Каравай, каравай, кого хочешь...

Оценить
Ритуальный предвыборный хороводначинает раскручиваться

Вот и стартовала избирательная кампания. Наш главный госдеп (не подумайте плохого – депутат Государственной думы) Николай Панков собирал единомышленников-однопартийцев и говорил о важном. О том, что начинается подготовка к праймериз, о том, что нужно улучшить, усугубить и так далее.

Более того, в Сети появились фамилии потенциальных кандидатов по одномандатным округам. Информационное агентство «Взгляд» сообщило, что: «Николай Панков будет бороться за голоса избирателей в Балаковском округе, глава Саратова Олег Грищенко – в Саратовском, сенатор СФ Михаил Исаев – в Балашовском, действующий депутат ГД Василий Максимов – в Энгельсском».

Но сегодня кандидаты – это вопрос номер два. А на первом месте – проблема с проведением избирательной кампании. Кто ее будет организовывать, как проводить. Вот об этом и поговорим.

Василий Максимов
Василий Максимов

Да, сразу оговоримся, что все мы люди взрослые и прекрасно понимаем, что в Госдуму, за очень редким исключением, попадут люди, согласованные в Москве в кабинете у нашего великого земляка. А то, что будет происходить в регионе, можно назвать легитимизацией процесса выборов. Ну и Госдумы тоже. Если отступить от терминов, то это ритуальные танцы.

Брендбук и прочие указания свыше

Понятно, что выборы в Государственную думу Федерального собрания РФ будет курировать сам Вячеслав Викторович Володин, который, никто в этом не сомневается, наймет команду профессионалов.

И в столице разработают очередной брендбук. Это, если кто еще не в курсе (от англ. brand book), «официальный документ компании, в котором описывается концепция бренда, атрибуты бренда, целевая аудитория, позиционирование компании и другие данные, которыми руководствуется отдел маркетинга и руководители бизнеса для построения коммуникации с потребителями и развития компании в целом. Кроме этого, брендбук содержит полное руководство по фирменному стилю, которое включает в себя подробное описание использования каждого фирменного элемента на различных носителях, как рекламных, так и корпоративных». Это из «Википедии».

В случае выборов, наших выборов, брендбук – это разработанные графические и цветовые решения для всех агитационно-пропагандистских материалов. То есть какая фотография кандидата должна быть в листовке, на каком фоне и какого размера должен быть символ партии – белый медведь, как полощется российский триколор, с какого края размешается фотография кандидата, а с какого – лидера партии. Короче, пособие для дизайнеров, которое серьезно упрощает им работу. Но дизайнер – это восемнадцатый номер в избирательном штабе. Можно сказать, технический работник.

Нет, наверняка сверху в рамках брендбука спустят и основные тезисы программ кандидатов, основные пункты избирательных кампаний.

Николай Панков
Николай Панков

Ну, например, привлечение к агитации ЛОМов (лидеров общественного мнения), использование в опросах за кандидата представителей разных профессий с уклоном в учителей, врачей и представителей рабочих профессий.

И это, конечно, очень хорошо. Но где взять этих самых ЛОМов, представителей уважаемых профессий и разных политологов с незапятнанной репутацией, которые будут готовы на чистом энтузиазме хвалить руководящую и направляющую вообще и отдельно взятого кандидата в частности.

Нет, за некоторое вознаграждение желающие агитировать найдутся. Но, есть подозрение, средства на стимулирование врачей-учителей надо будет искать в регионах, и тут возникает очень серьезная проблема...

Кошелек, кошелек... Какой кошелек?

Давайте не будем лицемерить и признаем, что выборы делаются на «черные» деньги. Нет, конечно, есть официальная часть бюджета. Это тот самый избирательный фонд, который кандидаты собирают по крохе у добрых людей, и на эти средства публикуют листовки, размещают ролики на телевидении и, может быть, частично оплачивают работу штаба и аренду помещения, где тот самый штаб дислоцируется. Это та часть средств, которые надо указать в финансовом отчете кандидата в депутаты. И эти правила действуют во время официальной избирательной кампании, которая длится, как известно, три месяца.

Остальные выборы – это «черный нал». Предположим, политологов и учителей можно нагнуть или простимулировать с помощью административного ресурса. Учителю пообещать надбавку или премию, а политологу что-нибудь еще. А избирательные технологи? Всех их проректорами на приличные зарплаты не устроишь.

Возникает проблема сбора средств на кампанию. Если это мероприятие федерального или регионального уровня, то сбором «черного» фонда должен заниматься ну очень серьезный персонаж. Например, губернатор. Или вице-губернатор. Или лидер местного отделения партии. Или еще кто-то очень доверенный. Потому что деньги любят счет и отчет. Даже в «черном» варианте.

И вот теперь скажите, как, например, руководитель регионального отделения ЕР и по совместительству ректор медицинского университета Владимир Попков будет формировать фонд? Попросит сброситься главных врачей? Не смешно.

Предположим, вице-губернатор Денис Фадеев предложит директорам крупных предприятий и иным солидным бизнесменам пожертвовать энную сумму. Отгадайте, сколько человек пошлют вице-губернатора в сад или подальше?

Олег Грищенко
Олег Грищенко

Ну а если к предпринимателям обратится главный по тарелочкам, то есть по идеологии от ЕР, Роман Грибов, то его шанс уйти в пешее эротическое путешествие будет еще больше.

Но опять возвращаемся к финансовому вопросу. На региональных и муниципальных выборах сбрасываются сами кандидаты. И одномандатники, и списочники. Одномандатники – поменьше, потому как им предстоят собственные расходы в виде личной кампании. Списочники – побольше, потому как их участие в кампании ограничивается финансовыми взносами и несколькими фотосессиями. Правда, платят не все списочники, есть категория верных солдат партии, которые проходят в думу за чужой счет. Или, если так приятнее думать, за счет собственного авторитета. То есть некоторые более или менее известные персонажи участвуют в кампании в качестве ЛОМов, паровозов и так далее. Иными словами, тратят не деньги, а время и энергию.

Что в нашем случае? Если мы будем считать, что претенденты на госдумовский мандат, названые «Взглядом», и будут вести кампанию.

Ну, во-первых, Николай Панков уже работает в своем округе. И финансово вкладывается очень аккуратно. Точнее, так: он решает проблемы потенциальных избирателей за счет административного ресурса. То есть районные газеты и прочие областные СМИ печатают информацию о благодеятельности Панкова потому, что встроены в вертикаль и получают бюджетную копеечку. Или скромные взносы. А решает Николай Васильевич проблемы на местах, потому что знает, что они будут решены. Или может простимулировать их решение на региональном либо своем, федеральном уровне как председатель аграрного комитета Госдумы.

И так будет до тех пор, пока не начнется официальная кампания. А уж избирательный фонд ему соберут. И фермеры, в надежде за будущие преференции, и много кто еще, потому как он, Николай Васильевич Панков, наместник на земле самого Вячеслава Викторовича.

Василий Максимов – человек самодостаточный. И не бедный. Таковым он является в том числе и благодаря своему мандату. Потому Василий Юрьевич жадничать не будет и кампанию наверняка проведет на должном уровне.

Михаил Исаев
Михаил Исаев

У Михаила Исаева своих денег нет. Зато есть надежный друг Олег Грищенко, который и будет финансировать обе кампании. Оба эти товарища уже неоднократно бывали на фронтах избирательных кампаний. Но в городе Саратове. А вот на селе, где плотность населения меньше и менталитет совсем иной, они не бывали. Так что сложности тут неизбежны. Но при наличии финансов и желания всё реально.

Тем не менее вопрос финансирования списочной кампании остается открытым. Но это не последняя проблема.

Все шагают в ногу

Как будут сопрягаться выборы по спискам и одномандатные кампании, более-менее понятно. А вот как соединить выборы в Госдуму и в представительное собрание Саратова – не ясно совсем.

Дело в том, что выборы в Госдуму предполагают кампанию, которая базируется на единении народа, декларации достижений партии «Единая Россия». Тут кандидаты должны говорить о воссоединении народа (присоединении Крыма), о необходимости противостоять загнивающему Западу и вконец обнаглевшей Америке, которая, понятное дело, не хочет отдавать нам пальму первенства в борьбе за мировое лидерство. О конкретике говорить будут мало, потому как искать ее сложно. Нет, возможно, что-нибудь придется сказать о защите материнства и детства, помощи сельхозтоваропроизводителям и о сложностях российской экономики, которой надо выстаивать в условиях американской агрессии и усилении террористической угрозы. Впрочем, эту программу спустят сверху.

Но вот что делать кандидатам в городскую думу? Им придется встречаться с избирателями, которые захотят услышать, почему растут цены в магазинах, куда смыло очередную порцию асфальта, почему здравоохранение перестает быть бесплатным, а от образования остается только название. Городских депутатов буду спрашивать, почему пенсии столь мизерны, а коммунальные платежи столь велики. И что говорить этим несчастным людям, которые на самом деле многое понимают? Понимают, что в Госдуме сидят странные люди, которые принимают такие законы, что страна катится в пропасть. Что Бюджетный кодекс составлен таким образом, что в области и городе денег не остается совсем, что денег на коммуналку не дают, на дороги – не дают, на здравоохранение и образование тоже не дают. Что бизнес зажимают на всех уровнях власти и так далее.

Но делать этого нельзя, потому как часом раньше избирателям объясняли, что всё в стране делается и будет делаться правильно. Говорили это будущие старшие товарищи законодатели, с которыми ссориться нельзя, потому что... Потому что это одна вертикаль. Так что как будут выходить из положения кандидаты в городскую думу, совсем не понятно. И наблюдать за этим будет весьма любопытно.

Против ЛОМа нет приема. Потому что нету ЛОМа

Но вот что объединит две кампании – в городскую и в Государственную думы, – так это дефицит лидеров общественного мнения.

Нет, безусловно, главных врачей больниц обяжут. И директоров школ тоже. И многие согласятся на то, чтобы их подпись и фотография стояли под отзывом о замечательном человеке Имярек, который, понятное дело, облагодетельствует страну и город. Но кто уверен, что главный врач, например, третьей клинической больницы господин Ращепкин или первой городской господин Салов пользуются безоговорочным доверием жителей? Наверняка в этих больницах лечились сами потенциальные избиратели, их родственники и знакомые. И наверняка на одного-двух счастливых пациентов приходится десяток обиженных. И вовсе не потому, что Ращепкин или Салов плохие, просто работают они в очень сложных условиях.

Такая же засада и с директорами школ. Возможно, в Заводском районе в призывы директору школы из Ленинского поверят. Хоть и удивятся. А что делать в районах области, где и больница, и школа – в единственном числе?

Безусловно, есть уважаемые учителя и врачи – люди с безупречной репутацией и неоспоримые профессионалы. Но где гарантия, что они согласятся участвовать в избирательной кампании в пользу кандидатов от ЕР? Та же засада с представителями любых профессий.

Возможно, не будет дефицита с мнениями пенсионеров и студентов, потому как для них и тысяча рублей – большие деньги, но кто поверит Марьиванне, живущей на 12 тысяч рублей, что у нее всё хорошо и что большего счастья ей не надобно?

Есть еще одна категория людей, активно принимающая участие в предизбирательной кампании. Это политологи и журналисты, которые дают оценки (положительные) партии и ее кандидатам. Ну, журналистам у нас уже давно никто не верит, а политологи... Они все наперечет, и всем известно, кто что и почему скажет. Нет, если набрать новый пул политологов, то это будет круто. Но где их взять? Студенты профильных вузов? Несолидно. Профессорско-преподавательский состав? Та же история, что и с врачами-учителями. Короче, куда ни кинь, везде клин.