Жизнь и смерть саратовского iPhone

Оценить
Он прожил короткую, но яркую жизнь. О нем говорили по всей стране и даже за границами нашей родины. Появился он на свет около часа дня на заседании актива области, но уже вечером, около восьми, было заявлено о преждевременной кончине младенца.

Он прожил короткую, но яркую жизнь. О нем говорили по всей стране и даже за границами нашей родины. Появился он на свет около часа дня на заседании актива области, но уже вечером, около восьми, было заявлено о преждевременной кончине младенца. Больше того, стали появляться туманные намеки, что младенца и не было вовсе. «Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?» – вопрос, заданный когда-то классиком социалистического реализма Максимом Горьким, вновь стал актуальным.

Но по порядку. На уже упомянутом заседании актива (в целом мероприятии скучном и бесполезном) губернатор пустился в воспоминания. Мол, заводы стояли великие, видеомагнитофоны выпускали. И сказал, обращаясь к директору СЭПО Евгению Резнику: «Давайте сейчас вместе-то седьмой iPhone выпустим в Саратове».

Евгений Резник попытался остудить инновационный пыл губернатора: «У нас вместе с областью и промышленным предприятием не хватит средств, чтобы купить лицензию на право производства этих аппаратов, Валерий Васильевич. Это же достаточно серьезный вопрос». И был губернатором поставлен на место: «Без серьезного вопроса не будет бурного движения вперед! Почему соседи из ближнего и неближнего зарубежья идут на это, а мы сразу начинаем считать, что у нас не хватит? Всё у нас хватит! Мозги, самое главное, были бы. А они у нас есть».

Резник был вынужден согласиться, что мозги действительно есть, но не факт, что согласился искренне. Примечательно, что в ходе разговора о Тиме Куке не вспомнили ни разу. И то верно, он хоть обладает всеми правами на продукцию Apple, но разве это может служить преградой саратовским мечтателям! Новаторское предложение почти сразу же поддержали ветераны и тяжеловесы саратовской политики Александр Ландо и Дмитрий Аяцков.

В своей речи на активе Валерий Радаев сказал пророчески: «В последнее время Саратовская область всё чаще заявляет о себе в масштабах всей страны». И тут же сбылось. По подсчетам местных журналистов, более 120 информационных агентств сообщили новость о саратовском iPhone. Но лишь немногие смогли удержаться в рамках приличия. Особенно забавило пишущую братию предложение выпускать айфоны на заводе по выпуску холодильников. (Хотя на СЭПО есть оборонное производство.) Комментарии были в основном такие, что патриоту Саратовского края приводить их не следует. Но удержаться трудно. Один сайт вслед за новостью разместил клип на песню Владимира Высоцкого «Письмо в редакцию телепередачи «Очевидное невероятное». Помните: «В понедельник, чуть не плача, вся Канатчикова дача...» Другие приводили цитаты из классиков – из Гоголя, например, о встрече Чичикова и Манилова. Или из Новикова-Прибоя – о командире эсминца Баранове, который мечтал создать прибор для половых сношений на расстоянии. Неожиданно популярным стал старый выпуск передачи «ПрожекторПерисХилтон», который Иван Ургант завершает словами: «Говорят, что в Нижегородской области один айфон стал председателем колхоза»(http://www.youtube.com/watch?v=3APbHipKq78).

Надо полагать, что наш народный губернатор не замечал этой свистопляски. Во-первых, он готовился немного поуправлять модернизированной дрезиной, во-вторых, он был, несомненно, выше этой шумихи. Можно даже допустить, что он мечтал о том, как подарит саратовский айфон премьер-министру Медведеву, когда тот приедет в Саратов – премьер, это известно, большой любитель всяких гаджетов. И будут они потом переговариваться по разным важным вопросам. Например, о списании долгов области.

Однако шумиха приобретала совсем уж неприличные масштабы. Надо было отрабатывать назад. Быстренько нашли самый незатейливый вариант: мол, губернатора не так поняли. Министр промышленности Максим Шихалов стал утверждать, что айфонное предложение Радаева – это ассоциация, образ. Как, на ваш взгляд, присуща Валерию Радаеву образная манера речи? Но и пресс-секретарь губернатора Нина Попова предлагала считать слова губернатора «призывом к промышленным предприятиям области ставить перед собой масштабные, амбициозные задачи и цели». Согласитесь, сказано в лучших традициях Дмитрия Пескова. Почти можно поверить, если не держать перед глазами стенограмму выступления губернатора. Трудна служба российских пресс-секретарей: чего только ни скажут их боссы, а ты потом ищи объяснения, толкования, оправдания. Не будешь же всякий раз говорить, что Кремль (Московская, 72) не располагает информацией – не читали, не видели, не слышали.

Вот кто не стал искать оправданий, так это член ОПы политолог Дмитрий Олейник. Он нашел отличное объяснение странным (на наш взгляд) словам губернатора. «Думаю, что реплика губернатора Радаева про производство седьмого айфона в Саратове – это не только блестящий пиар-ход, но и своеобразный тест на веру в свои силы». Один вопрос, правда, остается: сам Валерий Радаев в момент своей реально исторической речи знал, что это блестящий пиар-ход? Тогда – браво! Но, может, его использовали, не предупредив?

О многом еще говорили на активе. Но упоминания о Трофиме Володине, мальчике, умершем в машине скорой помощи, я не нашел. Не нашел обсуждения, что делать с городскими дорогами, когда областное финансирование сокращено в десять раз. Это понятно: актив проходил под девизом «История побед». Ни дети, ни дороги сюда не вписываются никак. Как и вся реальная наша жизнь.