Гастарбайтер станет редким гостем?

Оценить
Гастарбайтер станет редким гостем?
Фото Вера Салманова
По подсчетам ФМС, в январе количество мигрантов, въехавших в Россию, снизилось на 70 процентов

В нынешнем году вступили в силу поправки в миграционное законодательство, касающиеся иностранцев, которые хотят работать или навсегда поселиться в России. Теперь приезжие обязаны сдавать комплексный экзамен на знание русского языка, истории и основ законодательства России. Это требование относится и к сезонным рабочим, и к мигрантам, желающим получить разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство. В зависимости от уровня сложности экзамен стоит от 4900 до 5300 рублей.

Граждане стран СНГ, с которыми у РФ действует безвизовый режим, могут теперь въехать в Россию только по загранпаспорту. Еще одним новшеством стала обязательная покупка патента. Раньше такой документ требовался только для работы у частных лиц – например, на строительстве дач. Сейчас патент нужен всем гражданам безвизовых стран СНГ, которые при пересечении границы указали, что едут в Россию на заработки.

В Саратовской области патент стоит 3,1 тысячи рублей в месяц (в Москве – около 4 тысяч рублей). Кроме того, каждый гастарбайтер должен купить полис добровольного медицинского страхования, обеспечивающий экстренную помощь. Также с нового года работодатели обязаны делать за мигранта отчисления в Фонд социального страхования в размере 1,8 процента от фонда оплаты труда, благодаря этому иностранные работники получат право на больничные через шесть месяцев работы. По подсчетам федерального министерства труда и соцзащиты, «рабочий-иммигрант стал с 1 января на 30 процентов дороже, практически цена рабочей силы между российским работником и мигрантом выровнялась».

Как полагают эксперты, из-за ужесточения требований и кризиса в экономике гастарбайтер в России может стать редким гостем. Как заявил глава ФМС РФ Константин Ромодановский, в январе число мигрантов, по сравнению с прошлогодними данными, снизилось на 70 процентов. «Регионы почувствовали, что в январе мигрантов стало значительно меньше», – подтверждает руководитель Минтруда Максим Топилин.

Как это по-русски?

Саратовский государственный университет первым в регионе начал принимать комплексный экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства России. В корпусе, где проводится тестирование, много посетителей. Мужчина с пышными усами бархатным тоном гудит: «Жена не смогла на экзамен приехать, беременная она». Будущего папу ободряют, сообщая, что супруга может приехать через месяц. Девушка с печальным лицом нервно мнет сиреневый шарфик, шарфик очень идет к ее черным волосам. На стуле у двери расположилась женщина средних лет. В ответ на просьбу еще подождать она смиренно кивает.

О введении обязательного экзамена для мигрантов говорили давно. Госдума приняла соответствующий законопроект в первом чтении еще весной 2013 года. Весной 2014-го поправки в федеральный закон

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» были утверждены, а с 1 января вступили в силу. Содержание тестов разработали вузы-учредители Российского тестового консорциума – МГУ, Российский университет дружбы народов, государственный институт русского языка имени Пушкина и Санкт-Петербургский государственный университет. Они же обучают тестеров, которые могут проводить экзамен на местах.

В конце декабря стало известно, что Минюст зарегистрировал приказ Министерства образования и науки о предоставлении права проведения комплексного экзамена пяти вузам. Это МГУ имени Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, РУДН, Институт русского языка имени Пушкина и Тихоокеанский государственный институт. Они заключают договоры с образовательными учреждениями, которые организуют тестирование в регионах.

Как говорит Наталья Сидорина, заведующая подготовительным отделением регионального центра довузовского образования СГУ, сразу после новогодних праздников начали раздаваться звонки по поводу экзамена, желающих оказалось много. Записываться на экзамен нужно заранее по телефону 500-972 (как правило, мигрантам сообщают, как связаться с центром, в ФМС). Количество мест не ограничено. Как поясняет Наталья Петровна, в центре работают пять сертифицированных тестеров, университет располагает аудиториями на сто человек, есть возможность принимать большие группы. Экзамен нужно заранее оплатить. Тестирование для мигрантов, желающих оформить патент или разрешение на работу, стоит 4900 рублей, а для тех, кто претендует на разрешение на временное проживание или вид на жительство, – 5300, так как им нужно ответить на большее количество вопросов.

Комплексный экзамен состоит из трех модулей. В разделе русского языка проверяется знание лексики, грамматики, умение читать, понимать устную речь, писать и говорить. Наталья Петровна перелистывает журнал с образцами заданий. Например, участникам экзамена дается предложение с пропущенным словом: «Извините, ... будет зарплата?» (варианты ответов: сколько, как, когда). Нужно уметь прочитать короткий текст, например, объявление, написать заявление или заполнить анкету и коротко побеседовать с экзаменатором.

На сайте Головного центра тестирования иностранных граждан МГУ по адресу www.gct-msu.ru и Российского тестового консорциума по адресу www.testcons.ru выложены типовые задания по истории. В частности, приведены 17 «дат, обязательных для запоминания»: список начинается 988-м годом, когда было принято христианство на Руси, и заканчивается строчкой «2012 по н. в. президент В. В. Путин». Перечислены 25 военных и государственных деятелей (мигрант должен знать хотя бы их род занятий) – от Владимира I Святославовича до Валентины Матвиенко и Сергея Нарышкина.

В модуле «Основы законодательства» участников могут ждать примерно такие вопросы: «В чем заключается назначение полиции?» (А. В защите справедливости. Б. В охране общественного порядка. В. В защите государственной власти от закона), «Как расшифровывается ФМС России?» (А. Федеральная медицинская служба России. Б. Федеральная миграционная служба России. В. Федеративная миграционная служба России), «Как называется срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению?» (А. Срок годности. Б. Срок давности. В. Срок реализации), «Кто обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре?» (А. Никто. Б. Продавец. В. Охранник.), «Могут ли иностранцы, имеющие все необходимые документы, свободно передвигаться по России?» (А. Да. Б. Нет. В. Только в составе экскурсионных групп).

Трудовые мигранты, желающие получить патент или разрешение на работу, должны закончить работу за 90 минут. Иностранцы, претендующие на РВП или вид на жительство, – за 135 минут, им предлагается вдвое больше вопросов по истории и основам законодательства.

Комплексный экзамен проводится каждую неделю по вторникам. По словам Натальи Сидориной, первый раз пришли 25 человек, второй – 35, из них половина – трудовые мигранты. Как отмечает тестер, уровень подготовки зависит от многих причин: например, люди, учившиеся еще в советских школах на русском языке, выполняют задания без проблем (по закону иностранцы, имеющие школьный аттестат, выданный до 1991 года на территории СССР, освобождены от экзамена, но если аттестат выдан, например, в 1992-м, придется сдавать). Молодым сложнее.

Можно предположить, что на родине людей, отправляющихся в Россию на заработки, не оповещают о законодательных новшествах, не говоря уже о подготовке к экзамену.

В России учиться мигрантам некогда: документы на получение патента нужно подать в ФМС в течение 30 дней с момента пересечения границы. За это время нужно оформить временную регистрацию, сделать нотариально заверенный перевод паспорта, сдать анализы на наркоманию, ВИЧ и другие тяжелые заболевания, купить полис добровольного медицинского страхования, получить ИНН, заплатить налог за патент, а также успеть сдать экзамен и получить сертификат. По закону на выдачу сертификата отводится десять рабочих дней. Сертификат выдают только пять вузов, указанные в приказе Министерства образования и науки РФ, то есть готовые документы присылают в регион из Москвы. В Саратов первые сертификаты должны прийти в начале февраля.

Дворникозамещение

В начале года, когда, по выражению главы города Олега Грищенко, «зима щедро одарила нас снегом», саратовцы заметили, что с улиц исчезли привычные брюнеты в оранжевых куртках, боровшиеся за чистоту последние пару лет. Кто же заменит дворников-мигрантов?

«Хотите знать, сколько получает дворник с российским паспортом? Сейчас я вас поражу», – говорит саратовец Александр Демидов и показывает СМС (на экране хорошего смартфона, кстати): 3081 рубль. Вообще-то Александр – системный администратор с 20-летним стажем. Переквалифицироваться ему пришлось в результате одной неприятной встречи с представителями ОБЭПа. «Приехал я к человеку, починил ему компьютер. Он и говорит: мне, мол, нужна программа для черчения, у меня девушка учится, установи «Компас-3d». Выхожу, бац – мне корочки в лоб, ОБЭП». Александр доставил следователю и суду некоторое количество хлопот – спорил, требовал свидетелей, подавал ходатайства. В итоге получил год исправительных работ и 200 тысяч рублей возмещения ущерба правообладателям.

По закону осужденные, не имеющие основного места работы, отбывают исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. В инспекции Александру показали целый список ТСЖ, желающих принять специфические кадры, и определили в дворники. «В нашем ТСЖ двенадцать дворников. Ни одного узбека или таджика. Большинство, как и я, на исправительных работах – злостные алиментщики и люди, которые не расплатились по кредитам, их осудили за мошенничество. Кто же по доброй воле и в здравом уме на такую работу пойдет?»

По словам собеседника, в ТСЖ 146 многоэтажных домов и 80 вакансий дворников. Поэтому имеющуюся дюжину тружеников метлы «посылают в первую очередь туда, откуда жильцы позвонили и пожаловались». В 7:45 утра нужно быть на работе и получить инвентарь. «Перчатки я покупаю сам. Выдают «желтуху» – форменную жилетку, лопаты покупают самые дешевые, ломаются, как спички. Месяц не могли песок купить, выскребывали последний, пополам с землей мешали и этим посыпали дворы». Александр рассказывает, как по восемь часов в день долбит лёд: «В 25-градусный мороз это то же самое, что пытаться расколоть кирпич», – а после 17:00 мчится по клиентам чинить компьютеры. «Как иначе мне прокормить жену-инвалида и младенца?»

Как сообщили «Газете недели» в пресс-службе регионального УФСИН, сейчас благоустройством территорий в Саратове и районах области заняты 307 человек, осужденных к обязательным и исправительным работам.

Как пояснил заместитель главы городской администрации Дмитрий Федотов, вряд ли осужденные полностью заменят гастарбайтеров на уборке города: «Мы пробовали пользоваться этим ресурсом, но эффективность их работы оказалась крайне низка».

– Три-четыре года назад уборкой улиц занималось около 200 мигрантов, к концу 2014-го их осталось восемьдесят, – говорит Дмитрий Александрович. – Во-первых, есть вопросы к их работе: нужен человек, который будет стоять над душой, чтобы они работали. Во-вторых, за последние годы сильно выросла стоимость иностранных работников. Повысился подоходный налог, появились патенты, в результате один рабочий по договору аутстафинга (заемного труда) обходится нам в 35–40 тысяч рублей. Это уже сопоставимо с расходами на российских работников, работающих по Трудовому кодексу: 18–22 тысячи рублей зарплата, плюс налоги, плюс инвентарь.

Пока мигранты работают по прошлогодним контрактам. Весной будут новые контракты, тогда и узнаем, как отражается валютная ситуация на количестве иностранных работников. Думаю, поток сократится, но не иссякнет: в связи с ситуацией на валютном рынке их доходы, конечно, упали, но на родине им работать особо негде.

Чтобы убирать Саратов быстро и чисто, нужно 600 дворников. У нас есть 150, из них половина – мигранты. Возможно, из-за ситуации в экономике в город вернется часть саратовцев, которые находятся на заработках в Москве и на Севере, но этот поток не будет массовым. Мой знакомый работает в Москве водителем у бизнесмена, жалуется, что ему вдвое урезают зарплату, то есть вместо 150 тысяч рублей он будет получать 80 тысяч. То же самое и «на северах»: зарплаты там сократят: если сейчас они начинаются от 100 тысяч, будут начинаться от 70 000. Это же не повод возвращаться в Саратов и работать за 18 000?