Стой! Не стой где попало!

Оценить
В городской администрации придумали, где строить парковки

Городские власти дозрели до решения проблемы нехватки парковочных мест в городе Саратове. В администрации города появилось понимание, в каком направлении нужно двигаться и даже был разработан кое-какой план действий. Тема парковок стала основной на заседании комиссии по промышленности, транспорту, связи и торговле Саратовской городской думы, состоявшемся в минувший четверг.

Представители муниципалитета рассказали депутатам о планах сделать платными парковочные карманы в городе, построить подземную парковку под Театральной площадью, ограничить въезд автотранспорта в центральную часть города и других. В ходе обсуждения намерений городских властей случайно выяснилось, что областное правительство (его руководство и просто сотрудники) незаконно используют под парковку кусок городской земли между Театральной площадью и областной научной библиотекой.

Ограничить и поделить

О том, что необходимость что-то решать с парковками в Саратове назрела и обострилась, потому что ежегодно увеличивается количество легкового автотранспорта, рассказывал глава городского дорожного комитета Валерий Данилин. Неконтролируемое размножение легковых авто оборачивается пробками, затрудняющими движение общественного транспорта и машин экстренных служб. Но это еще и сложность уборки улиц, ведь припаркованные везде автомобили просто не дают городским службам нормально убрать мусор, грязь, снег и прочее. А еще это в целом снижение уровня безопасности дорожного движения.

Особенно сложно ситуация выглядит, по словам Данилина, в центре города, где находится множество офисных и торговых комплексов, к которым, соответственно, и стягиваются в массовом порядке саратовцы, вынужденные парковаться (из-за дефицита парковочных мест) где повезёт и как придётся.

Один из способов решения этой проблемы – ограничение въезда в центр города на личном авто. До сих пор этот вариант существовал для чиновников только в виде идеи. Теперь она начала обретать реальные очертания. Её уже закрепили в своего рода программе развития городской парковочной сети, которую разработали в муниципалитете.

Как сказал Валерий Данилин, специалистами городской администрации подготовлена схема размещения временных и постоянных парковок, а также проведена работа по зонированию центра города с целью перераспределения и снижения транспортной нагрузки на эту часть Саратова. Всего выделено три зоны: 1) зона преимущественно пешеходного движения, 2) зона ограниченного использования автомобильного транспорта и 3) зона свободного использования автотранспорта.

Площадь «над», гараж – «под»

В двух первых зонах, которые охватывают в основном центр города, предполагается строительство механизированных (элеваторных, карусельных, роторных) парковок малой вместимости, а также парковки для автомобилей сотрудников предприятий на территории самих предприятий, если, например, вынести их за пределы исторической части города невозможно. Здесь же, как мечтают чиновники, когда-нибудь будут построены и подземные многоуровневые гаражи.

В городской администрации даже определились с местами размещения будущих парковок и гаражей в центре Саратова. По словам Данилина, в условиях плотной застройки центральной части города использовать под строительство и размещение парковок можно только свободные участки. Например, Театральную площадь. Многоуровневый гараж разместить предлагается под ней. Земельный участок, занимаемый театральной площадью (около 18 тыс. кв. м) уже поставлен на кадастровый учёт и сейчас готовится конкурсная документация. Другими словами, администрация города готовится разыграть «Театралку» на конкурсе и сдать её в концессию какому-нибудь инвестору.

Такие же объекты могут появиться и под площадью имени Киселёва (перед новым тюзом) или площадью им. Чернышевского (напротив парка «Липки»). Рассматриваются также площадь им. Кирова (со стороны Мирного переулка), площадь перед зданием городской администрации (рядом с областной думой, где сейчас находится открытая автостоянка) и другие места.

Пора брать плату

Зона свободного использования автомобильного транспорта располагается вокруг первых двух зон и в периферийных районах города. Здесь тоже нужны и предполагаются парковки разных видов, в том числе «перехватывающие», и гаражей-стоянок, в том числе и в жилой зоне.

«Необходимо сформировать общегородскую систему автостоянок, перехватывающих потоки легкового автотранспорта на подходах к центральной части города, вблизи остановок общественного городского транспорта. Это нужно для того, чтобы автовладелец мог оставить свой автомобиль на стоянке и продолжить свой путь на общественном транспорте», – пояснял Валерий Данилин.

На реализацию этих планов потребуется очень много денег. Сколько именно, вслух даже не говорят. По словам Данилина, на все вопросы по источникам финансирования, сроках строительства и технико-экономических показателях можно будет отвечать только после того, как придут конкретные инвесторы и подпишут концессионные соглашения на реализацию соответствующих проектов. Пока же в городской администрации пристально изучают возможность запуска пилотного проекта по взиманию платы с горожан-автомобилистов за парковку в уже существующих в Саратове парковочных карманах. Попробовать хотят на кусочке центра города ограниченного улицами Московская, Советская, Рахова и Горького. Здесь насчитали 1750 машино-мест в парковочных карманах. Реализация этой идеи, по словам Данилина, может стать первым этапом реализации всех остальных муниципальных планов на развитие парковочной сети.

Однако, как считают в муниципалитете, строительства многочисленных парковок, стоянок и гаражей все равно недостаточно для окончательного решения проблемы загруженности центра города автотранспортом. Глава дорожного комитета города Саратова уверен, что одновременно нужно ужесточать штрафы за парковку вдоль улиц, развивать благо­устроенные пешеходные зоны, ограничивать в историческом центре количество крупных торговых и офисных зданий, к которым стягиваются транспортные потоки. Торговые и офисные центры, по словам Данилина, строить нужно за пределами центра города, а конкретно в тех местах, которые специально для размещения таких объектов предусмотрены Генпланом Саратова.

А где парковка? И чья парковка?

Обсуждали планы городской администрации депутаты недолго. Все согласились, что эта проблема решения ждёт давно и дело наконец потихоньку сдвигается с мёртвой точки. Депутат Андрей Иващенко не сдержался и укорил муниципалитет за то, что и инвесторы, готовые заниматься строительством городских парковок (многоуровневых, автоматизированных, каких хотите), в город уже вошли – ещё четыре года назад, но результата до сих пор нет. По мнению Иващенко, чиновники администрации недостаточно хорошо работают с инвестором. Надо было помочь ему и посодействовать.

В частности, депутат интересовался судьбой инвестора и его проекта по строительству многоуровневой парковки в пределах улиц Чапаева, Киселёва, Рахова и Б. Казачьей. Иващенко требовал объяснений причин отказа администрации в предоставлении участка инвестору.

Андрей Гнусин, заместитель главы администрации по градостроительству и архитектуре, пояснил депутату, что квадрат, очерченный вышеназванными улицами, вообще-то плотненько застроен и администрация города не имеет никаких прав выделять там участки и кому-то их предоставлять. Инвестор, выступивший с таким проектом, выкупал там земли самостоятельно. Но того, что он смог приобрести, не хватило для размещения того объекта, который он запланировал. Поэтому и никаких разрешений на строительство оного не получил. Если он доберёт площадь до нужного размера, его проект пересмотрят.

Депутат Александр Дегтярев поинтересовался, будут ли стоянки в районе Привокзальной площади и Городского парка. Чиновники ответили, что планы по строительству парковок в этих районах у города есть. Ещё депутаты вспомнили про парковку за областной библиотекой со стороны Театральной площади. Всех интересовало, кому она принадлежит. После некоторого замешательства Андрей Гнусин и Валерий Данилин ответили, что прав аренды на этот участок нет ни у кого. Вернее, они не оформлялись, но фактически это парковка областного правительства. По словам чиновников, так исторически сложилось. Должностные лица и лица, приезжающие в правительство области, оставляют свои машины на этой территории (огороженной, кстати, со шлагбаумом и охраной). Непродолжительная немая сцена закончила депутатское обсуждение парковочного вопроса.