Сон, пробуждение, снова сон

Оценить
И снилась нам демократия – кому суверенная, кому еще какая-нибудь... Чего только не привидится «под сладкий лепет» агитации

Ну вот и все – выборы прошли, огромная страна вздохнула с облегчением и еще крепче погрузилась в привычный сон. Ей снятся выполненные кандидатами обещания, и от этого жизнь становится прекрасней, а сон еще крепче. И никто не проснется, чтобы спросить: что же из обещанного сделано?

Партия детских площадок

Представленный вашему вниманию текст не претендует на анализ предвыборных стратегий кампании 2016. Это скорее наблюдения и попытки осмысления того, что и как делалось в последний месяц лета и шестнадцать дней сентября. Традиционно самой мощной была кампания правящей партии, что понятно. У «Единой России» мощнейший административный ресурс и больше всего денежных средств. Ведь помимо спонсорских денег партия получила из бюджета около десяти миллиардов. Хотя это меньше, чем нашли у полковника полиции Захарченко. Но фокус не в этом, фокус в примитивном манипулировании сознанием граждан.

Поймите, ведь дороги, фонтаны и прочие прелести, ремонт поликлиник и скверов, чем козырял в своей агитации бывший глава Саратова Олег Грищенко, – все это делается на бюджетные средства. То есть в том числе и наши с вами налоги или недоплаченные, недоиндексированные пенсии. Тот же Грищенко и без всяких выборов был обязан обеспечить ремонт дорог, поликлиник и так далее. То есть ту работу, выполнять которую было его обязанностью, Грищенко и другие губернаторы и мэры-единороссы с чистой совестью включали в свою предвыборную агитацию.

Исключением стал лишь самарский губернатор Николай Меркушкин, который в результате какого-то помутнения сознания решил взять избирателя на испуг, стращая жителей Самары, Тольятти и Сызрани скорым десантом НАТО на волжские берега. Лишь поголовное голосование за «ЕР» могло, как утверждал Меркушкин, спасти жителей соседней нам губернии. Не уверен, что мой прогноз сбудется, но что-то подсказывает, что до конца года в Самаре будет другой губернатор: о внешней угрозе у нас может говорить только один человек. «Один Кремль – один голос».

Нет, никто не будет спорить, что в ходе предвыборной кампании для того, чтобы умаслить избирателя, было сделано немало. Повторим – на бюджетные средства, но от имени «Единой России». Разговоры, что здесь многие проекты реализованы на средства, полученные из бюджета Москвы, ничего не меняют, бюджет что в Москве, что в Саратове – всё едино бюджет. Фонтан у ТЮЗа открыли, раскурочили Волжскую улицу ради весьма спорного проекта пешеходной зоны, ну и детские площадки, площадки, площадки... В Юбилейном поселке на пустыре за ФОКом (официальное название – Аллея Героев) поставили сразу три площадки. Соответственно и жители города воспринимали кандидатов как мастеров по установке детских площадок. Знакомый кандидат от «Яблока» рассказывал, что собравшихся жителей не интересовали его речи о завышенных тарифах, плате за капитальный ремонт и так далее. Его одна бойкая старушка сразу спросила, будет ли он устанавливать во дворе детскую площадку. Получив отрицательный ответ, поинтересовалась, не может ли он хотя бы починить качели на старой площадке.

Партии друзей президента

Анализ агитации, прежде всего АПМ – агитационно-печатных материалов, мы оставим коллеге – Елене Микиртичевой (стр. 6-7). Поделимся общими впечатлениями. Показалось, что главной целью штабов, криэйторов, технологов и прочего подрабатывающего на выборах люда было вовсе не достучаться до сердец и умов избирателей. Отнюдь, освоение немалых бюджетов было их главной целью, и они ее достигли.

Как пример приведем наглядную агитацию Валерия Радаева – он возглавлял список «ЕР» на выборах в городскую думу. Надо сразу отметить, что выбор не самый удачный: несмотря на должность губернатор не самый популярный и далеко не самый любимый человек в Саратове. К тому же его наглядная агитация отличалась редкой невнятицей. Вот образцы – Радаев на фоне моста, какого-то здания и группы женщин. Видно только крупно набранные слова: «Сможем сделать». Чуть мельче и не всегда различимо – «Слышим людей» и «Искренне ваш Валерий Радаев». Что все это означает – трудно сказать. Необходимо дополнить, что билборды были установлены вдоль оживленных магистралей, например, улицы Симбирской. Даже поверхностное их изучение водителями могло стать причиной ДТП.

Нам незнакомы те подсчеты и социологические замеры, что постоянно ведутся во время выборов. Но есть предположение, что в какой-то период рейтинги «ЕР» стали заметно проседать. Потому в бой была брошена артиллерия крупного калибра. Появились билборды с ничего не значащими цитатами из речей Путина. В своей привычной манере президент предлагал, например: «Надо сделать так, чтобы старшее поколение было здоровым» (за точность цитаты не ручаюсь – но смысл сохранен). Потом пошла агитация прямо в лоб: «Голосуй за «Единую Россию» – партию президента!». На самом деле лидером «ЕР» назначен премьер Дмитрий Медведев, но его имя в агитации использовали только противники «ЕР», приводя различные афоризмы от Медведева, самый знаменитый из которых «денег нет, но вы держитесь».

Но лучшей характеристикой наших «главных» партий и нашей будущей Думы, стало то, что соперники на «ЕР» обиделись. Геннадий Зюганов – лидер российских коммунистов – так и заявил, что не должна «Единая Россия» «приватизировать президента». ЛДПР в некоторых городах разместила билборды с весьма оригинальной расшифровкой своего названия – ЛДПР – «Лучшие Друзья Президента России». «Эсеры» так вообще пошли на выборы с лозунгом «Мы расскажем правду Путину». Судя по предварительным результатам (6,5 процента), избиратели решили, нет, не расскажут, испугаются, либо подумали, что правду президенту знать ни к чему. Зачем расстраиваться?

Робкая дама

В общем, кампания как кампания. Но ведь перед стартом ожидали несколько иного ее проведения – перед началом выборной кампании был заменен глава Центризбиркома. Одиозного Владимира «146 процентов» Чурова заменили на Эллу Памфилову, как предполагалось, даму почти либеральных воззрений. Собственно, она и начинала так, вмешавшись в традиционно нечестные выборы в Подмосковье. В ходе госдумской кампании Памфилова сделала два более или менее заметных заявления.

На канале НТВ она допустила возможность проведения референдума о введении в России обязательного голосования на выборах. «Может быть, это вопрос референдума», – ответила Памфилова на вопрос о необходимости сделать голосование не правом, а обязанностью. Тем более что государство тратит на выборы огромные средства – до 10 миллиардов рублей только на осенние выборы 2016 года. Надо заметить, что весь этот век власть работала над снижением привлекательности выборов и принимала меры к снижению явки. Чем ниже явка – тем больше возможностей для манипуляций. Не зря же для единого дня голосования выбрали очень неудачные сроки – середина осени – время завершения дачного сезона и периода отпусков. По всей видимости, Эллу Александровну поправили. Потому как чуть позже она заявила ТАСС о возможности референдума: «Насколько я знаю, ни у кого таких мыслей нет, я не слышала об этом ни в администрации президента, ни в других кабинетах... Во всяком случае, в ближайшее время нам это не грозит», – сказала она. Свои же недавние слова Панфилова назвала «гипотетическим ответом» на соответствующий вопрос. Для справки: по предварительным данным, явка на выборы в Госдуму составила меньше 50 процентов.

Было и еще одно смелое заявление председателя ЦИК о возможном применении административного ресурса. Памфилова назвала регионы, где такое явление возможно. «С точки зрения возможного ненадлежащего применения административного ресурса озабоченность продолжают вызывать следующие регионы: Алтайский, Краснодарский края, Самарская, Московская, Нижегородская, Тульская, Брянская, Новосибирская области...». Позднее Памфилова добавила в список проблемных регионов Карелию. Тринадцать регионов из более чем восьмидесяти – не такая уж плохая картина, согласитесь. И совсем не вызывает удивление, что в этот список не попали Чеченская республика с ее 99,73 процента «за» на прошлых выборах при явке 99,59 процента. И Саратовская область тоже не попала, хотя и ее называют полигоном испытания новых «технологий». И ясно, почему не попали – у нас за выборы отвечает Вячеслав Володин, а в Чечне за всё отвечает Рамзан Кадыров. Председатель ЦИК решила не портить с ними отношения.

Пробивая дно

Прежде чем перейти к обзору того, что же случилось на демократическом фланге нашего политического театра, считаем необходимым несколько слов сказать о партии, которая не так давно была надеждой демократически настроенных россиян – о «Гражданской платформе». В результате довольно примитивных, но эффективных политтехнологических операций партия оказалась в руках профессионального политтехнолога и, как нам представляется, беспринципного человека Рината Шайхутдинова. Выдавив из своих рядов всех демократически настроенных активистов, «платформа» дрейфовала в сторону самых реакционных политических сил типа «Антимайдана» или «Партии Великое Отечество».

Понятно, что таких маргиналов, несмотря на все, что они сделали для власти, ни в какую думу не пропустят. Никакой заметной агитации «ГП» не вела, но решила напомнить о себе весьма оригинальным способом. У нас в стране сейчас очень популярна фраза о достижении дна. То экономика достигла дна и скоро оттолкнется от него. То экономика пробила дно. Словами «дно», «днище» часто характеризуют различные явления нашей жизни.

Так и о «Гражданской платформе» можно сказать, что, достигнув дна, партия пробила его и устремилась еще ниже. От имени «ГП» был написан донос на партию «ПАРНАС», мол, та в своей агитации возбуждает ненависть к социальной группе «сторонники Путина». «Возбуждение ненависти» – один из признаков печально известной «антиэкстремистской» статьи 282 УК. Но, похоже, донос был самодеятельностью партии и вскоре (после грозного требования из администрации?) был отозван.

Политологи полагают, что после этих выборов число политических партий в стране резко сократится. Очень хочется надеяться, что среди канувших в Лету будет и нынешний вариант «Гражданской платформы».

На манер польского сейма...

...Который, как известно «вечно раздирала анархия» (Ильф и Петров). Оппозиционно настроенные граждане так и не смогли в очередной раз договориться. Ни по одному вопросу. По поводу отношения к выборам были, как и всегда, прямо противоположные точки зрения. На одном полюсе – «участвовать в выборах – значит легитимизировать «кровавый режим» и вообще, какой смысл играть с шулерами? На другом – неожиданно оптимистичное: в этот раз наши шансы велики как никогда и потому – все на выборы!

Самое заметное явление предвыборной агитации – участие в дебатах представителя «ПАРНАСа» Вячеслава Мальцева – тоже не было принято однозначно. Напомним, что Мальцев требовал импичмента президенту Путину. Фанаты пылких речей кандидата заходились в восторге, оппоненты утверждали, что только агенту Кремля дозволено говорить такое. Победила третья точка зрения: кем бы ни был Мальцев – засланным агентом или искренним борцом, – когда еще услышишь такое на нашем телевидении.

«Яблоко» провело очень активную и по-настоящему креативную кампанию – в кои-то веки. Пошли разговоры о том, что партия Явлинского пробьется в Думу, вариант – Явлинский договорился в Кремле и он опять же троянский конь администрации президента. В свою победу «яблочники» верили до подсчета голосов. Подсчет принес им меньше 2 процентов.

Пожалуй, надо сделать одно отступление. Задолго до выборов мы оценивали шансы демократов с моим другом профессором Денверского университета Олегом Савельзоном. Олег говорил, остужая мой осторожный оптимизм: «Российские власти можно ругать за что угодно, но дураками их не назовешь. Историю страны они знают. IV Дума, которая похоронила царизм, сейчас невозможна».

Для справки: в составе IV Государственной думы, избранной в 1912 году, у различных оппозиционеров – кадетов, октябристов, социал-демократов, трудовиков – было 229 мест из 442. Дума стала одним из центров оппозиции самодержавию, именно члены Думы в феврале 1917 года образовали Временный комитет Государственной думы и на основе этого комитета – Временное правительство. Понятно, что сейчас это совершенно не реально.

В общем, спи спокойно, большая страна. В следующий раз тебя разбудят в марте 2018 года – выбирать президента. Хотя может статься, что и раньше – разные есть прогнозы.