По фекальным волнам

Оценить
На признание дома аварийным в бюджете города денег нет

Весна на Заречной улице в этом году выдалась нелегкая: жители дома № 27а остались без управляющей компании. Хотя после суровой зимы, когда весь дом сидел без отопления, жить стало несколько легче. Только лето – явление временное. А различные коммунальные проблемы – постоянные. И с каждым годом их не становится меньше, а даже наоборот. Но в борьбе с коммуналкой эти люди практически одиноки. Поэтому теперь они обращаются в СМИ.

Выселки Заводского района, остановка 20-й квартал. Вокруг одни пятиэтажки: высотная застройка сюда еще не добралась. Место живописное, если смотреть с дороги на выезд из города. И не заглядывать во дворы.

Пятиэтажка на Заречной, 27а, в официальных документах именуется как «многоквартирный дом». Бывшее общежитие коридорного типа с общей кухней на каждом этаже и с общей душевой кабиной – одной на пять этажей и сотню с лишним комнат. Никаких намеков на газон или клумбу в так называемом дворе: сбитое крыльцо, детские железные качели, установленные тут, видимо, еще в советские времена. И запах. Стойкий, легко опознаваемый запах текущей канализации.

– Канализация в доме течет больше двух десятков лет, – рассказывает жительница этого дома, активистка Надежда Кочерова, открывая тяжелую решетчатую дверь подвала. – Я живу тут уже все двадцать, и всё это время у нас затоплен подвал.

В подвале, действительно, стоит вода. Точнее, она не стоит – бурлит, бьет ключом прямо из-под бетонных плит.

– Сейчас с этой стороны дома она немного ушла, – объясняет Надежда и показывает мне «ватерлинию»: на стене четко виден след. Подвал завален мусором – там бутылки, пакеты, детский резиновый мячик. Где дно, не видно.

С торца у пятиэтажки пристроен вход в подвал. Сейчас вход туда заколочен. Но Надежда открывает мне эту дверь. Три ступеньки вниз, а дальше – серая зловонная жижа.

– Сухим он не бывает никогда, – резюмирует Надежда и поясняет: – Все двадцать лет мы боремся за то, чтобы эту воду откачали, а канализацию починили. Но увы.

Дом долгое время находился в управлении ООО «УК «Стройкомплект», но эта управляющая компания приказала долго жить, передав свое наследство другой управляющей компании – «Континент 2011», которая тоже совсем недавно обанкротилась. Стиль управления у обеих компаний был приблизительно одинаковый: собираем деньги, ни за что не отвечаем. Поэтому шансов на сухой подвал у дома № 27а по Заречной просто не было.

Сейчас дом уже целый месяц находится в управлении «ООО «Наш дом». В платежки жильцов исправно вписываются суммы на будущий капитальный ремонт (от 250 до 800 рублей с комнаты). Первоочередной задачей (на 2015 год) является ремонт крыши и систем холодного и горячего водоснабжения.

А вот замена системы водоотведения по графику капремонта запланирована аж на 2019 год. Правда, никто не готов сейчас сказать, насколько он вообще нужен, этот капитальный ремонт, и в каком состоянии фундамент. Дом уже натурально «плывет»: с «нижнего» по склону края по стене идут заметные трещины, а бетонная плита на крыше как раз над вторым входом в подвал, накренилась и грозится вот-вот упасть. Может, дешевле и безопаснее жильцов расселить? Но этот вопрос должна решать межведомственная комиссия. А она работает только по запросу от владельцев помещений.

Пакет документов, необходимых для того, чтобы инициировать рассмотрение вопроса о признании дома аварийным (а именно этого хотят добиться жильцы), стоит денег.

– Мы обращались в администрацию города с этим вопросом, – рассказывает Надежда. – Нам пришел ответ, что мы сами должны где-то взять 146 тысяч рублей, собрать документы и подать их на рассмотрение.

Где брать такие деньги жильцам бывшего общежития, особенно тем, кто занимает жилье по соцнайму, – тот еще вопрос. Кстати, в этом доме 17 комнат-квартир принадлежит муниципалитету. То есть город, как собственник жилых помещений, мог бы и сам заняться этим вопросом. Для этого есть даже решение Заводского районного суда, который обязывает администрацию города инициировать вопрос о признании этого дома аварийным. Решение это было принято 7 октября 2014 года, а суд обязал администрацию решить вопрос в течение двух месяцев. Уже прошло девять, но воз и ныне там.

Вначале администрация пыталась спихнуть решение этого вопроса на плечи жильцов. Однако суд второй инстанции оставил решение Заводского районного суда в силе. Сейчас муниципалитет, признав, что забота о городской собственности все-таки лежит на администрации города, запросил отсрочку: в бюджете Саратова просто нет на это денег.

В ответе на запрос редакции о том, когда администрация города исполнит решение суда по дому № 27а по улице Заречной, за подписью заместителя главы администрации города по градостроительству и архитектуре Андрея Гнусина, значится следующее: «Сейчас администрация района (Заводского. – Прим. авт.) не располагает ассигнованиями на расходы по инициированию процедуры признания аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции многоквартирного дома 27а по ул. Заречная. Фактически исполнить решение суда будет возможно после формирования и принятия бюджета на 2016 год».

А пока суд да дело, вокруг этого дома разворачивается непонятная борьба – периодически возникают какие-то непонятные молодые люди, которые пытаются попасть в подвал и представляются бригадой от администрации района, а в администрации района ничего об этом не знают. То управляющая компания склоняет жильцов к тому, чтобы деньги за капремонт платить в «общий котел», а жильцы сопротивляются. Плюсом к тому добавляется отсутствие отопления в течение всей зимы 2014–2015 года, и не очень ясно, будет ли нынешней зимой. А все попытки решить этот вопрос натыкаются на глухое молчание обанкротившейся «управляйки» и ряда чиновников районной администрации.

Получается, что борьба за качество жизни (а может быть, уже и за выживание?) – это борьба с ветряными мельницами. Только исход у нее может быть очень печальный.