Прикрыть пятую точку?

Оценить
На что направлены инициативы чиновников и депутатов по изменению процедуры публичных слушаний

В процедуре публичных слушаний давно пора что-то менять. В апреле участники, обсуждавшие судьбу Кумысной поляны, в пылу спора чуть было не поубивали друг друга и ведущих. Застройщики, заинтересованные в продвижении своих проектов, продолжают привозить своих людей на автобусах, чтобы добиться правильных результатов голосования. Притом решения, принятые в ходе слушаний, все равно носят рекомендательный характер. Встречи все так же назначаются на утро рабочего дня, когда большинство ответственных горожан занято на работе.

Но, кажется, власти готовы в ближайшее время что-то изменить. Во всяком случае, в течение лета постоянно появляются инициативы по изменению процедуры публичных слушаний.

Тут прибавить, там отнять

Первым был депутат областной думы Леонид Писной. В самом начале июня он выступил с предложением уточнить критерий численности населения: то есть на одних публичных слушаниях рассматривать вопросы, которое касаются 300 тысяч человек, а не ста, как сейчас.

Примерно через месяц, в начале июля, на заседании Общественной палаты Саратовской области от имени главы администрации города Валерия Сараева выступил его заместитель по градостроительству и архитектуре Андрей Гнусин. По инициативе муниципалитета предлагается, во-первых, проводить публичные слушания на территории, в отношении которой рассматриваются вопросы по градостроительству (то есть вопрос застройки территории бывшего пионерлагеря «Лесной» должен обсуждаться по крайней мере на территории Ленинского района, а не в администрации Фрунзенского, куда жителям Поливановки добраться весьма непросто). А во-вторых, ликвидировать как таковую процедуру голосования во время слушаний.

– Почему я против голосования? По двум причинам, – объясняет Андрей Гнусин. – Во-первых, потому что заинтересованные лица привозят в зал своих людей, и те голосуют так, как нужно. Вы думаете, я этого не вижу? Я все прекрасно вижу. Сидят там 150 человек от заинтересованного лица и голосуют в едином порыве за проект. А те тридцать, что с ним не согласны, голосуют против. В результате своей цели – просканировать мнение горожан относительно проекта – мы не добиваемся. Ведь многие просто по каким-то причинам на слушания не доходят. Конечно, мы фиксируем все замечания и предложения, высказанные и в процессе проведения слушаний, и те предложения, которые поступают к нам в комитет до самой процедуры – в течение месяца после публикации повестки. Но фактически решение принимается простым большинством голосов сидящих в комнате людей. И градостроительная комиссия при принятии решения по проектам ориентируется именно на этот результат. Во-вторых, в зале происходит столкновение публичных и частных интересов. И обсуждение с голосованием доводит ситуацию до рукопашного боя.

При этом Андрей Вячеславович все же против того, чтобы проводить публичные слушания в нерабочее время.

Минусы и плюсы

– Мне кажется, что предложение Леонида Писного многие неверно поняли, – комментирует провластные инициативы блогер и краевед Денис Жабкин. – Мне показалось, что здесь имеются в виду слушания по особо важным вопросам, например, такие, как по генеральному плану города Саратова. Согласно действующему положению, слушания по генеральному плану в Саратове пришлось бы проводить восемь или девять раз: каждый раз в новом округе, насчитывающем сто тысяч человек. Так было, например, в 2012 году: было девять серий, слушания проводили в каждом районе города, в особо крупных – по два раза в разных местах. Писной предлагает поднять планку до трехсот тысяч человек, и тогда слушания можно будет провести в три серии. В принципе ничего плохого я в этом не вижу, потому что у нас из ста тысяч горожан, к сожалению, не наберется даже ста активистов, которые готовы вникать в те изменения, которые новый генплан предусматривает – слишком низкая гражданская активность в городе.

Что касается отмены голосования, предложенного главой администрации, то в этом случае у инициативы один плюс, полагает Жабкин: наконец перестанут свозить автобусами людей для необходимого результата голосования. Больше плюсов нет, одни минусы.

– Процедура голосования дает слушаниям элемент шоу, – говорит Денис. – На шоу всегда слетаются журналисты. Это помогает не замыливать острые городские проблемы. О новых стройках из СМИ узнают жильцы тех микрорайонов, которых ждут изменения, и они всегда могут выразить свой протест. Не будет внимания СМИ, многие вопросы будут решаться по-тихому, в присутствии необходимого кворума, условно говоря, в двадцать человек. Если оценивать инициативу в целом, то я никаких плюсов и необходимых изменений там не вижу: нет предложения проводить слушания в нерабочее время. Много говорят о том, что следует проводить слушания в тех районах, территории которых коснутся новые градостроительные проекты. Но на последних слушаниях, 20 июля, снова все 35 вопросов по всему городу рассматривали в актовом зале Фрунзенской администрации.

Кроме того Денис считает, что было бы неплохо перенести процедуру голосования в интернет – чтобы возможность высказаться и проголосовать «за» или «против» проекта получили все желающие, особенно те, кому неудобно тратить свое рабочее время на публичные слушания, но хочется принимать участие в судьбе своего города.

Мордобой – в Сеть!

С похожим предложением выступил и руководитель саратовского регионального движения «Жить здесь!» Александр Ермишин в группе движения в социальной сети Facebook.

Все недовольные процедурой проведения публичных слушаний давно уже варятся в группе движения «Жить здесь!» на Фейсбуке. Естественно, что и там эту проблему обсудили и даже вынесли свои предложения, которые взял на себя труд сформулировать Александр Ермишин.

Во-первых, не менее чем за две недели до слушаний публиковать материалы в социальных сетях с целью вовлечь в обсуждение как можно большее количество горожан (на это были резонные возражения, что согласно положению о публичных слушаниях все материалы публичных слушаний публикуются в официальном печатном органе администрации, специальных выпусках газеты «Саратовская панорама»).

Во-вторых, очные слушания проводить исключительно в нерабочее время в месте, максимально приближенном к рассматриваемой территории.

В-третьих, обязать участвовать в слушаниях представителей застройщиков, проектировщиков и независимых экспертов – чтобы те смогли самостоятельно представить проект и ответить на возникшие у публики вопросы.

В-четвертых, исключить из очного обсуждения процедуру голосования – голосование перенести в интернет, для чего создать специальный сайт, на котором можно будет авторизоваться посредством портала «Госуслуги». Поскольку авторизация персонифицирует голосование, а в истории остаются сведения, что именно Иванов Иван Иванович проголосовал за вырубку сквера, застройку Кумысной поляны, строительство с превышением норм по высотности и т.д. Помимо причего проголосовать можно будет только один раз и только за себя.

И в-пятых, у слушаний должен остаться рекомендательный характер, но у горожан должно появиться право «вето». Например, если 80% проголосовавших высказались против, то проект отклоняется. И у городской администрации не должно быть возможности это «вето» преодолеть.

– Сделать такой сайт для голосований и обсуждения вопросов по градостроительству можно, – уверен Ермишин. – Я знаю людей, которые живут здесь, в Саратове, и пишут программы для разных операционных систем. Я с ними советовался и знаю, что им это под силу. Другой вопрос, что если администрация в этом не будет заинтересована, если создание этой площадки не будет прописано в нормативных актах, то мы на выходе получим change.org. А нам не нужен еще один change.org. Моя идея не в том, чтобы убрать голосование, а в том, чтобы убрать его из этой комнаты. Убирать голосование совсем – это полная профанация. Нельзя отдавать город на откуп только бизнесу. У жителей тоже есть права на этот город, и они тоже могут о них заявлять. Я об этом уже говорил, но любое решение по городским проблемам должно лежать на стыке интересов горожан, администрации и бизнеса.

Предложения Ермишина не остались без критических замечаний участников группы. Естественно, смутила некоторая дискриминация по возрасту: готовы ли саратовцы, которым перевалило за 50, а тем более за 60, осваивать голосование через неведомый портал, да еще ради этого регистрироваться на «Госуслугах»? На что Ермишин предлагает смотреть в будущее, а не в прошлое, и вовлекать в онлайн-голосование по возможности всех, потому что те, кому 35 лет и меньше, в свою очередь не готовы тратить 5-6 часов рабочего времени на «оффлайновых» публичных слушаниях.

Инициатива реализуема?

Понятно, что можно долго и с удовольствием обсуждать, как именно можно поменять процедуру публичных слушаний, чтобы она приблизилась к идеалу, но пока в твоих руках нет рычагов управления, толку от этого немного.

– Я точно знаю, что нашу группу чиновники администрации города читают, – возражает на это Ермишин. – Все посты, предложения и обсуждения. То есть информацией они оперируют. Другое дело, что решение – использовать ее или нет – остается за ними. Но пока, на мой взгляд, процедура публичных слушаний в Саратове остается формальной.

Это и правда похоже на кролика в шляпе: с одной стороны, слушания носят рекомендательный характер, и градостроительная комиссия имеет право не учитывать мнения жителей. А с другой стороны, результаты голосования можно использовать, как туз, припрятанный в рукаве: распекает губернатор министра строительства и ЖКХ за очередную автостоянку во дворе на месте детской площадки, а министр ему – раз! – и карту на стол – за автостоянку, оказывается, жители на общественных слушаниях проголосовали. А мы против мнения жителей идти не хотим.


[кстати сказать]

Опыт других городов

Во многих других городах России с процедурой публичных слушаний дело обстоит совсем по-другому. Ее хотя бы организуют так, чтобы было удобно горожанам. Есть возможность просканировать реальное мнение горожан по обсуждаемым вопросам.

Например, в Орске (Оренбургская область) слушания проводятся только в выходные дни, в Пскове – в будни, но после 18.00. И там, и там у жителей есть возможность ознакомиться с материалами слушаний за месяц до собственно слушаний – информация об обсуждаемых вопросах вывешивается на сайтах администраций этих городов.

Москва, конечно, в этом деле дает фору абсолютно всем. Информация о проведении слушаний появляется не менее чем за неделю до открытия экспозиции (на которой представляют обсуждаемый проект) – в СМИ, на сайте управы или префектуры, на информационных стендах, другими возможными способами. Далее в течение нескольких дней в управе проходит недельная экспозиция того проекта (или нескольких), который будет обсуждаться на слушаниях – с ней может ознакомиться любой желающий, а также можно оставить свой отзыв на проект в журнале предложений. После собственно экспозиции проводится собрание участников публичных слушаний, на котором можно заслушать застройщиков и чиновников, задать любые вопросы и опять же выразить свое мнение.

– Поднятием рук здесь никто не голосует, – объясняет корреспондент газеты «Московская перспектива» Юлия Юдина. – Только путем заполнения бланков, куда ты вносишь свои ФИО, а также записываешь свое мнение и его обоснование – «я за проект, потому что...» или же «я против, потому что...». Проголосовать можно не только на слушаниях, но и в течение недели после них – также заполнив бланк. Все предложения и замечания вносят в итоговый протокол, который потом вывешивают на сайте префектуры или управы. Бюджетников здесь особо никто на слушания не гоняет, потому что в этом и смысла нет – слушания носят рекомендательный характер. Поэтому в принципе даже если участники слушаний выступят против, проект могут реализовать. Был случай, когда власти хотели строить дорогу через парк – это в районе Свиблово. Так на слушания пришло пять тысяч человек, глава управы оттуда сбежал. В итоге от проекта отказались, но в генеральном плане он все равно остался. Хотя москвичи в целом занимают активную позицию по поводу своего района. Они ходят на все собрания и за каждый парк войну разворачивают, под бульдозеры ложатся.