Дом «лучшее из лучшего»

Оценить
Здесь жили ректор, профессора и доктора наук, будущий народный артист и председатель райисполкома

Два двухэтажных деревянных, обложенных кирпичом здания на углу улиц Московской и Чапаева по документам дореволюционной поры были записаны на Подклетнову Веру Романовну, жену мещанина. Это были доходные дома в стилистике модерна, соединенные каменной аркой, с комфортабельными квартирами для обеспеченных жителей, поэтому всё дворовое место занимают постройки, оставляя лишь немного пространства для небольшого дворика без всякой растительности.

С начала 1870-х годов это дворовое место с деревянным флигелем и службами принадлежало купцу II-й гильдии Ф. Г. Тумакову, и к началу нового века оно оценивалось около трех тысяч рублей. В конце 1900-х годов домовладение покупает хвалынский мещанин Н. А. Подклетнов, разбогатевший приказчик одного из больших магазинов города, специализировавшегося на продаже хозяйственных вещей и всякого рода предметов для обихода. Он сломал ветхие постройки прежнего домо­владельца и на их месте выстроил в 1908–1909 годах два двухэтажных доходных дома. Автором проекта был Юрий Николаевич Терликов, младший инженер Строительного отделения губернского правления. Он автор многих известных в Саратове зданий – Свято-Никольской церкви на улице Б. Горная, Николаевского храма в Крестовоздвиженском монастыре на улице Покровской (Лермонтова), типографии «Товарищества Г. Х. Шельгорн и К°» на улице Казарменной (Университетской), здания Казённой палаты на углу Б. Кострижной улицы (Сакко и Ванцетти), а также многих других.

В конце ноября 1909 года, ещё до торжественного открытия Николаевского Императорского саратовского университета, на втором этаже углового дома по Московской снял большую квартиру магистр физики, создатель физического института в саратовском университете и его строитель, профессор и будущий ректор университета В. Д. Зёрнов. Ученик и друг знаменитого профессора П. Н. Лебедева, Зёрнов стал крупным и оригинальным исследователем, получившим степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации. Вот что он писал в своих воспоминаниях об этом доме: «...Я всё же снял другую квартиру в 6 комнат в совершенно новом доме Подклетнова на углу Московской и Ильинской улиц. Дом был двухэтажный, смешанной постройки, то есть деревянный, но снаружи обложенный в один слой кирпичом. <...> Когда я начинал свою профессорскую деятельность, нельзя было и предположить, чтобы в квартире профессора не было отдельного кабинета, общей комнаты – гостиной, под которую всегда отводилась самая большая комната квартиры, отдельной столовой и, в зависимости от числа детей, одной или двух детских, ну и, конечно, отдельной спальни. Одну комнату я специально отвёл для приёма родителей. При кухне имелась комната для прислуги. Ванна и прочие «удобства» – всё было исключительно хорошо оборудовано. Подклетнов, хозяин, главный приказчик большого магазина, <...> конечно же, для своего дома выбирал лучшее из лучшего».

Среди жильцов остальных квартир был коллега и друг В. Д. Зёрнова Б. И. Бируков, профессор кафедры зоологии университета. Они часто бывали друг у друга в гостях, устраивали совместные вечера и праздники.

Начиная с 1913 года в доме поселились и другие университетские профессора. Особо надо отметить профессора по кафедре офтальмологии с клиникой К. А. Юдина, создавшего эту кафедру с нуля.

В другой квартире обитал с семьёй профессор по кафедре семиотики и врачебной диагностики университета Н. С. Троицкий. Часть жильцов представляли частнопрактикующие саратовские врачи, например хирург Н. И. Ковалевский, дантист З. С. Рейхман, которые в своих квартирах устроили кабинеты для приёма больных. В нижних этажах располагались магазины и даже фотографическое заведение.

Революция 1917 года внесла свои коррективы в имущественные отношения. В дневниках М. Д. Соколова за 01.01.1930 года есть такая запись: «Арестовали также Фоминых и стариков Подклетновых. Говорят, что всех вышлют на Север». Все частные дома социально чуждых советской власти были «социализированы».