Палата-невидимка

Оценить
Очередной институт гражданского общества едва заметен на общественно-политическом фоне

В ближайшую субботу, 12 сентября, общественной палате города Саратова исполнится ровно год со дня ее возникновения. Как, вы не знаете, что у нас в городе есть ГОП? А если знаете, что есть, то не знаете, для чего она нужна? Может, подзабыли? Ах, и не слышали даже! Вообще-то надо бы в этом случае сказать «подведение итогов», но по причинам сложности их выявления ограничимся знакомством для несведущих.

Об общественной палате Саратова наша газета рассказывала менее года назад, когда она только была сформирована. Нас заинтересовало, какие личности вошли в состав палаты. Мы ставили вопрос: как две палаты, размещающиеся в городском центре, будут делить между собой полномочия? Хватит ли на всех работы? Мы даже обещали, предвкушая бурную общественно-полезную деятельность, ввести новую газетную рубрику, в которой бы еженедельно знакомили читателей с каждым членом ГОП. Вот, город, знай, мол, своих героев в лицо! Однако не срослось. Начать серию блиц-интервью мы намеревались с председателя общественной палаты Саратова Бориса Кузнецова. Но Борис Петрович ловко маневрировал и раз пять смог отказаться от встречи, ссылаясь на свою занятость. В комментариях городской общественник тоже очень осторожен: уже если скажет чего, то в конце непременно добавит: «Но это – не для печати!»

Вся королевская власть

Итак, общественная палата города Саратова образовалась по прихоти федеральных властей, после того как лидер страны в одном из своих посланий Федеральному собранию обмолвился, что возлагает большие надежды на гражданское общество в виде общественных палат. Спустя полгода, в июле 2014 года, появился закон «Об общественном контроле», существенно ограничивающий права общественных организаций в инициации и проведении проверок, экспертиз государственных и муниципальных учреждений. Их можно устроить только с подачи провластных общественных палат и общественных советов при ведомствах.

После этого появилась необходимость в унификации системы общественных палат. В Саратове до прошлого года существовал общественно-консультативный совет при мэрии, о чем мало кто догадывался. На смену ему с большой информационной шумихой 12 сентября родили городскую общественную палату, и бодро отбирали членов палаты. Желающих было много, но традиционный принцип отбора определил своеобразный состав палаты. Пять человек делегируются главой администрации Саратова, пять человек выбирает городская дума, по одному кандидату идут от каждого района города. Эти счастливчики путем тайного голосования избирают себе оставшихся 24 коллег – представителей некоммерческих организаций города.

Желание создавать гражданское общество проявили строительный магнат, председатель совета директоров группы компаний «Лепта» Яков Стрельцин (который, кстати говоря, возглавляет в палате комиссию по вопросам градостроительства, вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды, вопросам ЖКХ); лидер «Молодой гвардии» «Единой России» Иван Дзюбан, помощник депутата Госдумы Николая Панкова Тамара Тупикова, директора коммерческих предприятий Валерий Чеканов, Андрей Прокопенко, Мария Асадова, несколько представителей дружественных властям СМИ, такие как Ирина Русакова (ИА «Саринформ»), Егор Григорьев (ГТРК), известный медиадеятель Дмитрий Олейник. Все вместе они назвались «общественниками» и пошли в палату. Их разбавили два члена областной общественной палаты имени А. С. Ландо, пожелавшие усидеть на двух стульях сразу, – Людмила Чечина и Андрей Фетисов, и представители общественных объединений. Возможно, те, кто набирал людей в палату, знают о деятельности таких НКО, как «Мир на планете», «Федерация КУДО России», «Общество и право» – потому что если не им, то больше некому об этом знать.

Впрочем, оказались в палате и представители национальных диаспор и религиозных конфессий, организации людей с ограниченными возможностями «Ты не один» Венера Павленко, Совета организации ветеранов вой­ны и труда Владимир Агапов и др.

Выборы на носу

Людей собрали и пригрели под крылышком у власти – на этот раз муниципальной. Возникает вопрос: зачем? Понятное дело, директиву сверху нужно исполнять. Пришлось выделить помещение для проведения палаточных заседаний, обеспечить информационное сопровождение этой достойной компании. Думается, сама городская власть не знала, что с этим делать, и просто решила отметить почетным назначением близких для себя людей. Получился еще один пансионат для отставников всех мастей.

Выборы в Саратовскую городскую думу пятого созыва пройдут в сентябре 2016 года. А это значит, что только год остался городской палате для того, чтобы она проявила себя в полной мере. Ведь первый созыв городской общественной палаты будет трудиться до окончания полномочий депутатов городской думы четвертого созыва. Далее сроки полномочий городских депутатов и общественников будут совпадать.

Труды и дни

Вновь избранные члены новенькой общественной палаты с уверенностью заявили, что две или несколько хозяек на кухне легко уживутся, если каждая будет заниматься своими делами. Городская общественная палата пройдет в каждый двор, в каждый дом, и окажется там, куда ни городские депутаты, ни региональные коллеги-конкуренты не доберутся.

Но ярко и презентабельно заговорить о себе у ГОП не получилось. Как только отгремели в ноябре прошлого года выборы в палату, наступило затишье. На свое первое заседание городские общественники неспешно собрались только к февралю прошлого года.

Напрячь память и вспомнить хоть одно заседание, где городские общественники сделали резонансное заявление, а уж тем более разрешили какую-то проблему своим участием, – непростая задача. Ведущие местные новостные порталы подсказывают только, что летом общественная палата Саратова во главе с председателем была обеспокоена ранними рассветами и собиралась поставить вопрос о переводе стрелок в регионе на час вперед московского времени. Провели пару заседаний на эту тему: одно – инициированное ГОП, о его результатах никто не знает, второе – с привлечением самого широкого круга участников, в тоже числе представителей министерств, депутатов, членов областной общественной палаты и широким информационным освещением, но организатором этого действа выступила, судя по всему, региональная палата.

В конце июля ГОП объявила войну против «резинящих» автобусов на улице Московской и анонсировало обсуждение этой проблемы с региональным минтрансом и городским комитетом дорожного хозяйства. Прошла ли эта встреча или еще только в планах – неизвестно.

Совсем недавно члены городской палаты поддержали инициативу установить памятник основателям Саратова князю Григорию Засекину и боярину Федору Турову. И это всё, что о ней известно из СМИ.


[кстати сказать]

Палата под грифом «секретно»?

Старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций Поволжского института управления им. П. А. Столыпина Мнир Сулейманов, высказал такое предложение: «Может быть, эта структура необходима для решения какой-то более значимой и пока явно незримой задачи? Может быть, под грядущие городские выборы и новую схему «народного представительства» в них? Известно, что для городов такого формата, как наш Саратов, предусмотрено создание районных советов депутатов — эдаких микродум, которые затем и будут формировать городскую думу. Так что же, необходимо провести и обеспечить на «высоком организационном пропагандистском уровне» предстоящий городской избирательный процесс, обозначить широкое народное представительство и высокий процент участия горожан в выборах?»

Но, оказывается, у ГОП есть собственный сайт Оpsar.ru, на котором с февраля этого года регулярно выкладываются новости о проделанной работе. Глядя на ленту, понимаешь, что палата все-таки немножко работала. Члены ГОП время от времени встречались у себя с гражданами, принимали участие в заседаниях рабочих групп, общественных и депутатских слушаниях, проинспектировали стадион «Алмаз», встретили деловых партнеров из Узбекистана, поддержали школьный конкурс «Заботимся о животных». Оказывается, за прошедший год палату покинули по собственному желанию два человека – Зармик Бабаян и Юлий Чижов. Но вся эта информация так и осталась хорониться на сайте общественной структуры.

Бледная тень

Как ни пытайся, избежать сравнения ГОП с общественной палатой региона, оно напрашивается само собою. Прямая практическая польза от наличия их обеих до сих пор не выявлена. Но региональная общественная палата, на пристрастный взгляд журналиста, хоть немного оживляет наше местное политическое болото. Резонансные заявления, нелепые курьезы, карикатурно-показательные сцены рейдов – в этом вся палата под председательством Александра Ландо. Он насыщает информационное пространство и забавляет людей с достаточно крепкой психикой.


[кстати сказать]

Веселить народ — не занятие для общественников

«Наша областная общественная палата способна интриговать, шокировать, веселить публику, — отмечает политолог Александр Пантелеев. — Но веселить народ — не функции общественных палат. Следует обратить внимание, что институт, на которые возлагались надежды консолидатора общественных сил, создателя и защитника гражданского общества, стремительно деградирует».
На этом фоне полная тишины и терпимости общественная палата города выглядит бледной тенью своей эксцентричной сестры. Александр Пантелеев объясняет ее вялость и безынициативность отсутствием в составе ярких персон: «Известных лиц, общественников, способных повести за собой массы, в городской палате практически не найти. Некоторые яркие персоны уже сидят в областной общественной палате (не все), другие по-настоящему деятельные правозащитники ни за что в своей жизни не вступят ни в одну общественную палату или совет. Получилась довольно серая однообразная масса с несколькими пестрыми вкраплениями. Вдобавок ко всему медийные возможности обеих палат разные. Такое положение вполне устраивает нашу власть, которая приобрела себе податливого и незаметного помощника. Орган, который существует ради того, чтобы быть и никому не мешать».