Замок Елены Прекрасной

Оценить
Это здание в стиле «модерн» было возведено в 1901 году

Первым владельцем особняка был купец Семён Исаевич Аносов, правнук основателя знаменитого купеческого клана саратовских солепромышленников. По утверждению архитектора Сергея Терехина, ознакомившегося с архивом семьи Зыбиных в Москве, проект дома был подготовлен архитектором Петром Митрофановичем Зыбиным. Саратовцы знают это здание, как «Дом новобрачных». Здесь, по адресу Волжская, 22, расположено управление ЗАГС.

Вячеслав Давыдов, краевед

Все основные жилые помещения дома группируются вокруг парадной лестницы. Лестница, приуроченная к черному ходу, ведет в подсобные помещения и в комнаты для прислуги. Над навесом при главном входе расположена лоджия, имеющая форму замочной скважины, что также наводит на мысль об авторстве Петра Зыбина (похожая деталь имеется на собственном доме архитектора на Царицынской (Первомайской, Киселёва) улице.

Официально и дом, и дворовое место были записаны на супругу купца Семёна Исаевича Аносова, Елену Александровну Аносову. Елена Александровна имела весьма привлекательную внешность, почему данный особняк в народе иногда назывался замком Елены Прекрасной. Сохранилось её прошение на установку в особняке бензинового двигателя в январе 1904 года «для приведения в действие динамо-машины с целью освещения электричеством принадлежащего ей дома». Дума разрешила установку с условием, чтобы «она не производила сильного шума или резких свистков», а также «чтобы на углу улиц Гимназической и Армянской, подле дома, был поставлен дуговой фонарь, который должен освещаться во все время действия машины».

Дворовое место на углу Армянской и Гимназической было сравнительно небольшим, 23 на 38 метров, поэтому каменный дом в два этажа, а частью в один этаж с небольшим подвалом, занимал большую часть имения. Согласно описи домовладения, внутри помещения были оштукатурены, «частью оклеены дорогими обоями, частью крашены масляными красками и художественными рисунками. Полы паркетные, частью покрыты линолеумом и частью плиточные, в ванной и клозете. Потолки досчатые, оштукатуренные с лепкой». Ещё было указано 10 комнат при одной ванной, три камина «хорошей» работы и две изразцовых голландских печи и одна круглая «в железном футляре». Упоминалась и комната «зимний садик», парадная лестница дубовая, балкон с железной решеткой. Вокруг дома была устроена открытая каменная терраса со сходом, выложенным декоративной плиткой. Помимо уже упоминавшегося электрического освещения, в доме существовала и канализация. Надворные службы были также каменные, в два этажа, с сеновалом и конюшней на три стойла. На втором этаже, было устроено жилое помещение для дворника, внутри оштукатуренное, с круглой голландской печью. Дом оценивался более чем в 23 тысячи рублей, а вместе с землёй и надворными строениями в 34 тысячи.

В 1909 году Аносовы продали это дворовое место со всеми постройками саратовскому домовладельцу П. И. Карепанову, а через год оно уже было куплено саратовским купцом Александром Эммануиловичем Борелем, младшим сыном учредителя торгового дома «Эммануил Иванович Борель», известного мукомола и предпринимателя. Семья Александра Бореля проживала в этом здании до 1918 года.

Борели были выходцами из германского графства Баден-Турлах, попали в Россию по манифесту императрицы Екатерины II в 1766 году и были поселены в колонии Бальцер (с. Голый Карамыш; позднее Камышинского уезда Саратовской губернии). Поначалу они занимались хлебопашеством, а в 1840-е годы, вместе с другими поселенцами, стали скупать в сёлах и продавать сарпинковые ткани. В конце 1860-х – начале 1870-х годов семья Борелей обратила внимание на покупку и продажу зернового хлеба, а позднее перешла к производству муки на водяных мельницах. В 1886 году Борели приобрели в Саратове паровую мельницу купца Уварова. Владели ещё несколькими мельницами за пределами Саратова, причём добринская и бурасовская мельницы были сопоставимы с саратовской по оснащённости и объёму производства. В 1892 году один из представителей большой семьи, Эммануил Иванович Борель (1837–1905), учредил торговый дом «Э. И. Борель», который к началу ХХ века превратился в огромный мукомольный синдикат с четырьмя паровыми мельницами, девятью отделениями по продаже продукции и судовым караваном из двух пароходов и тринадцати барж.

После революции на Борелей, как и на остальных крупных предпринимателей, была наложена контрибуция, и почти все представители семьи покинули город Саратов, скрылись по различным заволжским сёлам, а некоторые оказались даже в киргизских степях. В конечном счёте судьба раскидала Борелей по всему свету. Многие из них оказались за границей – в Германии, Аргентине, США. Но некоторые из потомков мукомолов проживали в Саратове долгие годы в советское и постсоветское время. Одной из них была Людмила Борель – балерина, солистка Саратовского театра оперы и балета. В перестроечные времена она эмигрировала в США, руководила в Нью-Йорке балетной школой. В год 400-летия Саратова побывала в родном городе, прошлась по памятным местам, сделала фотографии для родственников, помнивших балкон борелевского особняка на Гимназической улице. Пыталась пройти внутрь знакомого дома, но её не пустили, несмотря на объяснения.

В 1961 году в доме разместился городской отдел ЗАГС, который находится там и ныне. Названия его менялись – «Дом новобрачных», «Дворец новобрачных», управление ЗАГС.