Вспомнить кое-что

Оценить
Как помочь редактору Книги памяти, ветерану-общественнику Георгию Фролову?

Противостояние журналиста, дважды лауреата премий Артемы Боровика Александра Крутова и председателя Саратовского областного комитета ветеранов войны, редактора Книги памяти Георгия Фролова, в правдивости биографии которого журналист усомнился, обсуждалось на заседании гуманитарно-политического клуба в правозащитном центре «Солидарность» в минувшую среду.

На заседание был приглашен и Георгий Васильевич, но не пришел, а за час до назначенного начала встречи опубликовал на сайте «Взгляд-инфо» гневный текст под заголовком: «Я не собираюсь унижаться перед негодяями».

А был ли мальчик?

Александр Крутов рассказал о своей первой очной встрече с Георгием Васильевичем. ­­

В 2001-м или 2002 году Георгий Фролов в элегантном костюме с почетным знаком губернатора и массой наград пришел в редакцию газеты «Богатей». Он потребовал опровержения публикации известного саратовского журналиста Виктора Селезнева, в которой автор выразил сомнение, что человек 1928-го или 1929 года (Крутов точно не помнит) рождения в силу юного возраста не мог быть активным участником военных действий, снискавшим за свои подвиги боевые ордена.

Ветеран уверенно рассказал, что в оккупации в тульской деревне погибли все его родные, а он, босоногий мальчишка, смог укрыться от фашистов. После того как советские войска заняли родную деревню Георгия Васильевича, он прибился к воинской части, стал сыном полка, разведчиком и за это получал ордена.

«Он рассказывал это уверенно, напористо, доставал из папки документы», – утверждает Крутов. Ветерану удалось убедить в своей правоте тогдашнего главного редактора «Богатея» Владимира Горбачева, и опровержение было опубликовано. Заодно от газеты отлучили автора Виктора Селезнева.

Позже, когда стал доступен сайт «Подвиг народа», Крутов изумился, увидев, что боевые ордена Георгий Васильевич получал не как мальчишка без воинского звания, а как боевой офицер, сначала младший, а потом и просто лейтенант.

Недоумения и растерянности Крутову добавил судебный процесс между Георгием Фроловым и Павлом Галактионовым, посчитавшим, что Георгий Васильевич не тот человек, за которого он себя выдает. (Агентство «Взгляд-инфо» опубликовало его блог «Является ли Фролов свадебным полковником?», http://www.vzsar.ru/blogs/1345, 3 декабря 2013 года.) Ветеран подал в суд на блогера и выиграл процесс. По словам Крутова, на процессе «Фролов позиционировался как боевой офицер, а не как мальчишка-разведчик». После проигрыша в суде, где ветерана защищал депутат гордумы, единоросс Василий Артин (ранее носивший фамилию Грузинов), Павел Галактионов передал Крутову снимки документов из личного дела Фролова на флешке.

Клубок противоречий и «волосы дыбом»

В этом году при изучении материалов из личного дела Фролова у Крутова сложилось впечатление, что в папке ветерана собраны «биографии не одного, а двух и более человек», зачастую противоречащие и взаимоисключающие друг друга. «Остатки моих волос стали дыбом», – признался Александр Николаевич.

«Один и тот же человек существовал с несколькими годами рождения, с тремя днями рождения, с двумя партбилетами и двумя датами вступления в партию. Фигурировал и как сын полка, и как доброволец, и как призывник. Один и тот же человек воевал в июле 43-го года на Курской дуге, и одновременно он же обучался в Казанском пехотном училище далеко в тылу. Боевые ранения «плясали», путешествуя во времени и пространстве».

Все эти противоречия Крутов изложил в своих материалах в трех номерах журнала «Общественное мнение». После чего подвергся травле. Уважаемый ветеран обвиняет исследователя его личного дела в «клевете».

Что делать?

Председатель Совета городской организации ветеранов Союза советских офицеров Виталий Петров высоко оценил талант Фролова как редактора Книги памяти. Полковник в отставке Петров привел следующие данные: до войны численность населения родной ему Башкирии была 4 млн человек, а Саратовской области – около 2 млн. Сейчас в Книге памяти Башкирии 22 тома, у нас вышло 38 томов.

Модератор клуба правозащитник Александр Никитин предположил, что противоречия в личном деле мог бы устранить сам полковник Фролов. Ветеран, участник Сталинградской битвы Николай Щурий сказал, что предлагал Фролову сделать это все 16 лет совместной работы, да только «заработал два инсульта». Щурий поблагодарил Крутова за «скрупулезно, честно и объективно проанализированные факты».

В итоге было решено обратиться к военному прокурору, возможно, он поможет навести порядок, поскольку главный военный комиссар Саратовской области Николай Шебанов осудил публикации Крутова, тем самым обозначив свое нежелание разбираться в деле Фролова.

Есть и еще один выход помочь ветерану Фролову в соответствии с народной мудростью: «Хочешь помочь ребенку – сделай вместе с ним, хочешь помочь взрослому – научи его, хочешь помочь старику – сделай вместо него». Власти, обласкавшие полковника, должны быть в этом заинтересованы.

К примеру, его защитник в суде Василий Артин мог бы вместе с пожилым человеком написать вновь его биографию, ведь уважаемый общественник часто путается в своих выступлениях.

***

Цикл статей под заголовком «То, что было не со мной, – помню...», посвященных биографии Георгия Фролова, обозреватель журнала «Общественное мнение» Александр Крутов начал публиковать в мае, автор продолжает свои исследования, недовольство Фролова растет.

Крутов опирается на документы из личного дела, Георгий Фролов эмоционально гневается, не торопясь внести ясность. И отстаивает свою репутацию с помощью различных методов, привлекая разные персоны. Особенно усердствует в защите ветерана сайт «Взгляд-инфо», предоставляя место на своей ленте защитникам ветерана. Накал страстей достиг апогея, участник Великой Отечественной войны требует закрытия ненавистного ему «Общественного мнения».