Даром стараются

Оценить
Строительным организациям, работающим на площадке нового аэропорта, не платят за уже сделанное

На строительной площадке нового аэропорта «Центральный» в Сабуровке прекращены практически все работы, со дня на день будет отключено электричество. Целый ряд строительных организаций обвинил генерального подрядчика – саратовскую компанию «Волгомост» – в неуплате долга за уже выполненные работы. Субподрядчики должны были к началу 2014 года установить контрольно-пропускной пункт, построить командно-диспетчерский пункт с дизельной электростанцией и различные объекты управления воздушным движением, радионавигации и посадки, а также метеоборудование аэропорта. Однако оплата за работу так и не поступила.

Подрядчики и субподрядчики

Схема строительства объектов нового аэропорта, на этапе, когда областной бюджет не был задействован, а средства поступали из Москвы, такова. В 2012 году федеральное предприятие «Администрация гражданских аэропортов» заказала работу саратовской компании «Волгомост», которая наняла целый ряд субподрядчиков, возложив на них строительство. Аванс из федерального бюджета в «Волгомост» поступил, однако деньги до субподрядчиков так и не дошли. Среди компаний, которые уже прекратили работы в Сабуровке, не дождавшись оплаты, ООО «ВСК-Электро», ООО «Волгоспецмонтаж», ЗАО «Волгаспецремстрой». Еще одна компания, ООО «Трансстроймеханизация», подала на «Волгомост» в суд и выиграла.

В 2012 году «Трансстроймеханизация» заключила с компанией «Волгомост» договор на выполнение работ. Стоимость контракта составила более 1,7 миллиарда рублей, а работы первого этапа должны были вестись с марта 2013 года до сентября 2014-го. В 2013 году сумма работ, выполненных строителями «Трансстроймеханизации», оказалась сравнительно небольшой – 434 миллиона рублей, из которых 240 миллионов «Волгомост» оплатил летом 2014 года. После всех взаимозачетов неуплаченными оказались 166 миллионов рублей, которые и стали предметом иска со стороны «Трансстроймеханизации», потребовавшей также оплаты неустойки в размере 11 миллионов. Дело рассматривал судья саратовского арбитражного суда Павел Безруков, который претензии московских строителей удовлетворил полностью, и присудил «Волгомосту» выплатить весь долг. Интересно, что если до лета 2014 года «Волгомост» прочно ассоциировался с коммерческими интересами братьев-бизнесменов Ротенбергов, то теперь с компанией судится «Трансстроймеханизация», входящая в список дочерних компаний ОАО «Мостотрест», долю в котором в свою очередь через кипрскую «Marc O’Polo» имеют Ротенберги – до октября 2014 года Аркадий Ротенберг, а после – его сын. Интересно, что в конкурсе на строительство первой очереди аэропорта кроме «Волгомоста» участвовала также и «Трансстроймеханизация», выступившая впоследствии субподрядчиком.

«Не вправе вмешиваться»

Пресс-секретарь «Мостотреста» Анна Вострухова, также как пресс-секретарь «Волгомоста» Андрей Гусев, изначально заверили, что готовы прокомментировать сложившуюся ситуацию, однако ответ так и не дали, а потом и вовсе стали игнорировать все попытки с ними связаться.

В ответ на запрос о том, не видит ли заказчик строительства «Администрация гражданских аэропортов» риска для возведения нового саратовского аэропорта, пресс-служба ведомства ответила: «У предприятия оформлены договорные отношения с генподрядчиком «Волгомост». При этом в отношения между генподрядчиком и субподрядчиками предприятие не вправе вмешиваться. Авансовые платежи генподрядчику были перечислены в 2012-2013 годах». Таким образом, отказ субподрядчиков работать без оплаты федеральное предприятие комментировать отказалось. Также осталось неизвестным, будет ли заказчик предпринимать какие-то действие для продолжения строительства.

Некоторые другие субподрядчики также подали иски в суд, но решение по ним еще не вынесено. В областном арбитражном суде уже назначены заседания по иску от энгельсского ЗАО «Автогрейд», которое требует взыскать в «Волгомоста» 78,6 миллиона рублей. Еще один иск на 45,4 миллиона пока оставлен без движения, но, очевидно, также станет предметом разбирательства. Если учесть, что контракт с «Автогрейд» был заключен на 360,4 миллиона рублей, получается, что компания не получила больше трети всех заработанных денег. Пресс-служба «Автогрейда» подтвердила судебную тяжбу с «Волгомостом», однако от прогнозов, будет ли продолжена стройка аэропорта, компания отказалась.

Грани протеста

Впрочем, у «Волгомоста» проблем и без судебных исков хватает. По данным источника в компании, у нее накопилась задолженность перед работниками и по заработной плате. Строители Мостоотряда № 57 в Волгограде (филиал «Волгомоста». – Прим. авт.) составили коллективную жалобу из-за неполучения зарплаты. На грани публичного протеста и рабочие в Саратове.

Проблемы саратовской компании удивительны, если учесть, что «Волгомост» обосновался на 17-м месте в рейтинге самых быстрорастущих российских компаний, который составил РБК по итогам прошлого года. По данным издания, выручка компании поднялась за три года с 7,2 млрд рублей в 2010 году до 24,5 в 2013-м. В это же время сумма государственных контрактов выросла с 2 до 25 млрд рублей. Однако такое изобилие было в то время, когда компания была аффилирована Аркадию Ротенбергу. Впрочем, официального подтверждения этому никогда не поступало. Зато в августе пресс-служба «Волгомоста» подтвердила информацию о смене собственника, заявив, что бенефициарием компании стал Туфан Садыгов, малоизвестный московский предприниматель, занимающийся уборкой улиц от снега и ремонтом дорог в Северо-Восточном и Северном округе столицы, где до 2012 года заместителем префекта был его дядя Фазиль Измайлов. В 2010 году Садыгов являлся замруководителя службы заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства столичного округа и занимался оформлением документов на государственные заказы уборки территории. Через четыре года он уже бенефициарий компании с оборотом в несколько миллиардов рублей. Кроме того, он владелец долей в девяти компаниях, однако по обороту ни одна и близко не подходит к «Волгомосту». По данным «Ведомостей», в Турции Садыгову аффилирован гостиничный комплекс.

Из Уфы в Керчь, из Керчи в Уфу...

Если проанализировать списки аффилированных лиц «Волгомоста», которые находятся в открытом доступе на сайте компании, то изменения владельца видно отчетливо: в январе-феврале из списков пропадают кипрские Sormenia Investments ltd, Eltores Investments ltd и Е. С. С. Р. Investment ltd. Их доли перешли к отечественным компаниям, в том числе к ОАО «Дмитровский автодор» Туфана Садыгова. Интересно, что и проблемы с получением новых крупных контрактов связывают с изменением собственника «Волгомоста». Так, в августе саратовская компания после череды скандалов и судебных тяжб упустила заказ на строительство крупнейшего моста через реку Белую в Уфе. Долгое время «Волгомост» рассматривался в качестве основного претендента на строительство моста через Керченский пролив, однако по последним данным и этот сладкий кусок государственного заказа достался компании Аркадия Ротенберга. В октябре 2014 года государственная компания «Автодор» разорвала контракт с «Волгомостом» на реконструкцию автомагистрали М-4 Дон от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Причиной послужило отставание работ от графика. Кроме потери контракта «Волгомост» рискует лишиться и банковских гарантий в размере более чем 3,5 миллиарда рублей, которые потребовал «Автодор», обратившись за деньгами в банк ВТБ-24. Кроме того, в московский арбитражный суд были направлены иски к «Волгомосту», с требованием взыскать с него больше 1,15 миллиарда рублей неустойки. Пока что иски, поданные с нарушениями, оставлены без движения, но судя по тому, что в удовлетворении ответного иска «Волгомоста» с требованием почти 2,5 миллиардов рублей от «Автодора» было отказано, перспективы у государственной компании не плохие. Если суд удовлетворит ее требования, «Волгомост», скорее всего, оправиться уже не сможет. А на довершение работ на трассе Дон уже найден другой подрядчик – ОАО «Донаэродорстрой», цена контракта которого больше, чем у «Волгомоста» на 3,1 миллиарда рублей.

* * *

За 2014 год в компании «Волгомост» сменился генеральный директор и фактический владелец. Работникам предприятия перестали выплачиваться зарплаты, а субподрядчики завалили суды исками из-за неоплаченных выполненных работ. При этом компания является генеральным подрядчиком ряда важнейших и очень финансово затратных объектов в регионе, а число работников более 5 тысяч человек. Менеджмент компании, на правах анонимности, предположил, что фактически происходит разграбление одного из крупнейших предприятий отрасли, а все средства выводятся из организации намеренно. В таких условиях строительство нового аэропорта в Сабуровке и, например, мостового перехода возле Балакова, представляется весьма сомнительным.