Решили еще раз попробовать

Оценить
Простые вещи тяжело идут наверх по вертикали

Почему городской комитет по финансам не должен выявлять нелегальных предпринимателей? Какой уровень власти понятнее главе города Грищенко? Как депутаты-коммунисты оказались в единоросских рядах? Ответы на эти и другие более важные вопросы прозвучали на очередном заседании Саратовской городской думы в минувший четверг.

У кого война в первом ряду, у кого мусор – на переднем крае

Вопроса по изменениям в бюджет города Саратова еще накануне не было в повестке дня. Его внес уже на заседании депутат Дмитрий Кудинов. Депутатам предварительно раздали основной финансовый документ муниципальной власти. Депутат Александр Ванцов покрутил-покрутил его в руках и возмутился. Начал говорить что-то типа того: «Зачем нам эта кипа бумаги? В лучшем случае она пойдет в макулатуру! Чтобы ее прочитать, нужно три дня ни есть, ни спать!» Очень депутату Ванцову не нравились 250 страниц документа. Потому что не мог он остановить закрутившиеся в голове вопросы: сколько экземпляров всего сделано, сколько бумаги на это истрачено, сколько краски, сколько электроэнергии ушло на этот талмуд? Но депутат еще даже не успел проговорить все мысли, что закружились у него в голове, как исполняющий обязанности председателя комитета по финансам Александр Струков ответил, что не печатать этот документ, чтобы сэкономить бумагу, краску и труд копировальщиков, в конце концов, нельзя: «Печатать – это требование закона».

Глава города Олег Грищенко, который за годы руководящей муниципальной работы четко усвоил, что выше закона не прыгнешь и вбок от него тоже лучше не сдвигаться, на этот раз поддержал депутата Ванцова. И предложил Струкову отправлять депутатам бюджет в электронной форме – хоть через «Вайбер», хоть через «Вацап». Но Струков всерьез этот совет побоялся воспринимать.

И счел за лучшее промолчать.

Глава города Олег Грищенко давно не приходил на заседания городской думы таким задиристым. Коллег-коммунистов подтрунивал по-доброму, напоминая им о том, что заместитель главы администрации города Вадим Дубривный по отчеству Владленович, то есть отец его назван в честь Владимира Ленина. А глава городской администрации так и вообще связан с коммунистической партией то ли членским билетом, то ли душевно. «Затесались в наши ряды единоросские...» – сказал Олег Васильевич. И все отреагировали на эту шутку нормально, потому что в Саратовской городской думе разделение по партийной принадлежности условно. Депутатов, скорее уж, бюджетные приоритеты разделяют.

Особое видение бюджетных направлений, как всегда, было у депутата Олега Комарова. Он хотел бы, чтобы в бюджете нашлись деньги на стадион «Спартак». Но Олег Грищенко сказал, что главное сейчас – деньги на вывоз мусора с улиц города. Потому что бензина у СпецАТХ осталось на два дня.

Депутат Александр Ванцов, когда на заседаниях речь заходит о нехватке денег, всегда знает, где их взять. Он даже намекнул, что имеет свое видение, как вернуть 150 миллиардов долларов, что второй год подряд выводят из страны. А уж что говорить о тех деньгах, что недополучает Саратов. Рецепт Ванцова стар и прост как мир – отрубить голову коррупционной гидре. «У нас существует махровая коррупция и на территории города, и на территории области, и на территории нашего государства. Я эти вопросы не замалчивал и замалчивать не собираюсь», – с полуоборота завелся на бурные эмоции Александр Ванцов.

Олег Грищенко ответил ему старым анекдотом от Райкина про криво сшитый костюм. Про то, что получается на выходе, когда специализация узкая: один пришивает карман, другой – проймочку, третий – рукав. «Я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть? – напомнил Грищенко. – Ну и что, что мы говорим? Толку-то нет от этого. Пиджак все равно не появится».

Зал усмехнулся. Хотя вообще-то собранию депутатов впору было всплакнуть. Картина маслом вырисовывалась фатально жесткая. Верхний эшелон российской власти во главу угла поставил обслуживание интересов страны в условиях угроз военного времени. Региональная власть озабочена тем, чтобы отчитаться за выполнение указов и наказов президента. А городская власть в этих полувоенных условиях должна демонстрировать, что вокруг тишь, гладь да божья благодать. Не мытьем так катаньем содержать Саратов в чистоте и порядке, старательно не забывая наводить красоту и уют. И при этом желательно не критиковать вышестоящих.

Так что ничего удивительного нет в том, что муниципальному уровню «приходится работать с колена», перемещая бюджетные деньги туда, где совсем уж край.

Депутат Дмитрий Кудинов предложил в ходе обсуждения первоочередных изменений переместить три миллиона рублей из средств, предназначенных для платы за капремонт муниципальных помещений, на возмещение затрат муниципального предприятия «СпецАТХ по уборке города». Потом подробно разъяснил, что никто ни у кого ничего на самом деле не отнимает: деньги эти лежат мертвым грузом и не востребованы региональным оператором Фонда капремонта, и, может даже, до конца года не будут востребованы. Так что помочь ими городскому предприятию, ответственному за вывоз мусора, – благое дело. Там, в этом предприятии, дела идут совсем плохо. Нормы мусора давно не пересматривались, платят за вывоз не все и мало. Собираемых денег предприятию не хватает на то чтобы обеспечить свои потребности.

А банкротить его не время. «Оставить город без специализированного предприятия нельзя, иначе свалки просто его поглотят», – сказал Олег Грищенко. И все согласились. Даже депутат Олег Комаров.

Под конец обсуждения бюджетных поправок депутат Александр Ванцов посоветовал комитету по финансам лучше работать. Создать своеобразную финансовую разведку и информировать правоохранительные органы про нелегально работающих предпринимателей. Но глава города Олег Грищенко пресек депутатские фантазии. Сказал, что отслеживать незаконное предпринимательство не их дело. «Для этого есть правоохранительные органы, у которых есть рычаги. Но почему-то не отрабатывают они это направление. А почему – задумайтесь», – предложил он депутату Ванцову.

На муниципальном уровне полагается только мечтать. В крайнем случае можно «подергать за рукав»

DSC_0170.JPGШтрафы за нарушение правил дорожного движения (ПДД) должны идти в муниципальные дорожные фонды в составе местных бюджетов. Казалось бы, такая простая и логичная конструкция. Ан нет. Всё не так, ребята. По существующему федеральному закону этими штрафами пополняется региональный уровень бюджета. В 2012 году таких штрафов в Саратове было наложено в целом почти 61 млн рублей, в 2013-м – 73 млн, в 2014-м – 116 млн. При этом нести расходы на обеспечение безопасности дорожного движения, федеральным опять же законом, предписывается муниципалитету.

И вот наконец администрация города Саратова осознала, что если не они, то больше некому, и дальше мириться с таким положением вещей нельзя. И администрация попросила депутатов городской думы попробовать внести изменения в Бюджетный кодекс РФ. Для этого депутаты гордумы должны обратиться к депутатам областной думы, чтобы уже они обратились к депутатам Государственной думы, а те снова ее разошлют по региональным думам, чтобы узнать, кто что думает – ну так вот устроено законодательство. В лучшем случае, пройдя через десятки согласований, эта очень ясная и нужная поправка появится в Бюджетном кодексе года так через два-три. Но махнуть на всё рукой и пусть всё идет как идет, всё равно скоро закончится депутатская работа, – у этого состава гордумы так не принято. Они все-таки привыкли пытаться как-то менять существующий порядок в лучшую сторону и сдаваться не собираются.

Еще лучше было бы, чтобы и транспортный налог, собираемый на территории Саратова, здесь же оставался, а не уходил в распоряжение регионального правительства. Однако решать, сколько оставлять городу от этих сборов и оставлять ли вообще, предписано региональному уровню власти. В прошлом году, из-за того что область решила забирать весь транспортный налог под себя, город Саратов не получил в бюджет 600–700 миллионов рублей.

«Мы загрязненным воздухом дышим, а бабки от нас уходят», – взгрустнул депутат Андрей Карасев. Выбитый несправедливостью из равновесия, он уже не заботился о парламентских выражениях.

«То же самое касается нормативов отчислений по НДФЛ и некоторым другим налогам, – напомнил Олег Грищенко. – Вы поймите, что полномочия в основном областные. Область регулирует нормативы. Мы в данной ситуации можем только говорить и просить».

Глава города привел в пример ситуацию с Водоканалом. Это предприятие муниципальная власть готовится передать в концессию. Но будущий концессионер хотел бы взять предприятием с закрытым вопросом о долгах. Однако взыскать их с компаний, управляющих многоквартирными домами, не так-то легко. «У Водоканала нет возможности воздействовать на управляющие компании. Газовики, энергетики могут отключать неплательщика. А Водоканал, к сожалению, таких рычагов не имеет. Руководство УК об этом прекрасно знает, деньги с людей собирают, но не перечисляют. И соответственно, 900 миллионов рублей Водоканал не досчитывается сегодня». Грищенко утверждает, что у директора водоканала есть пачка обращений к уму, совести и сознательности руководителей УК. А папка с ответами гораздо тоньше. «За годы моей работы у меня такая же папка накопилась с предложениями областному уровню власти о том, как улучшить на законодательном уровне жизнь в городе. Я отправлял эту папку и депутатам Государственной думы, для того чтобы они лоббировали интересы региона и муниципалитета. Но всё стоит на месте», – говорит глава города. Но соглашается, что надо снова и снова пробовать «дергать за рукав» вышестоящих коллег по вертикали власти.

История с Буратино отозвалась поправкой в Гражданский кодекс

Пять лет выходила Саратовская городская дума на вышестоящий законодательный уровень с инициативой дать право муниципалитету освобождать незаконно занятые зеленые зоны, тротуары, другие территории общего пользования без решения суда. И вот наконец с 1 сентября 2015 года вступили в действие изменения в Гражданский кодекс РФ. Теперь органам местного самоуправления предоставлено право принимать решения о сносе самовольной постройки в случае ее возведения на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия народов РФ), на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Депутаты на своем заседании решили эти полномочия возложить на комитет по управлению имуществом города Саратова. Ему предстоит разработать механизм признания построек незаконными. Олег Грищенко считает, что эти поправки в ГК РФ избавят наконец муниципалитет от сложной и мутной претензионной работы. «Мы завязли практически в судах уже, а эти изменения позволяют муниципалитету без суда сносить незаконные строения».

Депутат Виктор Марков напомнил коллегам про кафе «Буратино» в районе набережной. Это только самый яркий пример, когда муниципалитет годы судился по объекту, хозяева которого «бросали вызов всему населению города». Но были еще и другие ларьки и павильоны. И была порочная практика, когда после того, как муниципальные юристы, неоднократно сходив в суд, доказали, что объект возведен незаконно, его просто передвигали на несколько метров. И судебная процедура запускалась снова.

«Изменение законодательства носит на самом деле революционный характер для города, – говорил Виктор Марков. Но предупреждал коллег не скатиться во вседозволенность. – С одной стороны, этот закон поможет городу освободиться от незаконно построенных объектов. В то же время в городе много строений, которые были построены в советские времена, когда еще не было регпалаты и земельные отношения были совсем другие. Не хотелось бы, чтобы сейчас ревизия началась».

Ревизия прав собственности на гаражи и сараи, построенные в советские времена, идет, кстати, уже не первый год. В судах. Но практика наработана явно не в пользу людей. И потому отдельные депутаты снова и снова предупреждали, что хорошо бы все-таки не начать сейчас сносить всё подряд, а каждый раз взвешивать, учитывая человеческий фактор.

Когда рассказ о возможных перегибах власти стал больше похож на причитания, Олег Грищенко попросил впечатлительных депутатов обойтись «без фанатизма»: «В интересах горожан будем действовать. Не переживайте. Но давайте не будем защищать старые сараи, которые во дворах превратили в бомжатник, и не будем сравнивать их с домом, который, даже если и построен вне закона, уже заселен.

И люди уже заплатили деньги. Никто против людей делать ничего не будет».

На самом деле Олегу Васильевичу даже обидно немного стало. Ну сколько уж лет депутаты с ним работают. Неужели еще не поняли, что исполнение каждого закона зависит еще от порядочности руководителя, от его знаний, опыта работы. Ну ведь нет же сейчас такого, как было в старые времена при мэре Аксененко. Тогда все зеленые зоны и все спортивные объекты города легко и просто отдали под базары. До сих пор рынок работает на территории стадиона «Спартак» в Октябрьском районе. А когда власть сменилась, то она начала бороться с этим. И расчистила все-таки аллею Роз. («Сейчас делаем красивую парковую зону. Все увидели, что каштаны там растут».) И улицу Радищева вдоль «десятки» освободила от ларьков. И набережная скоро дойдет до Заводского района, хотя не очень-то легко расчищать пространство от лодочных баз. А на следующий год, может быть, продолжится проект партии «Единая Россия» по благоустройству дворовых территорий. Пусть целевые, но в город придут деньги из федерального центра.

Отсутствие денег в бюджете все-таки главный тормоз для развития города и для благополучия людей. Да, есть государственные приоритеты. Но вот выходят на встречу с муниципальными чиновниками люди в Жасминке. В наболевшем – проблемы с дорогами, с водой, с ЖКХ. Цена решения вопроса – 300 миллионов рублей. Где их взять? Областной уровень власти криков SOS снизу не слышит. Федеральный – думает о том, сможет ли себя защитить страна...

Бюджет города Саратова увеличен на 29 млн рублей собственными налоговыми и неналоговыми доходами. На пять миллионов рублей больше по факту оказались поступления от налога на имущество, от госпошлины – на восемь миллионов рублей. Штрафов собрали на восемь миллионов рублей больше, чем планировали, единый налог на вмененный доход – с плюсом в четыре миллиона рублей. Субсидии областного бюджета на реализацию мероприятий по программе поддержки молодых семей составили 12 миллионов рублей. В общей сложности получается плюсом к доходам почти 42 миллиона.

Теперь смотрим, как решили их распределить.

Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта на возмещение затрат по оплате электроэнергии для муниципального предприятия «Саргорсвет» выделили 10 млн рублей. Управлению инженерной защиты на содержание сетей ливневой канализации – пять. Комитету по ЖКХ на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг муниципальных бань – 2,5 млн рублей. Управлению по культуре на заработную плату работникам музыкальных школ и школ искусств в связи с изменением нормы часов педагогической работы за ставку с 24 до 18 часов в неделю – восемь миллионов. На оплату исполнительных листов выделили почти шесть миллионов рублей.