Летим, едем, ползём, стоим

Оценить
Девять десятых региональных дорог не отвечают нормативным требованиям

Треть ДТП в области происходит из-за плохих дорог. Уже свыше 90 процентов региональных дорог в Саратовской области не подходят под нормативные требования. Ежегодно степень их разрушения только увеличивается. Но ни о каком масштабном капитальном ремонте говорить по-прежнему не приходится. Дорогам всего лишь не дают окончательно погибнуть, ежегодно проводя на них ямочный ремонт. Так было в позапрошлом и прошлом годах, так будет и в текущем. На минувшей неделе министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области подвело итоги 2014 года и рассказало о планах на 2015-й.

В ноябре 2013 года сообщалось, что более трёх четвертей региональных дорог (под «региональными» понимаются дороги, связывающие районы области) в Саратовской области находятся в неудовлетворительном состоянии (см. публикацию «Потеряли несущую способность» в номере нашей газеты от 12.11.2013 г.). И вот глава областного минтранса Николай Чуриков сообщил новые данные: нормативным требованиям не отвечает уже 91 процент региональных дорог, а межремонтные сроки и нормативное содержание не соблюдаются на 100 процентах из них. «То есть с каждым годом степень разрушения дорог увеличивается», – пугал тенденцией министр. По словам чиновника, сегодняшнее состояние дорог не соответствует «уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки».

Неизбежная «ямочность»

Причины такого невесёлого положения дел вполне понятны: денег на полноценное восстановление дорог в областном бюджете нет, выделять такие внушительные суммы из федерального бюджета тоже никто не собирается. Поэтому опять на первый план выходит «эффективное использование бюджетных средств», а значит, основной задачей остаётся обеспечение сохранности дорог. Другими словами, как и в минувшем году, в 2015-м региональная дорожная сеть может рассчитывать преимущественно на ямочный ремонт, который будет проведён на 8,5 тысячи километров. По мнению министра, в сложившихся условиях это будет разумнее, чем на те же деньги строить дороги заново или ремонтировать их капитально. Хотя полноценные ремонтные работы (капитальный ремонт и ремонт) в текущем году тоже планируется провести, но только на 105 км дорог.

Зато продолжатся работы по передаче региональных дорог в федеральную собственность – логично, что нищий областной бюджет пытается отделаться хотя бы от части затрат, спихнув их федеральной власти. Тем более что власть это вполне заслужила.

Ожидать каких-либо быстрых улучшений в настолько запущенной ситуации, да ещё на фоне всероссийского экономического спада, было бы слишком наивно, что косвенно подтвердил заместитель председателя областного правительства Валерий Сараев. «Конечно, это проблемы не одного дня и не одного года, – заметил Сараев и тут же попытался приободрить собравшихся: – Они будут решаться. Таким коллективом мы преодолеем те проблемы, которые есть». На этом фоне намеки министра Чурикова на возможные позитивные тенденции («В этом году мы приступим к приведению дорог и мостов в нормативное содержание и сделаем первые шаги в направлении к модернизации сети дорог») звучали как-то слишком оптимистично.

Больше сборов, больше штрафов

В наступившем году нужно удвоить объёмы дорожного строительства – во всяком случае именно такие задачи были поставлены президентом Путиным. По словам Чурикова, для исполнения этого поручения в Саратовской области будет необходимо построить не менее 30 км автодорог. На эти и другие цели в бюджет области из федеральной казны прогнозируется поступление около 1,3 млрд рублей.

Возможно, придется решать и вопрос с перегрузкой на дорожное покрытие: дело в том, что существующие в области автодороги рассчитаны выдерживать вес, который заметно ниже осевых нагрузок современных автомобилей. «Превышение осевых нагрузок – один из главных факторов сокращения службы дорожного покрытия», – отчитывался министр Чуриков. По его словам, в области планируется активизировать работу постов весового контроля. «Учитывая перспективные изменения федерального законодательства планируется участие в пилотном проекте федеральной целевой программы по созданию системы взимания платы с транспортных средств, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн», – сообщил чиновник.

Увеличить поступления средств в областной бюджет планируется за счёт штрафов, выписываемых ГИБДД. В 2014 году доходы от этого «вида деятельности» превысили 493 млн рублей, что в 2,3 больше, чем в 2013 году. В 2015 году этот показатель планируют увеличить ещё на 15–20 процентов. Сделать это намереваются «в том числе за счёт обновления материально-технической базы». По всей видимости, речь в данном случае шла об автоматизированной системе видеофиксации, которую Чуриков назвал «самым эффективным способом сокращения ДТП и улучшения дисциплины участников дорожного движения» на данный момент.

Как не стать философом

В ходе мероприятия Валерий Сараев напомнил, что около трети ДТП в регионе происходят по причине некачественного дорожного покрытия (ещё в 2014 году сообщалось, что рост аварий по этой причине в Саратовской области составил 50 процентов – самый высокий показатель в ПФО). Сможем ли мы повлиять на снижение этих страшных цифр, увеличив объёмы ямочного ремонта? Такой вопрос был задан руководителю дирекции автомобильных дорог Михаилу Шалыганову.

Чиновник ответил, что повлиять будет можно, но только без системного подхода по ремонту и капитальному ремонту толку от этого всё равно будет немного. «Одним «содержанием» добьёмся мало. Эффект будет, но не настолько всеобъемлющий», – пояснил Шалыганов. Такой ответ Сараева явно не устроил, и он повторил свой вопрос.

Представитель дирекции начал рассказывать, что прямой связи между качеством дорог и количеством ДТП, вероятно, нет, а есть только сопутствующие условия, которые «могут повлиять на возникновение ДТП или не могут». Далее он попытался ещё раз пояснить, сколько километров можно будет отремонтировать на имеющиеся средства, но был прерван зампредом. «Мы уже слышали это в вашем докладе. Так сможем повлиять или нет?» – в третий раз спросил Сараев. «Повлияем однозначно», – ответил Шалыганов.

«Вот это мы и хотели от вас услышать, – быстро прервал его Сараев. – По профессии вы не философ, а руководитель конкретной отрасли, постановочную задачу которой сегодня мы озвучиваем...»

Поехали

Любопытными итогами закончился минувший год для транспортного комплекса области. Разумеется, чиновники не преминули вспомнить, что движение по автомобильному мосту Саратов – Энгельс было открыто с опережением графика, а еще была решена проблема плохого состояния причальной стенки саратовского порта. Может быть, именно поэтому в минувшем году областной водный транспорт перевёз в 2,4 раза больше пассажиров, чем в позапрошлом.

Явные успехи прослеживаются и в работе воздушного транспорта: в 2014 году им было перевезено на 26 процентов больше пассажиров, чем в 2013-м. Было отмечено, что на территории ПФО продолжается реализация пилотного проекта по развитию региональных перевозок, в рамках которого двумя авиакомпаниями осуществлялись перевозки в Казань, Самару, Оренбург, Ульяновск и Нижний Новгород. «Саратовские авиалинии» открыли новые направления полётов в Испанию, Италию, Болгарию, Грецию, Чехию.

 


[кстати сказать]

«Железной дорогой поставлены невыполнимые условия»

Сокращенные пригородные электрички, видимо, придется земенять автобусами

Не обошлось на коллегии и без наболевшей темы сокращения пригородных железнодорожных перевозок. Из-за финансовых разногласий между ОАО «РЖД» и правительством Саратовской области в минувшем году в регионе была сокращена половина маршрутов электричек. Как ранее заявлял заместитель председателя областного правительства Валерий Сараев, сокращённые маршруты планируется заменить автобусными перевозками. По словам директора государственного учреждения «Управление пассажирских перевозок» Александра Казыева, в 2014 году для этих целей уже были реанимированы некоторые отменённые ранее автобусные маршруты. Что будет в 2015 году – пока не известно. «В летне-весенний период всё будет зависеть от состояния дорожного покрытия, – пояснил Казыев. – Если мы хотя бы присыплем там щебнем...»

Вопрос о том, будут ли в 2015 году в Саратовской области продолжать работать электрички, пока не прояснён. «Сегодня железной дорогой поставлены такие условия, которые бюджетом нашей области просто невыполнимы, – напомнил Сараев. – Те 25-процентные затраты, которые предлагают нам взять в целом на содержание, мы просто не в состоянии взять. Это ещё дополнительно около 100 миллионов рублей мы должны завести в бюджет».

Но РЖД свою позицию не изменило – это подтвердил собравшимися начальник отдела по работе с органами власти Приволжской железной дороги Андрей Верховский, хотя, по его словам, были найдены «какие-то пути решения». Верховский поблагодарил областного министра транспорта Чурикова «за те шаги, которые были предприняты в декабре, январе», но заметил, что комитетом по тарифам до сих пор не принят экономически обоснованный тариф на 2015 год. «И это не позволяет нам двигаться дальше», – высказал озабоченность представитель РЖД и попросил Сараева посодействовать в решении этого вопроса.

«Мы уже очень долго и подробно объясняем Лиходаеву (заместитель начальника Приволжской железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти. – Прим. ред.): поплотнее работать с комитетом по тарифам, и будет результат», – в ответ заявил Сараев. И попросил закрыть этот вопрос в течение текущей недели. При необходимости он и сам согласен в закрытии вопроса поучаствовать, однако просит помнить о «несоизмеримости» запросов РЖД. И еще РЖД стоит иметь в виду, что в проект государственно-частного партнёрства по созданию новой (независимой от РЖД) пассажирской компании, о котором не так давно заговорило областное правительство, уже поступило первое предложение.

В ходе разговора Андрей Верховский заметил, что средняя зарплата в железнодорожной отрасли в области по итогам минувшего года составила 33 610 рублей.

«Коллектив заулыбался... – заметил Сараев. – 33 тысячи в других организациях руководитель получает, я так понимаю. Нам как-то весело стало от ваших цифр. Вот это содержание инфраструктуры, которую вы предлагаете нам компенсировать».

«Содержание инфраструктуры в пригородном сообщении с ростом с 1 до 25 процентов – это решение правительства РФ, к этому РЖД не имеет отношения, – парировал Верховский. – И все те расчёты и взаимоотношения, которые сейчас между регионами и пригородными компаниями происходят, происходят в рамках действующего законодательства – методик и так далее. Если они несовершенны, нужно в законодательном порядке их исправлять. Мы это не отрицаем и готовы в этом направлении работать, совершенствовать законодательство».

Остается добавить, что, по словам Верховского, в 2014 году предприятия железнодорожного транспорта перечислили в бюджет области почти два миллиарда рублей налоговых платежей, а это около 80 процентов всех платежей транспортных предприятий. В 2015 году эта сумма должна увеличиться. Ну и как с ними всерьез ссориться после таких цифр?