Меняем пробки на безостановочное движение

Оценить
Новую схему транспортной развязки на «Стрелке» показали горожанам. Горожане одобрили

Проект строительства транспортной развязки в районе «Стрелки» (Кировский район Саратова) уже не просто слова. Теперь это ещё и картинки и даже приблизительные сроки начала строительства или реконструкции. Картинки, то есть схемы, в минувшую пятницу показали жителям города, неравнодушным и заинтересованным, в ходе публичных слушаний. Людям понравилось. Люди проголосовали «за».

Примерно с середины года

В Саратове много проблемных мест, и «Стрелка» с её постоянными автомобильными заторами – одно из них. Тут не только пробки, в которых можно часами сидеть. Это все-таки проблема тех, кто пытается преодолеть данный отрезок пути на транспорте – личном или общественном. Это ещё и аварии и загазованность. Местные жители, то есть жильцы близлежащих домов, говорят о «Стрелке» как об одном из самых опасных мест в городе Саратове и о том, что они вообще-то, живя там, задыхаются, потому что приходится «дышать соляркой», на каком бы этаже они ни находились.

Такое печальное место из «Стрелки» получилось потому, что тут очень неудобное пересечение транспортных потоков, регулируемое одним-единственным светофором. Старожилы говорят, что необходимость всё тут круто изменить назрела ещё в начале нулевых. И в 2002 году даже был сделан проект переустройства развязки. Но его так и не реализовали, потому что «началась большая политическая война», и чиновники, занявшиеся было решением вот этой конкретной городской проблемы, отвлеклись на решение проблем собственных политических, а потом и вовсе сгинули.

Все последующие попытки навести порядок в районе «Стрелки» упирались в договор аренды маленького клочка земли, на котором нефтяная компания «Лукойл» обосновала автозаправочную станцию (АЗС). Денег для строительства развязки у города, правда, тоже не было, но несговорчивость владельцев АЗС как причина бездействия выглядела лучше.

Однако в последние два года вокруг проблемы «Стрелки» стало заметно оживлённее и деятельнее.

Несмотря на то что денег у города по-прежнему нет, с Лукойлом удалось договориться (компании предложили другой участок в Солнечном-2, и она согласилась перенести заправку туда, освободив заветный участок земли под реализацию благого намерения), а строительство транспортной развязки в этом районе стало числиться первоочередной задачей в списке дорожных дел администрации Саратова. Институт «Саратовгражданпроект» разработал новый проект развязки, состоящий из нескольких этапов, да ещё с таким расчётом, что уже после реализации первого этапа дышать в этом месте станет легче, а двигаться – свободней. С проектом сначала познакомились городские и областные власти, а теперь вот посвятили в него и жителей города. Так положено по закону – согласовывать с горожанами любую перестройку городского пространства. После того как народ одобрит намерение властей (а народ одобряет 99,9 процента всех переделок), городские власти и проектировщики приступают к работе над деталями. Этот этап называется «рабочее проектирование».

Как сказал на публичных слушаниях начальник отдела перспективного градорегулирования и планировки территорий комитета по градостроительной политике администрации Саратова Алексей Шушарин, после того как рабочее проектирование будет закончено, а это примерно в середине года, то есть летом, можно будет выделить финансирование и перейти к строительству. Получается, что пока эта история остается с открытым финалом. Ведь наличия финансирования никто из властей не гарантирует. А иных спонсоров, кроме бюджета, у этого проекта нет, и негде им взяться.

До и после

Улучшить движение транспорта в районе «Стрелки» предполагается строительством кольца. Сейчас, как рассказывает Алексей Шушарин, при спуске с транспортной эстакады (моста через железную дорогу) на пересечении проспекта 50 лет Октября и улицы Тракторной стоит светофор. А поворот с эстакады на улицу Тракторную происходит под очень острым углом – порядка 30 градусов.

«То есть это очень резкий поворот налево. И из-за такого резкого поворота налево и большого транспортного потока в центр города здесь постоянно возникают заторы, – поясняет Шушарин. – Чтобы исключить светофорное регулирование и сделать движение на этом транспортном пересечении безостановочным во всех направлениях, по которым на сегодняшний день есть необходимость двигаться, проектом пре­дусматривается реконструкция существующих транспортных эстакад и существующей транспортной развязки в саморегулируемый перекрёсток. Это позволит всему транспорту, в том числе и общественному, двигаться свободно во всех направлениях путём постепенного перестроения из ряда в ряд».

На месте существующего земельного участка, на котором размещалась АЗС Лукойл, как следует из дальнейших пояснений к проекту, будет обеспечено беспрепятственное движение без светофора по направлению с улицы Тракторной на примыкание к проспекту 50 лет Октября.

«За счёт устройства саморегулируемого кольцевого движения можно будет без светофоров по правому ряду безостановочно проехать в направлении улицы Тракторной и дальше в Октябрьский и Заводской районы города, – говорит и показывает Алексей Шушарин. – То же самое для того, чтобы обеспечить безсветофорное движение транспорта в направлении центра города: так же через это транспортное кольцо транспорт без остановки будет двигаться на эстакаду и дальше в центр. Для того чтобы попасть из центра города на улицу Тракторную, движение тоже будет безостановочным. Спускаясь с эстакады, транспорт, через кольцо поворачивая налево, будет уходить на Тракторную».

Кроме того, для удобства пешеходов и опять же для обеспечения беспрепятственного движения автотранспорта проектом предусматривается строительство подземного пешеходного перехода в районе нынешней автобусной остановки «Стрелка». А в перспективе в развязку будут вовлечены местные транспортные проезды, на которые может быть перенесено движение общественного транспорта.

Впрочем эти детали будут прорабатываться уже в рамках рабочего проектирования.

Со стороны горожан по проекту было сделано несколько замечаний. В частности, Владлен Поляничкин, общественник и представитель инициативной группы жителей микрорайона «Стрелка», отметил, что в разработке не учтено несколько улиц, а точнее, въезды и выезды на них, которые необходимы проживающим тут гражданам.

«Например, что касается параллельной проспекту 50 лет Октября улицы, которая идёт от «Стрелки» через 1-ю Дачную и выходит на Техническую и Навашина. Как планируется движение тут? Сейчас здесь движение под эстакадой в сторону Тракторной, а теперь по проекту оно меняется на противоположное направление. Куда деваться автомобилистам, которые на этой параллельной улице и на Луговой? Проектом не предусмотрено двустороннее движение. А если оно допустимо, как говорят разработчики, то для этого улицу надо расширять».

Также, по словам общественника, проектом не предусматривается решение вопроса выхода на Луговую и на Мельничную, что, мол, дополнительно разгрузило бы транспортный поток.

«А это не помешало бы, потому что если в сторону Заводского и центра из Ленинского района в 2002 году шло 1800 единиц автотранспорта, то в 2015 году уже 2500 тысячи машин», – отметил Поляничкин.

Возражений по замечаниям не было ни со стороны представителей администрации, ни со стороны проектировщиков. Их пообещали учесть при дальнейшей работе над проектом.

Продолжение темы общественных слушаний