Крепче за баранку держись!

Оценить
Новый год будет урожайным на нововведения для российских автомобилистов

Жизнь в 2016 году определённо изменится. И я сейчас не об экономической катастрофе говорю, а о тех порядках, по которым мы все в стране живём. О законах. С 1 января 2016 года вступило в силу несколько законодательных актов, внедряющих новые правила игры в самых разных сферах – в ЖКХ, в малом бизнесе и др. Но особенно много новшеств российские законодатели привнесли в жизнь автомобилистов: «умные» камеры, «программа лояльности» при оплате штрафов, запрет топлива «Евро-4», удорожание ОСАГО и прочее.

Штрафы с дисконтом

Начнём, пожалуй, с приятного. С 1 января 2016 года в России действует 50-процентный дисконт на штрафы для автомобилистов за нарушения Правил дорожного движения (ПДД). Правда, с оговоркой – «не для всех». Воспользоваться скидкой не смогут граждане, задержанные за вождение в алкогольном или наркотическом опьянении, а также отказавшиеся от медицинского освидетельствования. Не получат скидку виновники аварий, в которых пострадали люди, а ещё те, кто систематически нарушает правила дорожного движения и не в первый раз за год, например, игнорирует сигналы светофора, превышает скорость более чем на 40 км/ч, выезжает на встречку или катается на машине, не зарегистрированной в установленном порядке. Дисконт на эти нарушения будет действовать по истечении года с момента их фиксации. Кстати, на маленькие штрафы, до 500 рублей, дисконт тоже не распространяется.

Другое условие получения скидки: штраф нужно оплатить в первые 20 дней с момента оформления протокола. Не успели в льготный период – оплачиваете полную сумму.

Есть ещё один нюанс в этой «программе лояльности». Все вышеописанные правила касаются ситуаций, когда штраф выписывается на месте инспектором ГИБДД. А если нарушение зафиксировала камера, то никакого льготного периода может и не случиться. Потому что 20 дней для оплаты половины штрафа начинают отсчитываться с даты выписанного постановления. А если нарушителя «поймала» камера, то он узнает об этом, только получив соответствующее письмо. И здесь всё зависит от того, сколько письмо будет в пути и уложится ли его доставка в тот самый «льготный период». Эксперты советуют автомобилистам начинать осваивать различные сервисы для самостоятельной проверки штрафов. И делать проверки хотя бы раз в неделю.

В случае если человек был оштрафован и попал под камеры фото- и видеофиксации за любое нарушение, у него автоматически будут проверять полис ОСАГО. Если документ не обнаружат, владельцу авто направляется дополнительный штраф в размере 800 рублей.

Оплатить штрафы можно через любую платежную систему. Например, через портал «Госуслуги» информация об оплате штрафов поступает в тот же день в службу ГИБДД.

По мнению авторов идеи дисконта, право оплачивать только половину выписанного штрафа станет дополнительным стимулом для автолюбителей к соблюдению всех правил ПДД и аккуратному ответственному вождению. Мол, большая часть штрафов выписывается за мелкие нарушения, а скидка якобы поможет водителю осознать содеянное и не повторять подобного впредь. Кроме того, законодатели надеются, что половину выписанного штрафа автомобилисты будут оплачивать быстрее и охотнее, чем полную сумму. А это в свою очередь улучшит ситуацию с поступлением денег в государственную казну. В прошлом году, например, оплачено было только 60 процентов выписанных штрафов.

Если ты автомобилист и алиментщик

Следующее нововведение уже не столь приятно. С 15 января текущего года в силу вступили изменения в федеральный закон об исполнительном производстве, согласно которому лица, накопившие долги по штрафам, алиментам или не возместившие причинённый вред здоровью на сумму от 10 тысяч рублей, лишаются права на управление транспортными средствами. Любыми, будь то автомобиль, мотоцикл или самолёт. Правда, временно – до погашения задолженности.

Новое правило не распространяется на инвалидов и профессиональных водителей, чей доход напрямую связан с использованием транспортного средства, а также тех, кто не может иначе, кроме как на личном транспорте, добираться до дома, учёбы или работы.

Если должник, которого ограничили в правах, все-таки сядет за руль и попадется сотрудникам ГИБДД, его лишат водительского удостоверения на год или отправят на обязательные работы на срок до 50 часов.

По данным федеральной службы судебных приставов, в группе риска остаться без прав сейчас находится порядка 300 тысяч россиян, чьи долги превышают пороговую сумму в 10 тысяч рублей.

Законодатели считают, что новая норма защитит участников дорожного движения. Например, от представителей так называемой золотой молодёжи, очень часто оказывающихся виновниками ДТП и имеющих при этом по 50, 100, 200 неоплаченных штрафов. «Мы должны их остановить до того, как под их колесами кто-то погибнет», – говорят депутаты Госдумы РФ.

Кстати, не успел закон о блокировке водительских прав за долги вступить в силу, как среди тех же депутатов ГД заговорили о том, что его нужно подкорректировать. Некоторые парламентарии считают, что порог минимальной задолженности, после которого судебный пристав может приостановить нарушителя в правах, нужно увеличить с 10 до 100 тысяч рублей. Иначе, мол, пострадать от жёсткого закона могут вполне законопослушные граждане. Например, многодетные семьи, которые пользовались правом на бесплатную парковку, не зная, что льготное разрешение действует только год. В результате таким семьям стали массово приходить штрафы за неоплаченную парковку. Кроме того, по словам депутатов, в Минюсте сейчас готовятся новые ужесточения нового правила. Говорят, что должникам перестанут выдавать водительские права, а ГИБДД не будет совершать регистрационных действий с принадлежащими им автомобилями.

Дорого ОСАГО и его отсутствие

Ещё целый ряд нововведений на подходе. В этом году планируют запустить проект «умные камеры», который тоже доставит хлопот российским автомобилистам. Суть проекта в том, что новые дорожные камеры будут не только фиксировать нарушения ПДД, но и автоматически проверять у попавшегося наличие полиса ОСАГО. При его отсутствии будет выписываться штраф – привычные 800 рублей. Но выписываться этот штраф будет столько раз, сколько водитель будет попадаться камерам с превышением скорости, правил маневрирования и т. д.

Новую систему обкатывать будут пока только на дорогах Москвы и Казани. Но в дальнейшем планируется её распространение на все крупные российские города.

Кстати, ОСАГО в этом году может значительно подорожать. Особенно дорого полис может обойтись нарушителям правил дорожного движения – в 2–8 раз стоить больше, чем раньше. Независимый актуарный информационно-аналитический центр (НААЦ) предложил два новых варианта расчёта стоимости страховки. В первом случае при учёте всех нарушений ПДД за 5–10 нарушений цена полиса ОСАГО увеличится в 1,86 раза; за 10–15 – в 2,06 раза; за 15–20 – в 2,26 раза.

Во втором случае предлагается учитывать только серьезные нарушения ПДД – например, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора. В этом случае коэффициент за пять нарушений может равняться 3,12, а максимальное значение (от 20 нарушений) может доходить до 8,29.

В НААЦ считают, что этот подход не повлияет на среднюю стоимость ОСАГО и будет распространяться на самых злостных нарушителей. Страховщики, общественные объединения автомобилистов и правозащитники идею уже одобрили. Все сошлись во мнении, что цена страховки должна быть низкой для аккуратных водителей и пропорционально высокой для небрежных.

Проектируемые ужесточения

Уже в этом месяце планируется принять закон, ужесточающий наказание за тонировку. От идеи лишать прав за глухую пленку на стеклах на один-три месяца законотворцы вроде бы отказались, но повысить штрафы считают необходимым. На данный момент предполагается, что денежное наказание за тонировку составит 1500 рублей (вместо прежних 500 рублей), а за повторное нарушение – до 5 тысяч. При этом из КоАП планируется убрать ответственность для тех, кто непосредственно занимается наклейкой тонировочной плёнки. Потому что, как показала предыдущая практика, выявить таких нарушителей невозможно.

Этот же законопроект предусматривает назначение обязательных работ за повторное управление транспортным средством без прав или за повторную передачу управления машиной лицу, не имеющему водительских прав. Если за вождение без прав нарушитель попался впервые, он отделается штрафом – от 5 до 15 тысяч рублей.

Выезд на закрытый железнодорожный переезд приравняют к выезду на встречную полосу. Наказывать будут штрафом до 5 тысяч рублей (вместо прежней тысячи) или лишением прав.

А вот процедуру освидетельствования на алкогольное опьянение, наоборот, хотят упростить. Предлагается обходиться без «протоколов отстранения от управления ТС» и направлять водителей на медосвидетельствование без предварительной «продувки». Говорят, что так можно будет оперативнее выявлять алкоголиков и наркоманов за рулем.

Бороться с автопьянством в России решили серьёзно и усиленно. Есть, например, поручение для кабинета министров ввести залог за машину, изъятую у пьяного водителя. Не исключено, что уже в этом году оно будет исполнено. И тогда автомобиль со штрафстоянки можно будет забрать, только заплатив залог в размере 30–50 тысяч рублей.

Свои предложения на ту же тему готовит и Мин­здрав РФ. В этом ведомстве предлагают отправлять пьяных водителей на реабилитацию и лечение в соответствующие заведения. Такая практика распространена в Европе и США.

Всколыхнула общественность новость о том, что очень оперативно будут лишать водительского удостоверения. С этим нововведением пока не всё ясно. Речь ведется о том, что если за год водитель нарушит правила три и более раз, например, превысит скорость, не включит поворотники, проедет на запрещающий сигнал светофора, то на следующий год он не сможет водить автомобиль, потому что права у него отберут. Известно, что это инициатива ГИБДД и что она сильно смахивает на балльную систему, которая существовала в СССР. Но как такового законопроекта пока нет, неизвестно, когда он появится и тем более будет рассматриваться Госдумой.

Кстати, к законодательным нововведениям для автомобилистов, можно, пожалуй, отнести и намерение российского правительства начать переход на продажу в России бензина «Евро-5» и вывод из оборота бензинов более низкого экологического класса. В Москве уже с 1 января запретили производить и продавать бензин «Евро-4». А в регионах можно только до 1 июля текущего года. При этом, по данным Минэнерго, производство бензина «Евро-5» в стране превысит общее потребление только ближе к 2018 году. А эксперты не могут определиться, скажется ли как-то на автовладельцах переход на более высокий класс бензина. Одни говорят, что непременно вырастут цены как на топливо, так и на те автомобили, двигатели которых должны будут соответствовать новому, более высокому классу бензина. Другие же уверены, что ничего такого не случится.