Мушка, Хильда, Гуссана и другие

Оценить
Содержание питомника обходилось казне дешевле одного стражника

Саратовская полиция была создана в мае 1798 года. В 1912 году возникла мысль привлечь к розыскной службе собак. Отечественное служебное собаководство тоже делало тогда первые шаги: собак для розыскной службы завезли в Россию только в начале ХХ века.

С 1909 года в Петербурге начало действовать «Российское общество поощрения применения собак к полицейской и сторожевой службе» под председательством принца А. П. Ольденбургского. (почётным членом общества был председатель Совета Министров П. А. Столыпин). При обществе организовали специальную школу дрессировщиков собак с трёхмесячными курсами для полицейских и жандармов. Для изучения азов «науки о собаках» в Петербург были командированы и наши земляки – начальник Саратовской школы полицейской стражи Завистовский и урядник царицынской уездной полицейской стражи Юртов.

Школа полицейской стражи была открыта в Саратове для обеспечения квалифицированными кадрами образованной в 1903 году структуры – уездной полицейской стражи. Новое учебное заведение располагалось в доме № 20 (до настоящего времени не сохранился) на Аничковской (часть современной ул. Рабочей, между ул. Радищева и Чапаева. – Н. С.) улице. Время диктовало возросшие требования к сотрудникам уголовного сыска. Поэтому поступавшие в школу должны были иметь «достаточный рост и представительную внешность» и сдать вступительные экзамены. В обязательную программу экзаменов входили диктант, знание четырех действий арифметики, умение бегло читать «по печатному» и связно пересказать прочитанное. Процесс обучения и распорядок в школе были жёсткими. Здесь не только изучали необходимые предметы (с 8:00 до 12:00), но до трёх часов ежедневно уделялось гимнастике, приёмам фехтования на шашках, стрельбе.

В 1912 году начальник Саратовской школы полицейской стражи Завистовский и урядник царицынской уездной полицейской стражи Юртов приобрели в питомнике «Российского общества поощрения применения собак к полицейской и сторожевой службе» семь собак, одна из которых прошла курс дрессировки в Германии. Остальных обучали в Санкт-Петербурге. При покупке предпочтение отдавали собакам трех пород: немецкая овчарка, доберман-пинчер и эрдельтерьер. В дальнейшем выяснилось, что эти породы действительно оказались наиболее пригодными к нашей местности (с успехом применялась также помесь доберман-пинчера с эрдельтерьером).

Пять собак были оставлены при школе стражников и составили местный питомник, две – отосланы в Царицынский уезд. Собаки начали давать потомство, которое рассылалось по уездам. Через год из питомника в Петербурге выписали еще двух немецких овчарок. К 1914 году количество полицейско-розыскных собак составляло 34. Их возраст колебался от двух месяцев до пяти лет.

Помещение для собак в школе стражников представляло собой коридорную систему с двором и небольшим садом, обнесенным сетчатым забором. Там же находился и бассейн, который заполнялся водопроводной водой. В уездах собаки помещались либо при казармах, либо при квартирах дрессировщиков. Лишь в Царицыне для четвероногих помощников был построен специальный собачник.

В среднем на одну собаку в день тратилось около двух рублей. Содержание питомника за один год обходилось дешевле содержания одного стражника. Дневной рацион собак состоял приблизительно из 1 фунта (0,4 кг) мяса и такого же количества крупы. Обязанности по уходу за собаками и оказанию им медицинской помощи были возложены на дрессировщиков, прошедших одновременно с курсом дрессировки курс ветеринарии и зоогигиены. В школе стражников за всем этим наблюдали заведующий и ветеринарный врач.

Уже 1914 год показал неплохие результаты применения собак для несения сторожевых и розыскных работ в Саратовской губернии. Две молодые собаки помогли раскрыть кражи на сумму 1600 рублей. Имел, конечно, место момент «психологического давления» на людей с нечистой совестью. Наблюдались случаи, когда благодаря присутствию розыскной собаки на месте преступления нервы воров сдавали, и они подбрасывали краденое. Были среди собак свои герои. Например, при розыске или задержании воров в самые первые годы существования саратовского питомника отличились собаки по кличке Мушка, Хильда, Гуссана и другие.