Наскальная живопись XXI века

Оценить
Тайные послания в рисунках и надписях

В выходные после очередных заморозков в городе случился обильный листопад. Желтая и зеленая листва погребла под собой все: лужи, щедро питаемые подземными коммуникациями, газоны, дворы. Автомобили стояли, укрытые, как снегом, толстым-толстым слоем листвы. Ветви деревьев обнажились. И обнажили – заборы, стены, гаражи. А с ними и саратовскую «наскальную живопись».

«Верка, я тебя люблю!» – безыскусная надпись, сделанная чем-то черным по серой стенке нелегального сарая. Признания в любви – самый распространенный вид настенных посланий. Напротив этой надписи, на противоположной «стене» длинного коридора «сарайчиков» – две готические «S» и странные числа – 1488. Это вам не признание в любви. Это метка местных фашистов. Националистов. Радует одно: «клеймо зверя» затерялось там, где в основном по субботам собираются полупьяненькие мужички среднего возраста.

Заводской район богат на разные граффити. Лет пять назад все стены гаражей и забор стадиона «Торпедо» были исписаны похабными обвинениями в адрес некоего Димки Легеса. Целая история человека в коротких, емких, выразительных фразах, которые нельзя публиковать в газете – слишком уж много там непечатной лексики.

Впрочем, «наскальная живопись» Заводского не всегда полна нецензурщины. Через пару лет отравляющая взоры история Димки Легеса пропала: поверх неприличных надписей появились яркие рисунки в характерном стиле граффити-художников: слова, написанные объемными латинскими буквами с обязательными цветовыми переходами и тенями. Что написано – понять невозможно, буквы слишком уж деформированы.

– Это быки! – уверена моя младшая дочь.

Через какое-то время коммунальщики добираются до раскрашенных бетонных плит стадионного забора, и он снова становится скучным и серым. Но это ненадолго. Художники вскоре раскрашивают его вновь. К 14 февраля на стене стадиона появляется огромное черное сердце с множеством бело-розовых квадратиков внутри. Сердце оставляют в покое надолго.

«Наскальная живопись» кочует с дома на дом по всему Заводскому району. Вот пятиэтажка напротив сквера Дружбы народов. Рядом с непонятным зеленым словом кое-как нарисован флаг, под которым собираются русские националисты. Рядом светло-голубой краской выведено послание оппонентов «Фашистов на ...» и подпись – Antifa. Ну, вот и взаимный «обмен любезностями».

Чем дальше в лес, тем больше дров – на стене старого дома в самом темном (ночами) переулке веселой розовой краской написано: «The Word alive Life cycles... ништяк, чо». Что имел в виду автор? Живое слово, жизненный цикл – что за идиома, как привести к общему знаменателю смыслы каждой из двух частей? И почему это автору теперь ништяк?

А дальше опять начинаются гаражи. И моя любимая надпись, мимо которой я хожу уже несколько лет подряд – розовой краской на зеленом гараже выведено: «мне ... (все равно), что ты не любишь розовый».

В зарубежных сериалах довольно часто подобные граффити – это тайный шифр, с помощью которого общаются бездомные, бродяги и прочие преступные элементы. И чтобы разгадать смысл, надо понимать, что эти символы означают. Хотя тут бы, наверное, и сам Шерлок Холмс не догадался.

Все-таки среди этих «наскальных рисунков», по которым можно будет века через два изучать нашу эпоху, больше всего про любовь. У входной двери в наш подъезд однажды ночью появилась огромная надпись: «Юля, я...». Что случилось дальше с несчастным влюбленным, история умалчивает.