Министр Пожаров взял на себя ответственность

Оценить
А никто больше и не хотел

Очень тяжело сейчас выступать чиновникам, ответственным за экономическую составляющую жизни в регионах. Условия развития уж больно неясные. Кризис есть, но говорить о нем лучше не стоит. Проблем полно, но решения в основном зависят от федерального центра. Импортозамещение объявлено, но механизм процесса не ясен. Денег в бюджете в обрез, а как увеличивать налогооблагаемую базу в условиях жестких межбюджетных отношений, один бог ведает. Поэтому что оставалось делать министру Владимиру Пожарову на коллегии, посвященной итогам года прошедшего и планам на наступивший? Только встать и сказать: «Я сегодня за всех буду отвечать». И правильно решил. Потому что содокладчики ничего нового все равно бы не добавили.

Вопрос банкротств остался нераскрытым

Большая часть доклада была посвящена итогам социально-экономического развития Саратовской области. Год к году вышел с плюсом почти по всем показателям, кроме объемов услуг связи и грузооборота. Численность безработных тоже меньше ста процентов, за которые принят результат 2013 года, но это же на самом деле плюс, а не минус.

Инвестиционная политика в области била ключом, цвела и пахла – как еще можно охарактеризовать ситуацию, когда всё движется быстро и в нужном направлении? Введены в эксплуатацию семь новых заводов. Ставка на реализацию крупных проектов оправдала себя. Всего в прошлом году 15 инвесторов завершили 20 проектов и создали 1800 новых рабочих мест. В активной фазе еще 37 крупных проектов с общим объемом инвестиций около 130 млрд рублей. Еще 17 инвесторов держим дополнительно «в уме». В 2015 году планируются инвестиции на уровне 100 млрд рублей. Но главное – это создание 10 тысяч рабочих мест.

Правительство Саратовской области одно из первых среди правительств регионов РФ разработало пять «дорожных карт», облегчающих инвесторам отношения с муниципалитетами. И таким образом сократило время предоставления муниципальных услуг инвесторам в среднем на 35 процентов. А есть еще «70 практик регионального управления» – это сборник тезисов заявок для инвесторов. И он уже одобрен в федеральном центре и рекомендован к использованию на всей территории страны.

Внешнеэкономическая деятельность ширилась за счет контактов. Предпринимательский климат улучшался за счет совершенствования нормативно-правовых актов и небольших, но всё же денег в поддержку отдельных бизнесменов. Люди, занятые бизнесом, собирались на форумы и на круглые столы. Потребительский рынок рос. Лицензий на продажу алкоголя покупали больше, а значит, больше денег в виде пошлин попадало в областной бюджет. При размещении муниципальных и областных заказов была достигнута видимая экономия. И вообще там навели порядок, сократив всего до 5 процентов число сделок стоимостью меньше 100 тысяч рублей, где и конкурсов никаких проводить не нужно. Контроль, контроль и еще раз контроль – и вот уже в бюджете сохранился, а не пошёл по шаловливым рукам организаторов и участников закупочных мероприятий почти миллиард рублей. Общая стоимость областных и муниципальных закупок составила в 2014 году почти 24,5 млрд рублей.

Владимир Пожаров опытный докладчик. Практически не меняя тональности, то есть буднично, он рассказал о том, как видит работу министерства в кризисный 2015 год. Уже сформирован антикризисный коалиционно-совещательный орган. Основные антикризисные меры будут направлены на поддержку предприятий, стимулирование спроса и расширение рынков сбыта. Они вырастут за счет развития территориально-производственных кластеров, межотраслевой кооперации, расширения экспорта, импортозамещения по основным группам продуктов питания. Это, конечно, общие слова, и министр такой критический взгляд предполагает. Потому говорит и про конкретику. Министерство будет и дальше работать над тем, чтобы все чиновники сокращали сроки выдачи документации. Незыблемым приоритетом назван контроль за выплатой заработной платы и незаконными увольнениями работников предприятий. Министерство будет даже отслеживать процесс банкротства предприятий, чтобы не допустить преднамеренных. Или сократить их число? Вот этот вопрос остался лично для меня не проясненным.

Очень бы хотелось знать, начало ли министерство отрабатывать эту архиважную тему. И есть ли политическая, как говорится, воля установить контроль за конкурсными управляющими, работающими в регионе. И думают ли в нашем минэкономе о том, чтобы посмотреть внимательнее на предприятия, которые уже сейчас находятся в банкротном судопроизводстве. Что и кто выиграет в результате? Налоговый орган пополнит бюджет, если именно он выступал заявителем? Сохранятся ли рабочие места после смены собственника? В чьи руки уйдет государственная собственность на землю, например, в результате торгов? И за сколько? Ответы на эти вопросы могли бы дать представители налогового органа, Росимущества, Росреестра и Арбитражного суда Саратовской области. Но, судя по всему, они еще не научились работать с минэкономом на горизонтальном уровне.

При выполнении социальных обязательств, которые, конечно, будут выполнены, иначе нельзя, продекларирован принцип адресности. Никаких бонусов от государства тем, кто крепко в материальном плане стоит на ногах. Деньги – нуждающимся. Судя по всему, этот же принцип будет исповедоваться в отношении муниципалитетов. «Каждый руководитель муниципалитетов будет выступать фактически антикризисным менеджером», – заявил министр Пожаров и посоветовал ежедневный мониторинг ситуации.

На региональном уровне тоже обещают мониторить. И особое внимание уделять проблеме вовлечения в оборот недвижимого имущества. Потому что сбор имущественных налогов – это практически и вся налоговая база, подконтрольная хоть как-то органам местного самоуправления. «Приложим усилия совместно с прокуратурой и МВД для наведения порядка в жилом секторе», – пообещал Владимир Пожаров.

Не надо обманывать и обманываться

Уполномоченный по делам предпринимателей, президент региональной торгово-промышленной палаты Максим Фатеев поделился результатами анкетирования предпринимателей. Он был сделан в конце 2014 года.

У бизнеса есть и надежды, и обиды, как выяснилось. Обещали заморозить налоги на четыре года, но все налоговые законы остаются в силе. Стоимость услуг железнодорожных перевозок растет, стоимость заемных денег пугает ставкой в 38 процентов. При этом банковский сектор затаился, свернуто большинство программ кредитование.

Банки – это тоже бизнес, и Максим Альбертович рассказал, как увеличение ключевой ставки поставило в сложное положение кредитные учреждения. Они вынуждены были трехкратно ужесточить условия кредитования. «Есть надежда, что большая государственная финансовая антикризисная поддержка банков поможет восстановить кредитование. Но весь вопрос, когда она заработает. У бизнеса практически не осталось ни времени, ни сил, ни ресурсов ждать», – заключил президент региональной ТПП.

Очень осложняет жизнь предпринимателей и отсутствие института венчурного финансирования, о котором уже много лет говорит правительство РФ. Малый бизнес не может рассчитывать на получение стартового капитала, а без него запустить новый бизнес проблематично. Добавьте к этому нестабильность экономики и политики, завышенные тарифы на подключение к монополистам.

В этих условиях очень легко понять желание саратовских предпринимателей прекратить деятельность вовсе. «Чемоданное настроение тоже не редкость», – говорил Максим Фатеев.

Федеральным уровнем власти продекларирована передача на региональный уровень возможности снижения налогов для бизнеса, работающего по упрощенной схеме налогообложения с 6 до 1 процента от дохода и снижение ЕНВД с 15 до 7,1 процента. Но главный-то вопрос остается: воспользуется ли этим правом наш регион в условиях бюджетного дефицита?

«Сегодня архиважно, как говорил классик, сделать максимально доступной всю информацию о реализованных мерах, а механизм этих мер – открытым и прозрачным, – убежден Максим Альбертович. – Не надо обманывать и обманываться. Потери неизбежны. Какими они будут, зависит от того, как быстро мы будем реагировать на ежедневные макро– и микроэкономические вызовы».

Берем пример с Израиля. И не только

Николай Яшин рассказывал о региональной системе импортозамещения в условиях санкций. Он заместитель директора по научной работе и инновациям социально-экономического института. Он знает, о чем говорит, когда напоминает, что государство не препятствовало наращиванию импорта во всех отраслях экономики и во всех сегментах нашей жизни. За последние годы импорт в нашей стране увеличился в 10 раз. И большая часть импортных продуктов приходится именно на те страны, что ввели санкции: «объявленные Западом санкции актуальны практически для всех секторов реальной российской экономики, продовольственного и банковского сектора».

20 января принят план содействия импортозамещению. Николаю Сергеевичу он не очень нравится. Слишком всё разбросано в этом плане. «Импортозамещение – это не замена одних бананов другими, – говорил он. – Нужно сосредоточиться на реальном секторе экономики. В реальном секторе – это политика, направленная на поиск новых инновационных путей. У нас не хватает средств? А про концентрацию капитала в добывающей промышленности забыли? Перетаскивание капитала надо прописать в стратегии».

Слабым местом развития нашего региона, по словам ученого, является малый бизнес и проблема нехватки квалифицированных специалистов. Слабым местом для всей страны он называет коррумпированность экономики. И предлагает присмотреться к опыту стран, которые уже прошли экономические санкции: «30 лет назад Израиль за 1,5 года смог проблему решить. Доллар стоил более тысячи шекелей, через полтора года 4–6».

Возвращаясь к региональному уровню, Николай Яшин посоветовал «не зацикливаться на регионе». «Развитие взаимодействия с другими регионами и странами, не входящими в режим санкций, – правильный путь. Нужно создавать торговые представительства в других странах, которые пока не имеют отношения к западным санкциям. Устанавливать связи. Но и от тех стран, которые объявили санкции, тоже не отворачиваться. Нам обслуживать оборудование нужно в обход санкций. Запчасти-то можно получать через какие-то дочерние структуры».

Надо звать на помощь общественность

Неприятно удивил председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Саратовской области Александр Степанов. Он вроде начал с хорошего: «Задачу ставлю хоть чуть-чуть помочь движению вперед». И, как правило, он всегда славился интересными выступлениями, сравнивая экономические показатели и экономический прогресс. А здесь вдруг взялся сопоставлять число страниц в документах федерального и областного министерства экономики. Сотни страниц, бе­зусловно, всех раздражают. Но хвалить федеральный центр за всего 19 страниц плана антикризисных действий образца 2015 года не профессионально. Потому что тот план, поверьте мне, Александр Алексеевич, и 19 страниц не стоит.

Владимир Пожаров тоже расстроился, похоже, от неконструктивной критики и выдал тайну, что антикризисный план области «больше раз в 10 будет». Александр Степанов пообещал ему, что в таком случае «программа не будет воспринята, по крайней мере моими коллегами в общественной палате». «И я помогу такому отношению. Ну нельзя в куче документов увидеть стратегические решения. Мы сейчас опять в текучке утонем и будем вспоминать детали 2009 года. Бумажки рисуем! Я готов это сказать. А вам трудно, даже если вы со мной согласны», – сказал он.

Кстати, об итогах развития. Доля влияния минэкономики на всю территорию не очень велика.

«Мы с вами не чувствуем результата. Почему области нет в ассоциации 14 инновационных регионов страны? – спрашивал Александр Степанов, но у самого у него ответа не было, хотя он саратовскую экономику знает, как свои пять пальцев. – Ульяновск, Самара, даже Мордовия там есть, а нас нет. Чубайс рассказывал про 22 проекта инновационных. 14 – в чистом поле. У нас таких проектов нет». По словам Степанова, область пожинает плоды «недостаточной открытости министерства, недостаточности взаимодействия с экспертами, наукой и общественностью». И вот этот навязчивый мотив про выстраивание отношений с экспертами и общественностью показывал, что Александр Степанович очень изменился, работая в общественной палате. Он перестал быть человеком смелых идей, а был похож на какую-то копию руководителя палаты общественников Александра ландо.

У Большеданова нашлись очень важные страницы

Заместитель председателя правительства Павел Большеданов, подводя итоги заседания, был краток. Сказал, что работа министерства экономического развития изменилась за последние годы и, утратив аналитические функции, сосредоточена на тех, что население потребляет напрямую. И выполняет, по его мнению, вполне нормально. Но горячее всего, «с огоньком» обсуждается совсем другой вопрос.

«Согласен, что 300 страниц никуда не годится. Но вот открыл самый простой незамысловатый документ, который называется письмо министерства промышленности РФ с перечнем по импортозамещению. Вот я еще не долистал, но мелким шрифтом 50 страниц наименований тех продуктов технологических, которых нет. Вот смотрите, транзисторы СВЧ. 100 процентов импорт. Стоит задача к 2018 году выйти на некоторые параметры. Это бесценный документ для бизнес-сообщества. Только вот в таких планах смысл деятельности. Этот документ ценнее, чем посылы про смягчение кредитной политики. Потому что в нём кладезь для приложения усилий бизнеса. Вот такая конкретная постановка вопросов нужна всем министерствам. Остальное болтовня».