Довести до сведения

Оценить
Сборщики металлолома встретились с представителями власти, но не поняли, зачем

Чиновники на минувшей неделе просвещали сборщиков металлолома в вопросах лицензирования. Межведомственное совещание состоялось в областном правительстве. С предпринимателями встречались представители министерства промышленности и энергетики региона, прокуратуры области, регионального управления МВД России.

Саратовский металлолом Северстали не очень нужен

Поводом к проведению этого мероприятия послужили «глобальные изменения» в вопросах лицензирования деятельности по приёму металлолома, произошедшие за последние три года с момента последней встречи представителей власти с предпринимателями этой сферы. Чиновники взялись довести до сведения бизнеса законодательные новшества и ответить на интересующие предпринимателей вопросы.

Начальник отдела лицензирования министерства промышленности и энергетики Игорь Свешников выполнил эту задачу, заодно рассказав предпринимателям про итоги работы министерства по лицензированию в 2015 году.

Если коротко, то за прошлый год было выдано 58 новых лицензий, а по 34 выданным ранее лицензиям деятельность прекращена. Теперь, согласно реестру выданных лицензий, на территории Саратовской области приёмом, хранением, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов занимаются 156 предприятий (юридических лиц) и два индивидуальных предпринимателя. Всего действует 221 лицензия, в том числе 136 лицензий на черный лом и 85 – на цветной. Министерство промышленности и энергетики области контролирует 517 лицензионных участков, в том числе 313 – по черному металлолому и 204 – по цветному.

Свешников отметил также, что объём образования лома и отходов черных металлов в 2015 году составил более двух миллионов тонн, что в два раза больше объёма 2014 года, цветных металлов – 62,2 тысячи тонн, что в 10 раз больше, чем годом ранее.

На переработку металлолом из Саратовской области вывозился на предприятия Волгограда, Новолипецка, Ростова и Краснодарского края. На территории региона собранный металлолом – порядка 89 тысяч тонн – был отгружен ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково». И это, как отметили чиновники минпрома, меньше, чем ожидалось. По их словам, когда завод в Балакове открывался, предполагалось, что он станет основным потребителям металлического лома, собираемого на территории области. На экспорт было отправлено в 2015 году 11,3 тыс. тонн металла.

По словам Свешникова, с учётом продления программы утилизации автотранспорта и железнодорожного подвижного состава предприятиям-сборщикам металлолома есть куда развиваться и в нынешнем году.

Сами ещё не поняли

Что касается законодательных нововведений, то, по словам Свешникова, с 2016-го по 2018 год введён мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе и на сборщиков металлолома. Но за министерством остаётся право на проведение внеплановых проверок. Поводом для них могут послужить заявления граждан, представителей власти, публикации в СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан или окружающей среде, а также о нарушениях прав потребителей.

Честно говоря, на разъяснительном совещании про лицензирование вопросов у предпринимателей родилось больше, чем ответов. Оказалось, например, что ранее полученные бессрочные лицензии теперь не имеют силы из-за нового законодательства, и предпринимателям придётся получать новые разрешения на работу в данной сфере. Предприниматели в свою очередь заявили, что получение бессрочной лицензии влетело им в копеечку, а теперь их вынуждают тратиться снова. Удовлетворение всех требований госорганов, по примерным подсчётам сборщиков металлолома, обойдётся им не менее чем в миллион рублей.

Другой вопрос, возмутивший предпринимателей, связан с тем, что ещё не все требования прописаны чётко. Так, представитель регионального управления Рос­природнадзора Елена Кафтайлова в своём выступлении отметила, что ужесточены требования к технике, которой металлолом должен перевозиться. Причём известно только, что техника должна быть специальной, и какой-нибудь мусоровоз под это понятие в случае металлолома не подходит. Однако ответить на вопросы о конкретных требованиях к подобной технике и водителям Кафтайлова не смогла.

Разобраться в этом вопросе на месте не дал министр промышленности области Максим Шихалов. Он решил, что будет проще все разъяснения по законодательству и новым нормам расписать подробно и оформить в отдельный документ, который до 10 апреля, по словам министра, будет разослан предпринимателям. Те в свою очередь попросили дать им возможность задавать специалистам вопросы по ходу ознакомления с этим документом в режиме реального времени. Потому что сейчас, мол, с Росприроднадзором разговаривать не получается совсем. «С нами коротко говорят: да, нет, пошёл вон, – заявила одна из участниц встречи. – Как будто всё специально сделано для того, чтобы предприятия загубить».

Шихалов пообещал дать соответствующие рекомендации гос­органам, в том числе и Росприроднадзору: «Я всё услышал, это важно для вашей работы, я понимаю», – заверил министр.