Движение «анти» не ограничивается «Платоном»

Оценить
Если мы хотим дальше развивать страну, не надо это умалчивать

Правительство РФ не готово полностью отменить транспортный налог для большегрузов. Вместо этого чиновники предлагают в счёт оплаты налога засчитывать платежи по системе «Платон». Однако самих дальнобойщиков это всё равно не устраивает: Новая акция протеста дальнобойщиков началась 20 февраля. В Санкт-Петербурге свыше десятка грузовиков съехались на парковку торгового центра «Мега. Дыбенко». В этот же день протестное мероприятие планировалось в подмосковных Химках. По всей России водители намерены стоять у дорог, торговых центров и т. д. Ожидается, что акция продлится до 1 марта, в ней примут участие водители из 40 регионов. Водители из Саратовской области также участвуют в протестах.

«В принципе все наши знакомые не работают», – сообщила редакции член правления «Союза грузоперевозчиков Саратовской области» (организация проходит регистрацию) Ксения Васильева. Часть водителей отправилась в Химки. По словам собеседницы, весь день дальнобойщикам поступали звонки с просьбой взять заказ. Это означает, что последствия акции уже ощутимы.

Перевозчики не скрывают: им в принципе не нравится перспектива платить налог наполовину частной компании. А еще они не доверяют правительству, опасаются будущего роста акцизов на топливо и ввода нового акциза на шины, да и вообще возмущены сложившимся положением дел на рынке грузоперевозок.

«Платон» – не друг

О том, что предложение правительства о зачёте транспортного налога их не удовлетворяет, «Газете недели» сообщили сразу два представителя дальнобойного сообщества Саратовской области. Оба участвовали в прошлогодней протестной акции против «Платона» у Саратовской областной думы (см. «Протесты дальнобойные да крупнокалиберные» в номере от 01.12.2015 г.). Дальнобойщикам не нравится «Платон» в принципе.

«Суть не в том, как назвать этот налог, – считает дальнобойщик Игорь Рогов. – В акциз его, или ещё куда-то денут. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Я против всех этих перестановок. Это как собака чужое мясо съела и виляет хвостом – не знает, как ей поступить». Собеседник вообще не видит дальнейших перспектив при работе с «Платоном», поэтому уже четыре месяца ничего не возит: «Я не хочу оплачивать «Платон». Один раз сказал: «Нет». И пока его не уберут, работать не поеду. Не хочу кормить дармоедов». По мнению дальнобойщика, чиновники уже настроили людей против себя: «Правительство, само того не понимая, уже озлобило людей. Вот этими будущими акцизами на резину, дополнительными акцизами на топливо и прочим».

Ксения Васильева вообще не доверяет инициативе правительства. «У нас уже такой случай был, – заметила собеседник, вспомнив, как несколько лет планировалось при повышении акцизов на топливо отменить транспортный налог. – В итоге оставили и то, и другое».

Кроме того, дальнобойщики просто не понимают, каким образом будет реализована система зачётов, и опасаются, что в конечном итоге они всё равно будут оплачивать три налога (акциз на топливо, транспортный налог и «Платон»). «Как они это будут высчитывать, в какой момент? – спрашивает Васильева. – Будут в конце года минусовать? Возвращать тебе деньги? Это сколько должно пройти каких-то нормативных актов и ещё чего-то... Это всё потом забудется, и начнётся: «Ой, ай!» Деньги просто уйдут в «Платон», и на этом всё. Это просто будет третий платёж». Ну и, конечно, перевозчикам непонятно, с какой стати они вообще должны платить «Платону». «Почему мы должны платить какому-то «Платону», вообще непонятной компании? – удивляется Васильева. – Лучше б уж тогда акцизы подняли. В итоге хотят с апреля месяца и акцизы поднять, но и «Платон» при этом не убирают».

О том, что акцизы на топливо могут вырасти, федеральный минфин сообщил в феврале. В этом же месяце минэкономразвития РФ сообщило о рассмотрении вопроса о введении акциза на автомобильные шины. Позже министр финансов РФ Антон Силуанов опроверг информацию о планах по вводу шинного акциза.

Кто должен уйти

В ходе новой акции дальнобойщики не планировали перекрывать улицы. По словам Рогова, среди требований дальнобойщиков будет отставка федерального правительства во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым, которых собеседник назвал «сворой». «В отставку – однозначно, – пояснил Рогов. – Все так сказали. У нас недавно было выездное совещание союза дальнобойщиков, приезжали ребята из Химок. У нас будут серьёзные требования».

Тем не менее Рогов пояснил, что водители вовсе не хотят «расшатывать ситуацию» и не увиливают от всех налоговых выплат: «Эта ситуация поставила всех в тупик. Если мы хотим дальше развивать страну, не надо это умалчивать. Я тоже хочу по хорошим дорогам ездить и сбрасываться на них, потому что я разрушаю свою машину. Мы уже с ноября платим [«Платон»], но ездим по тем же самым ямам и разбитым дорогам. Убиваем машины, покупаем железки... Амортизаторы, подушки рвёт, колёса... А это деньги. Может, мы все эти налоги и заплатили бы, но мы вынуждены тратить деньги на транспорт. Сделайте хоть 97 процентов [налогов]. Но на три процента я должен себя и семью прокормить, обуть, одеть».

Слова президента Путина про то, что дальнобойщикам надо «выходить из серых схем» (глава государства заявил это на декабрьской пресс-конференции, вместе с тем порекомендовав правительству отменить транспортный налог), задели собеседника. «Мне это очень обидно было, – пояснил Рогов. – Я – индивидуальный предприниматель, плачу Единый налог на вменённый доход. Какая может быть серая схема? Раз в квартал – заплати налог».

Разговоры о диспетчерах

По мнению Рогова, правительству стоит «влезть во внутреннюю проблему малого бизнеса, узнать, почему это случилось». Например, обратить внимание на работу диспетчерских компаний, которые забирают у перевозчиков львиную долю стоимости заказа.

Диспетчеры принимают заказ на перевозки у крупных компаний и перепродают его перевозчикам. Отношение дальнобойщиков к ним напоминает отношение таксистов к диспетчерским службам такси (см. «Кризисный блюз для такси» в номере от 16.02.2016 г.). По словам Васильевой, вместо 10-15 процентов с заказа диспетчеры забирают себе половину и больше. «Рейс стоит 190 тысяч, – приводит пример Рогов. – А диспетчер мне выкатывает уже минус 100 тысяч. То есть за 90 тысяч предлагает ехать. А расходы те же самые».

Однако без диспетчеров перевозчикам не обойтись. «В основном большие заводы и крупные компании практически все работают с НДС, – объясняет Васильева. – А мы – индивидуальные предприниматели, безэндээсники. Нам приходится через такие диспетчерские компании свои деньги получать. Они с завода получают с НДС, а нам оплачивают уже без НДС». Кроме того, крупным компаниями неудобно разбивать свои поставки для мелких перевозчиков. Для этого им проще нанять того же диспетчера. «С нами могут работать только мелкие производства, – пояснила Васильева. – Овощники, например. У них не такой большой поток загрузок и разгрузок».

При этом диспетчеры не помогают перевозчикам в решении возникающих у них проблем. «В итоге они сильно забирают процент со ставки, больше ничего, – пояснила Васильева. – Всё остальное без них проходит. По-хорошему, они должно звонить, переживать: приезжайте во столько-то, вас там будут ждать. Но это бывает редко. Они дают тебе загрузку и забывают про тебя».

Васильева предположила, что, возможно, поэтому правительство и считает, что дальнобойщики хорошо зарабатывают. Но на самом деле значительная часть денег остаётся диспетчерам. Однако чиновники, по мнению Рогова, не желают разбираться в этой проблеме.


[кстати сказать]

«Платон» саратовский

«Газета недели» уже сообщала, что правительство Саратовской области планирует войти в пилотный проект по внедрению системы «Платон» на региональных дорогах. Ранее специалисты предупреждали, что дальнобойщики в целях экономии на «Платоне» могут объезжать федеральные трассы по региональным (где это возможно). Таким образом, нагрузка на областные трассы возрастает, что приводит к более быстрому их разрушению.

Разумеется, отношение областных дальнобойщиков к этой инициативе негативное. При этом, как пояснила Васильева, на самом деле объездных путей в Саратовской области не так много. Тем более – при поездке в другой регион. «Они это так говорят, как будто есть федеральная дорога, а параллельно ей – точно такая же региональная, – пояснила собеседник. – Может, где-то и есть, но у нас (в регионе) такого практически нет. Практически никуда ты не можешь доехать по тем дорогам, которые считаются региональными. Только если ты по области работаешь. Допустим, работаешь на какой-то молочный комбинат, который возит в Балаково, Балашов, Вольск. Тогда да. Но тут они хоть если 10 раз введут, ничего не изменится: если тебе надо в Балаково, ты поедешь по определённой дороге. Федеральная она или не федеральная – вариантов нет».