской после 5–6 часов вечера орудует шайка грабителей. Уже известны три похожих случая за последнюю неделю. Разбойники не рискуют нападать на проезжающих при оживленном движении. И только когда появляется на дороге одинокий транспорт, они выскакивают из-под моста.

17 ноября. В детском сиротском приюте Елизаветинского комитета недавно произошла возмутительная история. Заболевших дифтеритом четырех детей от 2 до 7 лет тщательно одели, обули, закутали и отвезли в Поздеевскую больницу. Вернули их обратно выздоровевших, но обобранных. Детишек везли на открытой телеге в ноябре, через весь город, без обуви, без чулок, мальчиков без шапок. На них были только «легкие, грязные, хуже половых тряпок, одеяльца».

18 ноября. Управляющий бельгийской компанией Ю.Ф. де Вильде отказался от соглашения с городом давать электроэнергию городским учреждениям по 10–12 копеек за киловатт-час, если город закроет свою электростанцию. Городу своя энергия обходится по 40 копеек киловатт-час. Де Вильде находит, что плата 10–12 копеек, на которую он соглашался еще год назад, теперь непомерно низкая.

19 ноября. Проходящий в Саратове епархиальный съезд обсудил предложение об образовании особого фонда на постройку церковных школ. В течение 10 лет такой фонд должен составить свыше 700000 рублей, что даст возможность построить 133 новых церковно-приходских школьных здания и еще 60 школ капитально отремонтировать.

26 ноября. В Саратове приступил к работе хлорный завод. Открылись два механических завода, работающих на оборону.

В Петровской земской управе решили использовать опыт беженцев по изготовлению ткани. Открытые в селе Каменка ткацкие мастерские вырабатывают до 10 сортов разного сукна стоимостью от 2 до 3 рублей. Кроме ткацких петровское земство открыло при помощи беженцев мастерские по плетению корзин и изготовлению деревянных ложек и чашек. Беженцы Волынской, Гродненской и Холмской губерний зарекомендовали себя с хорошей стороны.

27 ноября. На коренной Волге «масса льда». Между Саратовом и Покровском ходит маленький пароходик, который, «взбираясь на льдины, ныряет как чайка». Несмотря на такую рискованную переправу, недостатка в пассажирах нет.

29 ноября. 26 ноября в Саратове в кафедральном соборе в день Георгия-Победоносца были совершены торжественное богослужение и панихида с поминовением павших на поле брани георгиевских кавалеров. После этого на площади был парад. В городском театре состоялся бесплатный спектакль (пьеса А.Н. Островского «Бедность не порок») исключительно для георгиевских кавалеров, находящихся в Саратове.

27 ноября состоялось официальное открытие Крытого рынка. Здание было украшено флагами. С речью выступил губернатор С.Д. Тверской. Закончил он ее словами надежды, что в этом новом прекрасном здании «будет забыта созданная обывательской пошлостью поговорка «Не надуешь – не продашь» и что торгующие здесь помогут <...> облегчить трудящемуся классу Саратова заботы о своем продовольствии». Первоначальная стоимость постройки рынка была около 980000 рублей, затем дошла до 1300000 рублей. Сейчас для «полной достройки» требуется еще 320000 рублей.

30 ноября. На 1 ноября 1916 года в Саратовской губернии находилось 110000 беженцев обоего пола. Из них: 86000 – русских, 10500 – поляков, 1400 – литовцев, 1500 – латышей, 340 – евреев, 9800 – немцев и 500 – других национальностей.

Газету «Саратовский листок» читала Наталия Самохвалова