Все признаки заказа налицо

Оценить
В саратовских СМИ уже третью неделю подряд разворачивается практически детективная история: медиагруппу «Общественное мнение» пытаются выключить из медиапространства всеми доступными способами

Обыск, вынос техники, заявление о приостановке деятельности от федерального Роскомнадзора в Верховный суд РФ и, наконец, выход на манеж главного байкера России Александра Хирурга Залдостанова с просьбой к главе УМВД по Саратовской области Сергею Аренину. Параллельно с этим корреспондента «ОМ» Сергея Вилкова сделали подозреваемым по статье «Клевета».

Ты помнишь, как всё начиналось?

Война медиахолдинга «Общественное мнение» и депутата Сергея Курихина началась достаточно давно. Журнал славится своими расследованиями, и от обозревателя «ОМ» Александра Крутова доставалось многим медийным персонам Саратовской области. Некоторые материалы касались и прошлого Сергея Георгиевича. Чуть позже эстафету расследований принял корреспондент Сергей Вилков.

По странному стечению обстоятельств сначала досталось Крутову: его избили почти год назад. И сам журналист, и медиахолдинг связали нападение с серией материалов, посвященных областному депутату. В итоге расследование инцидента было приостановлено.

13 января 2015 года во дворе своего дома был жестоко избит Сергей Вилков. Сразу после нападения Вилков написал у себя в «Фейсбуке»: «Я думаю, что меня поздравил с Днем печати депутат Курихин». Дело о нападении завели, но, как убежден журналист, расследование приостановят, а потом и вовсе закроют, как было в случае с Крутовым.

Через месяц после нападения, 14 февраля 2015 года, Сергей Вилков на своей страничке в социальной сети «ВКонтакте» выложил сканы документов, которые, как предположил журналист, похожи на материалы оперативной разработки каких-то правоохранительных органов. В этих распечатках говорится о некоем Курихине Сергее Георгиевиче, его криминальном прошлом в составе ОПГ «Парковские» и связях с офицерами УБОП.

В апреле по заявлению депутата Курихина по факту публикации этих материалов было заведено уголовное дело о клевете, по которому Вилков до июля нынешнего года проходил как свидетель. При этом, как рассказывает журналист, в ходе доследственной проверки его никуда не вызывали, а о существовании этого уголовного дела он вообще узнал только в июне.

Обыск

10 июля в редакцию общественного мнения пришли с обыском сотрудники полиции. В ходе следственных мероприятий правоохранители изъяли из объединенной редакции «Общественного мнения» и саратовского отделения «Коммерсанта» все компьютеры, лишив, тем самым, обе редакции возможности работать. В тот же день был проведен обыск дома у Вилковых: полиция изъяла все электронные носители информации, вплоть до старых дисков и флешек.

Затем правоохранители отправились с обыском в дом родителей Сергея Вилкова, где тот не живет уже шесть лет. На момент проведения обыска дома у родителей была только несовершеннолетняя сестра журналиста.

Редакцию, кстати, обескровить не удалось: уже в субботу, 11 июля, коллектив работал в штатном режиме. А чуть позже президент издательского дома «Коммерсантъ» Владимир Желонкин обратился к прокурору Саратова с просьбой проверить законность действий дознавателей при проведении обыска в офисе медиагруппы «Общественное мнение».

Подозреваемый

Сразу после обыска в объединенной редакции медиахолдинга «Общественное мнение и «Коммерсант. Средняя Волга» события стали разворачиваться с невероятной скоростью.

Во-первых, 16 июля органы полиции уведомили Сергея Вилкова о том, что по уголовному делу о клевете в отношении депутата облдумы Сергея Курихина он теперь проходит как подозреваемый. И если суд признает его вину, то ему может грозить штраф в размере до пяти миллионов рублей или же 480 часов исправительных работ.

– Бред там полнейший, – отозвался на эту новость сам Вилков у себя на «Фейсбуке». – Все мои высказывания в предположительном ключе трактованы как утвердительные обвинения в адрес потерпевшего. Любой не купленный суд это развалит.

В деле присутствуют мои фразы вроде «Я думаю, что меня поздравил с Днем печати депутат Курихин», и статья, в начале которой я пишу, что это плод моих сопоставлений и умозаключений, не претендующих на истину. У меня это шестое или седьмое заявление по клевете, всё заканчивались на этапе доследственной проверки после моих объяснений. Здесь меня до сих пор не допросили по всем эпизодам, но уже «подозревают». ИМХО, все признаки заказа налицо.

На данный момент Вилков и его адвокат заявили отвод дознавателю Шашловой, поскольку считают, что она заинтересована в определенном исходе дела, поэтому «тащит его в суд всеми правдами и неправдами».

– Она отказала нам по ряду ходатайств, которые, на мой взгляд, ключевые для дела, – объясняет Сергей. – Например, я просил поднять материалы уголовных дел, где свидетели, по данным открытых источников, называют Курихина выходцем из «парковской группировки». Отвод еще не рассмотрен прокурором, во всяком случае мне об этом не известно. Постараемся обратить внимание Генпрокуратуры на это дело – чтобы его развалить, достаточно непредвзятому прокурору взглянуть на него один раз. На справедливость суда я, конечно, надеюсь, другое дело, что признать виновным меня можно будет, только если суд будет куплен. В любом случае, есть апелляционные инстанции, и я надеюсь, что внимание СМИ поможет не допустить беспредела.

Роскомнадзор и Верховный суд

20 июля стало известно, что Роскомнадзор (федеральное ведомство) попросил Верховный суд прекратить деятельность сайта «Общественное мнение». Первыми эту новость опубликовали информационное агентство «Взгляд-инфо» и интернет-газета «Четвертая власть».

Главный редактор «Общественного мнения» Алексей Колобродов тут же отреагировал на это на своей странице в «Фейсбуке»: «Очень странно. Нас никто не уведомлял должным образом. В местном Роскомнадзоре никто не в курсе. В федеральном ничего прояснить не могут. В информации на сайте ВС нет даже города «Саратов». Одна курихинская «Четвертая власть» в теме.

А 24 июля стало известно, что Верховный суд РФ принял в производство иск федерального Роскомнадзора к медиагруппе «Общественное мнение» о прекращении деятельности СМИ. Судебное заседание назначено на 20 августа. При этом до сих пор материалов дела редакция не получила. И, по словам Алексея Колобродова, предмет исковых требований им пока не ясен.

– Я могу, конечно, догадываться, по какому поводу этот суд, – прокомментировал ситуацию главный редактор «Общественного мнения» нашему изданию. – Речь, я думаю, идет о двух предупреждениях Рос­комнадзора по поводу появления на сайте нецензурной лексики. Первый случай – это 2014 год, и я с ним согласен – это была демонстрация народного видео, за которое поплатились многие информагентства Саратова. И второй случай, на мой взгляд, очень спорный – это публикация в нашем блоге «Антология саратовской поэзии» стихотворения Сергея Рыженкова со словом... в общем, многие не считают это слово нецензурной бранью. К тому же в отношении литературных произведений действуют несколько иные правила. Я думаю, это предупреждение можно оспорить. Тем более что похожий случай был недавно у «Новой газеты», и там Роскомнадзор в итоге отказался от своих претензий.

«Хирургическое» вмешательство

Также на прошлой неделе саратовской и федеральной прессе стало известно, что лидер «Ночных волков» байкер Александр Хирург Залдостанов обратился к начальнику ГУМВД по Саратовской области, генералу Сергею Аренину с просьбой принять меры в отношении журналистов «Общественного мнения». Текста самого письма в открытом доступе нет. Однако выдержки из него многие информагентства, в том числе федеральный «Интерфакс», приводят весьма пространные.

В частности, в них идет речь о том, что «в малых городах, таких как Саратов, проявляются ростки «пятой колонны», которые «в соответствии со своими фашистскими убеждениями, под маркой антифашистской риторики, распространяют информацию о необходимости сжигать российское посольство, советуют линчевать посла РФ или радуются фотографиям разрушенной Москвы». Также Залдостанов уверяет, что «эта «пятая колонна» размещает в открытом сетевом доступе нацистскую свастику и восторгается подрывами православных храмов». Имя «пятой колонны» байкер тоже в письме озвучивает: это «медиагруппа «Общественное мнение» во главе с Алексеем Колобродовым и Сергеем Вилковым».

Как сообщает «Интерфакс», полицейские уже начали проверку изложенной в обращении на имя начальника управления Сергея Аренина информации.

На что Алексей Колобродов на «Фейсбуке» заметил: «Это кто и когда Вилкова повысил до моего то ли зама, то ли содиректора? Я решительно протестую. Про пятую колонну – чрезвычайно пикантно, с моим-то многократно нотариально заверенным ватничеством...» («Общественное мнение» – единственный в Саратове официальный партнер информационного портала «Новороссия». – Прим. авт.)

Профессиональная разобщенность

Пока местное отделение СЖР придерживается «нейтральной позиции», воздерживаясь от «морально-этической оценки действия какой-либо из сторон», поскольку конфликт, по мнению этого представительства профессионального сообщества, «вышел далеко за рамки компетенции и профессиональных интересов, лежит в плоскости экономических и политических интересов», корреспондент Первого канала Георгий Олисашвили, долгое время работавший в Саратове и в свое время имевший некоторый профессиональный конфликт с «Общественным мнением», у себя на «Фейсбуке» заметил, что «издание «аналитика» (и его лично) жестко кошмарят на региональном и даже на федеральном уровнях. Я слежу за темой, и мне его жалко. В этой истории саратовского «Общественного мнения» плевать на личное отношение, качество издания и их позицию. Потому что с одной стороны – коллеги, а с другой – местные царьки, давно потерявшие чувство реальности. И Колобродова, каким бы гадом он ни был, надо поддержать».