Метафизическое ремонтно-дорожное зло

Оценить
На минувшей неделе от общественников перепало абстрактным дорожникам и конкретному предпринимателю

Весь август и сентябрь нам разрешали радоваться внезапно свалившемуся дорожному счастью, напоминая каждый раз, кого за это благодарить, и убеждая, что дарованный нам асфальт – самый лучший на свете. И вдруг с наступлением октября с глаз спала пелена... и схватились за головы. Отвратительное качество дорожных работ, а также пугающую ситуацию с эксплуатацией ФОКа «Звездный» обсуждали на минувшей неделе в общественной палате области.

Две беды, одна причина – нехватка серого вещества

«Как говорится, в России две беды присутствуют. Но что касается дураков – это нас не касается. Хотя и здесь присутствует некий момент...» – с такими словами открыл заседание 6 октября в областной универсальной библиотеке председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо. Обозначенная тема – «О качестве вскрышных работ, используемых при благоустройстве территории и ремонте дорог» – прозвучала как нельзя актуально: по совпадению, в этот день ранним утром жители Саратова с изумлением обнаружили, что уложенный менее месяца назад асфальт на улице Чапаева снимают при помощи отбойного молотка. А на улице Чернышевского из-за аварии на сетях «Саратовводоканала» вода начала размывать асфальт, уложенный несколькими днями ранее.

«Это полнейшее безобразие, это пустая трата денег налогоплательщиков!» – сердился Александр Соломонович. Но прежде чем дойти до столь ужасных событий, председатель ОП напомнил, что благодарить за ремонт дорог мы должны целиком и полностью Вячеслава Викторовича Володина и чуть меньше – Валерия Васильевича Радаева. И не зря Вячеслав Викторович много раз говорил о качестве ремонтных работ – ан нет, не послушали дорожники, не прошло и месяца, как мы снова остались почти без дорог.

«Для того, чтобы делать дороги, нужен щебень, битум и так далее, но самое главное – нужно серое вещество в мозгах тех людей, которые этим занимаются. Вот этого серого вещества как раз и не хватает», – удачно ввернул метафору член общественной палаты, директор Центра правовых технологий «Юрком» Николай Скворцов. Он рассказал, что на базе общественной палаты еще в начале лета была создана рабочая группа, в которую, помимо членов ОП, вошли дорожные эксперты, журналисты, представители правоохранительных органов. Вместе они проводили рейды и тщательно собирали компромат на недобросовестных работников дорожно-ремонтных служб. Молча, кропотливо накапливали сведения и терпели с выводами до последнего. Наконец, когда молчать стало совсем невмоготу, собрали заседание общественной палаты, где в присутствии прессы обнародовали результаты своей контрольной деятельности.

Тут же стало известно, что перепады бетонного основания на улице Волжской доходят до 12, а то и до 20 сантиметров, что из-за вибрации свежеуложенный вдоль трамвайных рельсов асфальт на Астраханской пошел трещинами. Показали эксклюзивное видео, где неизвестный мужчина затаривает в мешок снятую плитку с ул. Волжской и уезжает в темноту. «У нас крайне низкая координация действий. Такое чувство, будто, когда на город свалились вдруг большие деньги, город не знает, как их освоить! Я думаю, что проблема в чиновниках, которые либо ремонтные работы недостаточно контролируют, либо тендеры проводят так, что требования к подрядчикам невысокие. Для качественного ремонта дорог нужны, оказывается, не только деньги, но еще мозги и совесть», – критиковал с трибуны Николай Скворцов. А на экране для пущей убедительности листались слайды с приколами вроде «у нас дороги кроют исключительно матом».

Эстафету перехватил директор интернет-газеты «Четвертая власть», координатор проекта «Дорожный контроль» Николай Гурин. Он показал примеры, где оставлен дорожный мусор на проезжей части, есть незакрытые люки, неровно уложен бордюр, присутствуют неравномерности асфальтобетонного покрытия, проводятся вскрышные работы для прокладки электрокабеля. К примеру, двор на улице Рабочей, 122, назвали «раем для палеонтологов»: качество щебня здесь таково, что попадаются даже исторические находки с оттиском панциря моллюска. В некоторых местах дорожники «утепляли» стволы деревьев асфальтовой крошкой, а где-то тонким слоем клали асфальт поверх тротуарной плитки.

Подрядчики полны решимости: один из них сказал, что готов переделать работу пять раз (тратя бюджетные материалы), лишь бы угодить своим контролерам. Другие признались, что работали ночью, потому что на этом настояла администрация района. «Тогда возникает вопрос: для чего это делается? Если все это делается перед приездом высоких гостей, чтобы попросту устроить показуху, то, по-моему, такой ремонт никому не нужен. Это как раз и есть размазывание денег», – возмущался выступающий.

Контролеры из обоих лагерей сошлись во мнении, что специального образования вовсе не требуется, чтобы видеть очевидные нарушения ремонта дорог. «У меня хоть и высшее юридическое образование, мне не мешает это понимать и видеть, где дороги сделаны плохо», – согласился засюр, председатель ОП.

Уложили асфальт – самое время вскрышных работ

«Вы, пожалуйста, предупреждайте нас об очередном рейде, проводимом в том числе и от нашего имени, а то мы иногда об этом не в курсе», – заметил в продолжение заседания несколько недоумевающий доцент кафедры транспортного строительства СГТУ Вадим Никишин, представитель учебно-исследовательского центра «Волгодортранс», уполномоченного проводить экспертизу ремонта саратовских дорог.

Затем к ответу призвали директора территориального управления по теплоснабжению в Саратове Вячеслава Янкова. Александр Ландо попенял ему на постоянные ремонтные работы на одних и тех же улицах, в том числе Бахметьевской, Горького, Соколовой, Рабочей. Свежий пример – вскрышные работы, проводимые на Чапаева.

– Вы не садились вместе: вы, дорожники, администрация города и районов. Вы не говорили: здесь кладите асфальт, мы копать больше не будем, а здесь еще не все проверено, – наставлял Александр Соломонович.

– Нам неоднократно делали запросы с планом адресов по замене асфальтобетонного покрытия – узнавали, находятся ли там наши коммуникации, в каком состоянии. Мы ответили, что в трех кварталах по улице Рахова у нас есть коммуникации, которые требуют замены.

– А они?

– Асфальт там сейчас положен, – ответил Вячеслав Янков, – на Чапаева у нас коммуникаций нет, но есть три пересечения. А по Чернышевского мы вообще никаких вскрышных работ не ведем.

– Знаете, после проведения вскрышных работ качество восстановления асфальта не выдерживает никакой критики! Когда перейдете на цивилизованные способы работы? – пенял «Т Плюс» депутат областной думы Сергей Кузнецов.

Для тех, кто не знает, Сергей Кузнецов – соучредитель ЗАО «Автогрейд», крупнейшего подрядчика на выполнение ремонта дорог в Саратове. Вы, наверно, подумали, что представителя компании, где работают люди «с недостатком серого вещества», должно выругать, распечь, съесть заживо наше доблестное гражданское общество, – а вот и нет. Этого человека в качестве почетного гостя посадили в президиум по левую руку от председателя ОП и не побеспокоили ни единым вопросом, будто на него надет плащ-невидимка. И даже разрешили немножко покритиковать других.

Ремонтно-дорожное зло, в представлении ОП, абстрактно, метафизично. Максимум, виновниками проваленного ремонта саратовских дорог становятся работники с улицы (на которых в ходе очередного рейда можно накричать в присутствии камер) и мелкие чиновники уровня районных администраций (их бить не жалко). Похоже, термин «депутатская неприкосновенность» понимается слишком буквально и означает еще и защиту от публичной хулы общественной палаты.

Жаркий, печной, «Южный»

А двумя днями ранее, 4 октября, совет общественной палаты собирался для того, чтобы выразить крайнюю обеспокоенность на грани с истерией в связи с ситуацией вокруг ФОКа «Южный». Собрались, выразили. Здесь, наоборот, критика была направлена в одну точку.

Напомним, в феврале 2015 года стало известно, что собственник стадиона «Алмаз» ОАО «Саратовстройстекло» принял решение продать спортивный объект. Члены общественной палаты, депутаты «Единой России», а затем и высшее руководство города и области возмутились намерениям потенциального покупателя установить на стадионе торговые павильоны (активнее всего конфликт освещали «Взгляд-инфо» и «Четвертая власть»). «Саратовстройстекло» предложили выкупить «Алмаз» за 60 миллионов рублей, но у областного центра не нашлось таких средств, и стадион был продан частному предпринимателю Геле Цуцкиридзе. Далее арбитражный суд города отказал администрации Саратова в иске о сносе ларьков в связи с использованием земельного участка не по назначению.

В течение всего года частный объект находился под пристальным вниманием разгоряченной общественности и заинтересованных СМИ, а реготделение «Единой России» 19 марта этого года провело митинг. Уже через десять дней министерство природных ресурсов области по наущению членов общественной палаты провело внеплановую проверку, по результатам которой приостановило работу ФОКа «Южный» (бывший ФОК «Техстекло») на 90 суток. Причина – использование печного, дровяного отопления.

В конце сентября этого года жители района Техстекло снова пожаловались на дым из ФОКа.

«В 21 веке стали топить печку дровами! Это безобразие, полное отсутствие пожарной безопасности! – возмущался в минувший вторник Александр Ландо на заседании совета общественной палаты. – Люди так себя возомнили, что на них власти нет. Кто-то дал им разрешение на то, чтобы топить дровами. Это позор, который нас не красит, мешает Саратову стать лучшим городом в стране». (Несомненно, это единственная помеха.) «Стадион находится в ужаснейшем состоянии, благоустройства нет вообще, грязь, свинорой! Но одновременно находятся средства для открытия автомойки, открывается ателье. Пахнет вседозволенностью, безнаказанностью полнейшей», – вторил ему Евгений Малявко, назначенный в ОП неформальным куратором по спасению стадиона от рук нечистоплотного бизнеса. На сайте «Взгляд-инфо» у него даже заведен блог, где он призывает собственника безвозмездно передать «Южный» государству.

Вообще, члены общественной палаты проявили большую заинтересованность в том, как обстоят дела у бизнесмена-собственника. «Я хорошо знаком с ситуацией. У моей мамы парикмахерская, и когда приходит с плановыми проверками Роспотребнадзор, лампу не положил в контейнер, которого просто не бывает, расческа не на месте – штраф», – пожаловался молодой член ОП Евгений Лузановский. «Бизнес мучается и говорит о преградах, которые есть, а тут – просто зеленая улица, делай что хочешь!» – поддержал возмущение Александр Ландо.

С присутствующих в зале заседания представителей МЧС, Росприроднадзора, прокуратуры требовали проведения внеплановых проверок.

– По закону мы имеем право проводить внеплановую проверку только по обращению граждан, с предварительным согласованием, – ответили, склонив головы, МЧСники.

– Такое впечатление, что вас зомбировали, в ступор ввели. У меня горы, горы людей расписались в своей несостоятельности! Мы будем письменно обращаться к Качеву (руководитель ГУ МЧ по Саратовской области.Прим. ред.), чтобы он провел служебное расследование по каждым проверяющим, кто там был. В таких случаях дурно пахнет от этих проверяющих. Все должны ответить, кто бездействует! – кричал Александр Ландо.

– МЧС, Роспотребнадзор с министерством природных ресурсов, вы обязаны инициировать внеплановую проверку там, где это возможно. Ни один правоохранительный орган, если это касается жизни и здоровья людей, не воспрепятствует этому. Если касается жизни и здоровья – нет ограничений по количеству проверок, бесконечно можно проверять! – сделал громкое заявление заместитель председателя правительства области Иван Кузьмин. А потом он поделился еще одним открытием: – У нас ведомственная принадлежность спортивного объекта значения не имеет. Министерство спорта проводит государственную политику в области физической культуры и спорта на территории, государственную! И она распространяется на все формы собственности.

– Делили раньше, говорили: это – муниципальная, это – региональная или какая-то еще собственность. С приходом Ивана Георгиевича это все прекратилось, – на оптимистичной ноте завершил заседание Александр Ландо.