Понятно, что нужно, не понятно – как

Оценить
В Саратовской области снова думали, как перестраивать города и возводить вместо старых зданий новые

Перед Саратовской областью в очередной раз «внезапно» встала проблема застроенных территорий. Не столько их развития, сколько вообще вопрос, что с ними делать. При наличии огромного количества домов под снос, как оказалось, практически нет желающих использовать освобождающиеся под ними участки в своих коммерческих интересах. Особенно актуальна эта проблема для Саратова. И вот как раз её в минувшую среду обсуждали в рамках заседания круглого стола депутаты областной думы, правительственные чиновники, представители муниципалитета, строители и эксперты-архитекторы. Ничего, как водится, на этом мероприятии не решили. Зато от души покричали и поспорили.

Нет механизма, выгод и желающих

Обсуждение заявленной темы развивалось по двум направлениям: выявляли ключевые трудности освоения застроенных территорий и обсуждали возможности и перспективы сохранения исторического центра Саратова. Второе направление по существу превратилось в публичные разборки строителей с областным министерством культуры. Но об этом позже.

Согласно информации, предоставленной министерством строительства и ЖКХ Саратовской области, основные проблемы с освобождающимися после сноса аварийных домов земельными участками сосредоточены в городе Саратове. Здесь с 2008 года было расселено 110 многоквартирных домов. Снесено уже 52 дома. Но участки под ними пока никак не используются. По словам представителей администрации города, в муниципалитете нет чёткого представления, что с ними делать. Да и среди инвесторов как-то не очень наблюдаются желающие найти этим площадкам применение.

Кардинально иная ситуация сложилась в двух других крупных городах региона. В Энгельсе из расселенных 53 домов 52 уже снесено, под строительство отдали 35 участков, а на 17 участках строительство уже завершено. В Балакове, по данным чиновников от минстроя, программу переселения завершили полностью. Здесь расселено 68 домов, снесено 49, под строительство отдали 21 участок, 16 участков ставятся на кадастровый учет. Остальные формируются.

Что касается саратовских проблем, то, как пояснил начальник управления жилищной политики министерства строительства и ЖКХ области Эльдар Биктимеров, главная из них в недостаточности финансирования организации работы по сносу ветхих построек. У муниципалитета своих средств на это нет. А инвесторы не вовлекаются. Говорят, что им не выгодно.

Без начального не будет и конечного

Этот момент участникам круглого стола пояснил начальник управления капитального строительства городского комитета по градостроительству и архитектуре Павел Мигачев. По его словам, не всегда на месте снесенного старого можно построить что-то новое. И загвоздка тут в плотности городской застройки. Мол, если снести аварийную пятиэтажку в густо заселенном районе города, то строить на её месте дом большей этажности не так уж и выгодно. К тому же возможность развернуть строительство в столь стеснённых условиях сильно ограничена.

Яков Стрельцин, член Общественной палаты города Саратова, председатель правления ассоциации «Союз застройщиков», включившись в обсуждение, заявил, что для инвесторов на самом деле нет проблемы сноса ветхих домов как такового, но только при условии, что они чётко видят, каким будет результат их вложений. Если строить жилую или коммерческую недвижимость – это одно, тут выгоды понятны. Но совсем другое – это парковки или скверы, которые нужны городу. В этом случае участие муниципалитета обязательно и логично.

Кроме того, по словам Стрельцина, в вопросе освоения участков, освободившихся после расселения аварийных домов, застройщиков очень смущает отсутствие у городских властей представления, чего они в конечном итоге хотят. Всем был бы полезен перечень участков с определением назначения и схемой для наглядности. Например, столько-то таких-то участков – под жилую застройку, столько-то или такие-то участки – под организацию парковок, столько-то – под скверы и парки и т. д.

Это мнение поддержал и Александр Джашитов, председатель Ассоциации самоуправляемых территорий города Саратова. Он отметил, что отсутствие математических расчётов в этом вопросе губительно.

«Вы хотите увидеть конечный результат, не имея даже начальных данных. Но ведь так не бывает, – заявил Джашитов представителям саратовской администрации. – Вы посчитали, сколько городу нужно жилья бизнес-класса, экономкласса, сколько нужно социального жилья, сколько нужно парковок, скверов и прочего? Кто за вас это должен сделать?»

В ходе дискуссии выяснилось, что эти моменты должны быть прописаны в муниципальной программе развития застроенных территорий, с принятием которой Саратов по каким-то причинам тормозит. В отличие от других муниципальных образований региона, как оказалось. Представители саратовской администрации толком не смогли пояснить, почему город до сих пор не принял программу. Сослались на ожидание соответствующего федерального закона, который в настоящее время находится в стадии разработки и в котором должны быть прописаны механизмы привлечения инвесторов и взаимодействия с ними.

Сомнительные ценности как вредительство минкульта

С лёгкой руки Якова Стрельцина обсуждение проблем освоения застроенных городских территорий плавно перетекло в обсуждение перспектив сохранения исторической части города. По словам Стрельцина, историческая значимость очень многих архитектурных сооружений в ветшающем центре Саратова сильно преувеличена. Например, особняк «где жила какая-нибудь вдова какого-нибудь прапорщика», ценность которого очень сомнительна, оказывается неприкосновенным. При этом его содержание дорого обходится государству, а город не может развиваться, потому что памятник ни снести, ни перестроить.

С энтузиазмом в эту тему включились депутаты Сергей Курихин и Леонид Писной. При этом последний рассказал о доме на Мичурина, 45. На расселение этого дома, по словам Писного, ушло шесть лет. На эти цели было потрачено 80 миллионов рублей, которые депутат-строитель, по его признанию, взял в кредит. Теперь эти деньги по тому адресу просто похоронены. Потому что сразу после того, как дом был расселён, средства потрачены и дело осталось только за сносом, минкульт области объявил ветхое строение памятником исторического значения.

Леонид Александрович, ищущий теперь справедливости в судах, описывая эту ситуацию, эмоций своих не сдерживал. И попросту орал на присутствовавшего здесь же министра культуры Саратовской области Светлану Краснощёкову, виня её в произошедшем.

К негодованиям Писного подключился и Сергей Курихин, заявив, что подобный случай не единственный, что это уже целая стратегия минкульта, непонятно, правда, на что направленная. Он тоже не особенно стеснялся в выражениях и называл чиновников министерства культуры Саратовской области «безмозглыми» и «сумасшедшими», препятствующими строительным компаниям в работе над улучшением архитектурного облика Саратова.

Курихин заявил при этом, что областной минкульт просто обязан отметить на карте все имеющиеся и вновь выявленные исторические памятники. И обнародовать эту схему строителям. «Да если я буду видеть, что в каком-то районе есть объект культурного наследия, я туда и близко не сунусь, – заявил депутат. – А иначе министерство нам так и будет преподносить такие сюрпризы».

Светлана Краснощёкова пыталась отбиваться от нападок депутатов. Говорила, что обязанности министра она выполняет всего год и не может отвечать за решения, принятые её предшественниками. Выступала против застройки исторической части города, аргументируя свою позицию узостью функционирующих там дорог и отсутствием возможности расширения улиц. Уплотнение застройки в центральном районе Саратова, по её словам, попросту парализует город. Оправдывалась тем, что все ограничения, связанные с историческими зданиями, регламентированы федеральным законодательством. И что в случае несоблюдения законов застройщиками прокуратура с претензиями придёт в первую очередь к ней, как к министру. Однако вскоре все попытки вести диалог с разбушевавшимися парламентариями Краснощёкова оставила, отметив, что никого кроме себя её оппоненты очевидно слушать не хотят.

Когда страсти немного поутихли, председательствовавший на мероприятия депутат Сергей Нестеров сделал пару нехитрых выводов из сумбурного разговора. Он отметил, что развивать исторический центр города необходимо, равно как и сохранить ряд ограничений по его перестройке. Но так как невыясненных моментов в этих сложных вопросах осталось ещё много, предложил собраться для беседы ещё раз. Через месяц. И уже тогда попробовать что-нибудь решить.