Запрещенная любовь и страдания

Оценить
Кого и почему увидят саратовские киноманы

Одно из самых значимых культурных мероприятий города в этом году кинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания» проходит непривычно поздно – не в сентябре, как всегда, а на стыке осенних месяцев – октября и ноября. Как ранее объясняли организаторы, вызвано это возросшей фестивальной конкуренцией. Однако смещение планов не помешало привезти в Саратов интересные работы документалистов со всего света и даже одну запрещенную в отечественном прокате ленту.

О своих планах организаторы поведали на проходившей 21 октября пресс-конференции, посвященной грядущему событию. Областной министр культуры Светлана Краснощекова пообещала, что фестиваль пройдет на прежнем высоком уровне. Более подробно на программе остановилась директор «Саратовских страданий» Татьяна Зорина.

Представленные в конкурсах работы будут разделены на три блока: первый посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, оставшиеся два разделены по географическому признаку: «Наша кинофабрика» и «Панорама Евро». Остановилась Татьяна Викторовна чуть подробнее и на отдельных работах. Например, во «Вчерашнем дне» Михаила Бушкова, который откроет конкурсную программу 31 октября, один из героев работает таксистом. «Таксисты, кстати, – замечает Зорина, – хорошо знают «Дом кино», постоянно расспрашивают, что там происходит, интересуются программой». Накануне же зрители смогут познакомиться с почти часовой лентой Андрея Осипова «Вождем буду Я!», творчество которого директор фестиваля охарактеризовала как «состояние современного документального кино».

Светлана Краснощекова
Светлана Краснощекова

На «Саратовских страданиях» будут звучать разные темы. Так, например, несколько работ будут посвящены насилию в женских сообществах. Получит свое продолжение и тема совместной жизни людьми, имеющими отклонения в развитии («Свои не свои» и «Улисс в компании» посвящены инклюзивному образованию).

Разумеется, фестиваль не ограничивается только конкурсной программой. На торжественном открытии 30 октября в «Доме кино» будет показан фильм «На пороге страха» Герца Франка и Марии Кравченко. К сожалению, мэтр документального кино не успел закончить работу над этой лентой, и после его кончины работу продолжила его помощница. У фильма сложная судьба – в Израиле вопрос о показе обсуждался в кнессете, а местное министерство культуры было против, потому что фильм затрагивал одну из самых больных тем этой страны – терроризм. В итоге было решено, что кино будет показываться, но не на фестивальных площадках.

А вот фильм закрытия «Клинч» имеет непосредственное отношение к Саратову, ведь его режиссером стал Сергей Пускепалис, который в этом году возглавит жюри конкурса, а автором сценария – другой наш земляк писатель Алексей Слаповский. «Сережа Пускепалис очень точно, очень эмоционально чувствует драматургию Алексея Ивановича, и все эти годы он пытался его ставить в разных театрах», – поясняет Зорина и добавляет, что эта лента в чем-то рифмуется с другой лентой фестиваля – фильмом скандального режиссера Гаспара Ноэ «Любовь», который будет представлен на суд публике в рамках специального показа 2 ноября в «Доме кино» сразу после фильма Пускепалиса. Любопытно, что последняя лента режиссера, в первую очередь известного благодаря работам «Необратимость» и «Вход в пустоту», запрещена к показу в России, из-за того что француз прибегает к языку «эротики и порнографии». Сама Зорина считает, что эта лента должна показываться на фестивале, потому что на него ходит продвинутая публика и профессионалы.

Татьяна Зорина
Татьяна Зорина

Что касается гостей, то, пожалуй, главным или одним из главных можно считать кинокритика, писателя, дважды лауреата премии Гильдии киноведов и критиков России Антона Долина, который 31 октября выступит в «Доме кино» с лекцией «Российское кино в контексте мирового: кому и зачем мы нужны?» Из столицы Шотландии приедут молодые режиссеры, которые презентуют студенческий кинообразовательный проект Эдинбургского университета 1 ноября всё там же. Вообще практически все мероприятия в этом году проходят в Доме кино, за исключением четырех. Другими площадками станут областной музей краеведения, театр драмы, институт филологии и журналистики СГУ. Не забывают на фестивале и о своем президенте – 29 октября состоится встреча «Селфи с Табаковым». Разумеется, у памятника одному из героев Олега Павловича. Юбиляр, кстати, финансово поддержал фестиваль: из фонда Табакова, как говорила ранее Зорина, пришло 200 тысяч рублей.

По традиции не обошлось без вопроса о финансировании. Краснощекова не выдержала: «Не всё озвучивали <и в предыдущие годы>. В прошлом году тоже не всё было озвучено. Я хочу сказать одно: есть финансовые отношения, а есть и «натуральным хозяйством», когда кто-то выделяет транспорт, делает рекламу... Это невозможно посчитать до копейки. Да, не всё однозначно, честно могу сказать, не всё финансировало министерство культуры, поэтому есть спонсоры, и вы это знаете. Я только не понимаю, почему такой особый интерес к «Саратовским страданиям» по финансированию и ни разу не было ни одного вопроса по другим фестивалям, учредителем которых является министерство культуры».

На вопрос о конкретной сумме помощи министерством Светлана Владимировна заметила, что «не всё упирается в деньги». Зорина назвала суммы, которые выделили спонсоры: 500 тысяч рублей перевел бизнесмен Аркадий Евстафьев, 150 тысяч – банк «Агророс», «Саратовские авиа­линии» берут на себя вопрос с билетами и гостиницей для участников. Что касается министерства, то здесь, сказала Татьяна Викторовна, переговоры идут до последнего момента.