Денег как грязи!

Оценить
В регионе ожидается масштабный ремонт и строительство дорог

О том, на что планируется потратить 4,9 млрд рублей – именно таков объем бюджетных ассигнований дорожного фонда по состоянию на 15 июня 2016 года, – рассказывали на пресс-конференции в минувшую среду министр транспорта и дорожного хозяйства региона Николай Чуриков и председатель дорожного комитета администрации Саратова Булат Гайнанов.

Чуриков проинформировал

По словам Чурикова, на дороги в области будут использованы немалые средства: 2,872 млрд из областного бюджета и 2,045 млрд из федерального бюджета, которые тоже направят на региональные и муниципальные дороги*. Объем муниципальных дорожных фондов пока составляет около 800 млн рублей. А ведь каких-то три месяца назад замминистра по дорогам Сергей Плешаков пожаловался, что на ремонт региональных дорог выделено 11% от потребности, сущие слезы, «дошли до того, что даже украсть нечего», а тут такое! И теперь чиновники с удовольствием информируют, куда эти деньги будут направлены.

Еще в прошлом году начата работа по приведению дорог области «в нормативное и безопасное для проезда состояние». Сейчас она продолжается с учетом поручения губернатора Валерия Радаева – уделить особое внимание дорожно-уличной сети в городах области, прежде всего – в областном центре.

Из федеральной части 670 млн рублей целевым образом будут потрачены «на строительство северного подхода к строящемуся аэропорту». Еще 650 млн – «на дороги», и еще 390 млн – «также на дороги», со вздохом перечислял министр, и «на выполнение срочных неотложных работ». Почему нельзя было сложить эти цифры и просто сказать – миллиард, осталось непонятным. Но главное, что «вот этими средствами мы обладаем»!

Основное внимание, сказано, «уделено областному центру» – 500 млн рублей из федерального бюджета, плюс 100 млн из областного. «Средствами обеспечено (еще) 15 городских поселений и муниципальных образований с числом жителей более 12 тыс. человек».

Готова конкурсная документация, ведутся «аукционные процедуры». Через каких-то 55 дней (так предусмотрено законом!) будут определены подрядчики и начнется непосредственно ремонт дорог, ради которого все и затевалось!

Саратову дадут

Булат Гайнанов раскрыл, что ничего за последние дни не изменилось. Предназначенные Саратову 600 млн рублей пойдут на ремонт и мероприятия неотложного аварийного и восстановительного характера.

100 млн из областного бюджета уже частично использованы. Аукционы состоялись на половину суммы. Отремонтирован участок по улице Плодородной, что на Молочке вдоль трамвайного маршрута № 11. Сейчас ведутся работы на улице Огородной. Масштабный ремонт ждет улицу Чапаева, в планах – улица Степана Разина.

На «оставшиеся средства» отремонтируют «еще 16 объектов». Опять же «оставшиеся средства» будут направлены на проведение ямочного ремонта и восстановление «изношенных верхних слоев на участках дорог». Особо любознательные могут ознакомиться со списком намеченных к ремонту улиц Саратова на сайте мэрии (http://www.saratovmer.ru/sarroads/).

С общественностью лучше

ОПа области не может оставаться от этих дорожных денег в стороне. По словам общественника Николая Скворцова, уже проведено первое заседание общественного совета ОПы по вопросу ремонта и строительства дорог. И в дальнейшем этот вопрос остается на повестке дня. Общественники установили подрядчиков, выигрывавших аукционы за последние три года. При этом «обнаружен ряд закономерностей».

Первая закономерность – слабая конкуренция в ходе аукционов. Причина неясна, о ней «можно только догадываться». Но общественники намерены «пристально наблюдать», будет ли конкуренция на ближайших конкурсах.

Вторая закономерность – из подрядчиков, побеждавших в тендерах, некоторые оказались «вне зоны доступа общественности». Их пытались найти по юридическим адресам, указанным в ЕГРЮЛ, и по телефонам. Среди найденных подрядчиков некоторые оказались без производственных баз и мощностей, достаточных для производства серьезных дорожных работ. Значит, эти победители привлекают субподрядчиков. В ОПе тенденцию анализируют. Возможно, предложат выходить на тендер тем, кого привлекают в качестве субподрядчиков. Но главное, в ОПе убедились (на основе анализа опыта других стран и регионов), что общественный контроль – это залог успеха для создания качественных дорог. Если к общественникам примкнут неравнодушные граждане и журналисты, «дороги будут лучше».

Еще общественники проинспектировали дороги «на гарантийном сроке» и сделали подборку фотографий. Установили, что на многих объектах истекает гарантийный срок, а выявленные недочеты не устранены. Дабы «не упустить бюджетных денег», надо бы срочно провести работы в рамках гарантийных обязательств.

Изучить опыт строительства качественных дорог члены ОПы намерены в Мордовии, там дороги самые лучшие в ПФО. Вот где надо смотреть «как катают асфальт». Кроме того, в планах общественников – сбор статистики о стоимости ремонта и строительства квадратного метра дорожного покрытия у разных подрядчиков Саратовской области и данные подрядчиков других регионов. Победители объявленных конкурсов будут проверены с разных точек зрения, в том числе на аффилированность между собой.

Благодаря Радаеву

Журналистов заинтересовал вопрос гарантийного ремонта дорог, работы на которых проводились в прошлом году. Министр Чуриков дал ответ, что по состоянию на начало 2015 года не было ни одной дороги, на которую распространялись бы гарантии по капремонту. Все дело в том, что капремонта не было как такового на протяжении десятилетий. Деньги-то выделялись только на содержание и то недостаточно. Ну, помните, «даже украсть было нечего». Это что касается областных дорог. Из которых больше 90% не соответствуют нормативному состоянию.

И вот благодаря тому вниманию, которое уделяет дорогам губернатор Валерий Васильевич Радаев, «они стали приобретать нормативное состояние». Так что не надо думать, что деньги посыпались из-за выборов, это все умение нашего компетентного руководителя региона, можно сказать, искусство – привлечь денежный поток в регион и направить в нужное русло. Федеральные дороги, продолжал Чуриков, у нас были наихудшие в ПФО, 30% в нормативном состоянии. Благодаря взаимодействию Радаева с федеральным центром и его усилиями процент нормативности федеральных трасс достиг 70%. И это уже передовые позиции среди регионов ПФО.

В прошлом году около 150 километров региональных дорог построено и отремонтировано. Понятно, Радаев тому причиной в хорошем смысле этого слова. Вот теперь и появилось за чем следить в плане гарантийного капитального ремонта. Теперь «работаем по городским дорогам». Министр выразил уверенность, что в сентябре горожане это почувствуют.

Подрядчиков не трожь!

Исследования ОПы по подрядчикам показались надуманными профильному министру. Привлечение субподрядчиков при нормальном хозяйственном взаимодействии не ведет к удорожанию работ, разъяснил экономику Чуриков. Без этого и не обойтись, возможно, у конкретной компании определенные работы лучше получаются, иногда приходится привлекать дополнительные силы из-за ограниченных сроков. Наконец, у каких-то организаций есть уникальное оборудование, например, фрезы, срезающие верхний слой асфальта. И вообще, основание привлечения подрядчика по 44-ФЗ – членство в СРО и цена контракта. А вмешиваться в хозяйственную деятельность подрядчика, узнавая, чем и как он исполняет работы, недопустимо.

Разобрали примеры разных подрядчиков, проверенных ОПой. Например, общественники не смогли найти «Саратовавтодор» по указанному адресу: Вольская, 20. Зато Николай Чуриков отлично знает эту «мощнейшую компанию», в арсенале которой имеется дорогостоящая установка по срезке верхнего слоя асфальта. С компанией заключен двухгодичный контракт. Руководитель – один из столпов дорожной отрасли Алексей Труфанов. В прошлом году предприятие продали «Шмидтам, которые занимаются стройкой».

*А еще есть средства на федеральные дороги – 3,356 млрд рублей.