Непроездные

Оценить
Люди, пытавшиеся получить льготные билеты на общественный транспорт, застряли в очередях

Неприятный предновогодний сюрприз преподнесли региональные власти жителям, которые пользуются правом льготного проезда на общественном транспорте. Продажа льготных проездных на январь началась с многочасовых очередей во всех городах губернии, где такой транспорт имеется. Причиной коллапса стала задержка старта продаж (обычно льготный проездной на следующий месяц можно приобрести уже с 10-го числа текущего) и новые правила предоставления льготы: раньше бесплатные проездные для ребят из многодетных семей, сирот и детей-инвалидов выдавали в школе, теперь же каждая семья обязана явиться в собес.

Напомним, что со следующего года в области вводятся проездные нового образца. Теперь льготники имеют право только на 50 поездок в месяц вместо прежнего «безлимита», зато на всех видах транспорта, кроме маршрутных такси. За каждую поездку кондуктор будет отрывать у проездного талон, затем перевозчик сможет предъявить эти обрывки к оплате из бюджета. Одни льготники (школьники из многодетных семей, сироты и дети-инвалиды) могут получить проездной бесплатно, другие должны покупать такой билет за 150 рублей (это касается ветеранов труда и боевых действий). В Саратове действуют 78 пунктов продажи: 53 почтовых отделения, 21 киоск «Спорт-Сервис», три кассы «Саратовгорэлектротранса» и одна – «Межгородтранса».

Встревоженные нововведением пенсионеры были вынуждены ждать лишних одиннадцать дней, в декабре проездные поступали к распространителям только 21-го. Понятно, что в день начала продаж в кассах выстроились огромные очереди. Фотографии многометровых хвостов возле офиса «Саратовгорэлектротранса» и точки продаж у стадиона «Волга» обошли социальные сети.

Аналогичные проблемы возникли у жителей районных городов. В Балакове, как сообщает газета «Суть», в некоторых почтовых отделениях проездные закончились уже утром, и многие горожане поехали на почтамт, где очередь «была больше, чем за водкой в годы дефицита».

В Балашове, как пишут пользователи сайта «БалашоверЪ», раньше льготные проездные можно было купить в расчетных центрах по оплате коммунальных услуг: «Девочки работали на автомате. А на почте – скорость улитки. Работников сократили, а нагрузку прибавили. Очередь надо занимать с шести утра». «В отделении тьма народу. Работает один сотрудник. И билеты продает, и посылки выдает-принимает. Издевательство над людьми», – заключает другой комментатор.

Как говорит член совета городской общественной организации многодетных семей «Большая семья» Людмила Алферьева, школьники из многодетных семей получили право бесплатного проезда на всех видах городского и пригородного транспорта по указу президента от 1992 года. По словам Алферьевой, ввести лимит в 50 поездок предложил глава областной общественной палаты Александр Ландо. «Мы удивились. Летом мы завели в нашей группе в «Одноклассниках» специальную тему, чтобы узнать, сколько поездок совершают наши дети. Максимум – 134 поездки в месяц, ребенок ездит в школу из Заводского района с пересадкой плюс музыкалка. В среднем в месяц выходит 84–90 поездок – это у детей, которые ездят в хорошие школы, рисуют, поют, занимаются спортом, посещают театры и музеи, навещают бабушек», – говорит Людмила Алферьева.

Раньше многодетные получали проездные в школе: социальный педагог передавала их классному руководителю. Теперь мамы должны лично явиться в управление социальной защиты. «Женщины с маленькими детьми едут по пробкам, высиживают ужасную очередь – а из окошка их заворачивают, потому что, оказывается, соцзащита уточняет базу данных и каждый должен принести справку из школы, где учится ребенок. Неужели нельзя было позаботиться о людях и заранее вывесить объявления о необходимости взять такую справку во всех школах?» – негодует Людмила Германовна.

Как отмечает Алферьева, «идея сэкономить на тех, кто реально не пользуется проездными, хороша, но исполнение – отвратительно по всем пунктам». «Наверное, полиграфические услуги по печати проездных нового образца будут стоить недешево. «Простынь» с отрывными талонами – как с ней будут ездить дети? Через неделю активного пользования эта бумажка станет тряпочкой».

«Раньше я ходила за проездными в школу или учительница сама приносила их нам домой, – рассказывает Татьяна Шмидт, мама ребенка с ДЦП. – Теперь это колоссальная проблема. Я вызываю 76-летнюю бабушку, которая на двух транспортах едет к нам, чтобы посидеть с ребенком, а я полдня стою в очереди в соцзащите». По словам Татьяны, за полтора часа специалист приняла двух посетителей: это были мамы многодетных семей (представителей всех льготных категорий в собесе слили в одну очередь), для оформления документов на нескольких школьников требуется немало времени.

Как говорит собеседница, общественным транспортом она с ребенком пользуется каждый день: нужно ездить на массаж, на иглотерапию, в спортивно-адаптивную школу. «Сейчас позвонили из поликлиники, нужно идти за льготным рецептом. Чтобы получить препарат, мне придется ехать из Солнечного в аптеку на Чернышевского – видимо, направляют туда, где к концу года сохранились остатки препаратов. Лекарства сейчас дорогие, вот и приходится мотаться по всему городу, чтобы отоварить бесплатный рецепт», – говорит Татьяна.

Чиновники обещают, что льготники, которые не уложатся в 50 поездок в месяц, смогут получить дополнительные талоны. Но как это сделать, какие документы предоставлять, сколько талонов дадут и когда, неизвестно. «Бывают и непредвиденные поездки, которые нельзя спланировать. Например, у ребенка заболел живот. Едем на УЗИ, его кладут на дневной стационар в 3-й Советской. Добираться туда надо двумя транспортами. Что делать, если лимит поездок закончится на половине курса лечения? – говорит Татьяна. – Нам дали билет на ёлку, неужели я должна оставить ребенка без праздника и сэкономить поездку?»