Слитки лжи

Оценить
Реклама вкладов с «золотыми слитками» оказалась недостоверной

Реклама «Росзайма», принимающего вклады под 32% годовых под залог золотых слитков, признана ненадлежащей. Компания оштрафована на 200 тысяч рублей. Об этом сообщила на минувшей неделе руководитель Саратовского управления Федеральной антимонопольной службы РФ Людмила Борисова.

По словам Борисовой, в рекламе содержалось указание на то, что компании была выдана лицензия ЦБ РФ. «На самом деле лицензия не выдавалась», – объяснила Борисова, заметив, что какое-то время «Росзайм» действительно являлся микрофинансовой организацией, но потом этого статуса был лишен. И конечно же, никакие золотые слитки вкладчикам тоже не выдавались. Представители компании аргументировали ход со слитками как маркетинговую кампанию, желая посмотреть, интересно это или не интересно. «Но, так или иначе, это недостоверная реклама, – сказала Борисова, пояснив, что компания находится в Амурской области. – Для потребителей это означает, что если вдруг возникнут какие-то судебные разбирательства, то спор может быть перенесен в Благовещенск».

О компании «Росзайм» «Газета Недели» писала неоднократно («Золотые слова» в номере от 03.11.2015 и «Живая и безнадзорная» в номере от 29.12.2015). Мы сомневались в достоверности рекламы: ставки по банковским вкладам на тот момент не дотягивали даже до 15% годовых. Наши опасения разделяли и финансовые эксперты. Мы сделали официальный запрос в территориальное отделение Волго-Вятского ГУ Центрального банка РФ. Ну а Центробанк обратился в ФАС.

Под внимание антимонопольного органа попала реклама и других компаний. Например, на первый взгляд безобидную рекламу стальных дверей со слоганом «Без «Торэкса» как без двери». В ролике мужчина проводит время в квартире, наполненной явно посторонними ему людьми. Чужаки сеют шум и суету, однако мужчина реагирует на это попустительски. В комнату входят люди в масках и беспрепятственно забирают телевизор. «Ну а телевизор-то куда понесли?» – несколько флегматично замечает герой ролика, однако никак не пытается остановить злоумышленников. Далее мужчина выходит из квартиры, закрывая воображаемую дверь. На самом деле на месте дверного проема – пустота. «Если у вас нет двери «Торэкс», возможно, у вас вообще нет двери», – сообщает голос за кадром. «Подтекст такой: если не стоит дверь «Торэкс», а стоит какая-то другая, то это примерно значит, что можно забрать вещи, вынести их», – заметила Борисова. И еще, по ее словам, такая реклама может побуждать граждан к противоправной деятельности. Опасения ФАС были подтверждены судебной инстанцией.

«Сказали, что да, она (реклама) направлена на неопределенный круг лиц, в том числе на лиц с девиантным поведением, которые могут воспринять это как руководство к действию и совершить какие-то недопустимые поступки, в которых будет иметься состав преступления», – пояснила Борисова. Сумма наложенных на «Торэкс» штрафов составила 400 тысяч рублей.

Глава ведомства пояснила, что принимая решения об этичности или неэтичности рекламы, ФАС опирается на мнение граждан. «Самостоятельно, как правило, мы такие выводы не делаем». Исключения составляют случаи, когда неэтичность рекламы и без того «однозначная, ясная, всеми понимаемая». «В противном случае мы проводим экспертизу и спрашиваем мнение потребителей», – утверждает Борисова.